Дело № 2-515/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2015 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Охроменко С.А.,
при секретаре Погоденковой О.В.,
с участием помощника Канского межрайонного прокурора Карпович П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия, выражающееся в непринятии мер по организации стационарного электрического освещения незаконным, обязании организовать стационарное электрическое освещение на участках автодороги г. Канска,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия, выражающееся в непринятии мер по организации стационарного электрического освещения незаконным, обязании организовать стационарное электрическое освещение на участках автодороги г. Канска, мотивируя свои требования тем, что Канской межрайонной прокуратурой была проведена проверка организации уличного освещения на территории муниципального образования г. Канск Красноярского края, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства. В силу ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.3 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 29 Устава муниципального образования г. Канск Администрация МО г.Канск является исполнительным органом местного самоуправления города.
Таким образом, обязанности по решению вопросов, связанных с уличным освещением населенных пунктов МО г. Канск, а также с обеспечением безопасности дорожного движения, возлагаются на органы местного самоуправления городского округа и являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Так в ходе проверки было установлено, что на нескольких участках дороги отсутствуют линии уличного освещения, а именно:
-объездная дорога <адрес>;
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>.
Отсутствие наружного уличного освещения в местах автодорог, где оно предусмотрено законодательством, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, а тем самым угрозу для жизни и здоровья граждан в вечернее и ночное время суток, так как способствует совершению дорожно-транспортных происшествий.
Канский межрайонный прокурор просит признать бездействие администрации г. Канска о признании бездействия, выражающееся в непринятии мер по организации стационарного электрического освещения незаконным, обязании организовать стационарное электрическое освещение на участках автодороги г. Канска.
Помощник Канского межрайонного прокурора в судебном заседании Карпович П.С. исковые требования уточнила, просила обязать организовать стационарное электрическое освещение на участках автодороги г. Канска в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель администрации г. Канска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Канский» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен, о причинах неявки суд не известил.
Суд, заслушав помощника Канского межрайонного прокурора Карпович П.С., исследовав письменные материалы дела, считает, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Статья 67 ГПК РФ предусматривает, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", организация освещения улиц относится к вопросам местного значения.
В соответствии с п. 18, 22 ст. 6 Устава <адрес> к вопросам местного значения города относятся: в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, и организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.
Пункт 5 части 1 статьи 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского округа дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается, в том числе, и деятельность по содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.5 ст.3 указанного Закона № 257-ФЗ элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.На основании ст.34 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, является принуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством установление наружного (стационарного) электрического освещения в населенном пункте является безусловной обязанностью органа местного самоуправления.
В судебном заседании было установлено, что на <адрес> отсутствуют линии уличного освещения, что подтверждается актом специальной проверки освещения на улицах и дорогах г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-7).
В нарушение действующего законодательства администрация г. Канска ненадлежащим образом организовала в границах города уличное освещение, о чем свидетельствует отсутствие освещения на вышеуказанных участках улиц. При таких обстоятельствах, поскольку администрация г. Канска является органом местного самоуправления, обязанным обеспечить освещение улиц города Канска, суд считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором исковые требования.
Исходя из содержания Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы, удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях. Отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Отсутствие уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия, выражающееся в непринятии мер по организации стационарного электрического освещения незаконным, обязании организовать стационарное электрическое освещение на участках автодороги г. Канска - удовлетворить.
Признать бездействие администрации г. Канска по не принятию мер по организации стационарного электрического освещения на участках автодорог <адрес>, а именно: <адрес> до <адрес> незаконным.
Обязать Администрацию г.Канска Красноярского края организовать стационарное электрическое освещение на участках г.Канска, а именно: <адрес> в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Судья: Охроменко С.А.