Гражданское дело №2-655/2018
Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2018 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
Председательствующего судьи Полянской Е.Н.
При секретаре Олиной А.А.
С участием истца Федорович Н.И.
Представителя ответчика Покидышевой М.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорович Н.И. к администрации г. Красноярска, администрации Октябрьского района в г. Красноярске, Правительству Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Федорович Н.И. обратилась в суд с иском к администрации г. Красноярска, Правительству Красноярского края, администрации Октябрьского района в г. Красноярске, мотивировав требования тем, что страдает <данные изъяты>, в связи с чем невозможно совместное проживание других граждан с нею в одной квартире, является инвали<адрес> группы. Проживает квартире по адресу <адрес> совместно с матерью Ф.И.В., при этом, поскольку квартира является однокомнатной, выделить отдельную комнату для проживания истцу невозможно. С учетом того, что фактически истец проживает с матерью отдельными семьями, решением УСЗН администрации Октябрьского района г. Красноярска истец признана малоимущей (без учета данных о матери и принадлежащем ей имуществе). В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 «<данные изъяты>» истец имеет право на обеспечение жильем по договору социального найма во внеочередном порядке. Истец обратилась в администрацию Октябрьского района в г. Красноярске с заявлением о принятии ее на учет, однако распоряжением от 05.06.2017 №457-р в постановке на учет ей было оказано. 27.04.2017 истец обратилась с заявлением в администрацию г. Красноярска с просьбой предоставить жилье, однако ей так же было отказано. Обращение в Правительство Красноярского края по данному вопросу так же было проигнорировано, и перенаправлено в администрацию г. Красноярска.
Просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчиков, в случае необходимости, принять ее на жилищный учет, предоставить в пределах г. Красноярска во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 36 кв.м. за счет средств бюджета Российской Федерации либо из муниципального жилищного фонда г. Красноярска.
Впоследствии истец уточнила исковые требования, просит обязать администрацию г. Красноярска предоставить ей благоустроенное жилое помещение в г. Красноярске изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям на условиях договора социального найма.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования, а так же представленные ею дополнительные письменные пояснения, в которых указала, что на основании ее обращения БТИ г. Красноярска произведены пересмотр площади жилого помещения, где истец проживает, его площадь составляет 35, 6 кв.м. (а не 36,1 кв.м., как указано по ордеру). Обновленные сведения внесены в ЕГРН. Согласно финансово- лицевого счета, в квартире проживают 3 человека, следовательно, на одного проживающего приходится 11,86 кв.м., что менее учетной нормы. Распоряжением администрации Октябрьского района г. Красноярска от 27.11.2017 №996-р истец принята на учет нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке. Истец обратилась в администрацию г. Красноярска, однако в предоставлении жилого помещения ей было отказано, со ссылкой на отсутствие жилых помещений. Таким образом, ответчик в настоящее время не оспаривает ее право на получение жилого помещения, поэтому ее право должно быть реализовано во внеочередном порядке.
В ходе судебного разбирательства пояснила, что в квартире по <адрес> проживает мать истца Ф.И.В. а так же сын матери – брат истицы Т.И.В., возраст 6 лет. Ранее ребенок проживал вместе со своим отцом в квартире по адресу <адрес>, собственником этой квартиры является мать истца. В настоящее время в этой квартире проживает отец ребенка- гражданский супруг матери, частично квартира сдается в аренду. При постановке на жилищный учет в администрацию Октябрьского района истец сведения о наличии у матери в собственности другой квартиры не предоставляла. Полагает, что это обстоятельство не имеет значения, так как у матери другая семья.
Представитель ответчика администрации Октябрьского района в г. Красноярске Покидышева М.В., действующая по доверенности от 28.03.2017, исковые требования не признала, суду пояснила, что при постановке истца на учет администрация района не проверяла данные о наличии у матери истца в собственности другой квартиры. С учетом этого жилого помещения, у истца нет нуждаемости в жилье.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска не явился, ранее, в судебном заседании 21.08.2017 представитель ответчика Петрушина Н.Ю., действующая по доверенности от 14.03.2016, иск не признала, ссылаясь на то, что истец не является нуждающейся в обеспечении жильем, что установлено вступившим в законную силу решением суда. Это условие является необходимым для предоставления жилого помещения лицам, в том числе, страдающим определенными формами заболеваний. Расходные обязательства по предоставлению жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 «<данные изъяты>» бюджетом муниципального образования не предусмотрены, и таким лицам жилье предоставляется за счет средств федерального бюджета.
Представитель ответчика Правительства Красноярского края в судебное заседание не явился, ранее представил ходатайство о рассмотрении дела свое отсутствие. Представил письменный отзыв, в котом указал, что правовым основанием предоставления жилого помещения истец указывает пункт 5 ст.14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», в Красноярском крае не принят закон, устанавливающий порядок предоставления жилого помещения указанной категории граждан, поэтому обеспечение жильем в соответствии с названным законом, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, и Правительство края не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором указал, что во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 №30-П федеральным законодателем внесены изменения в статью 14 Федерального закона «О <данные изъяты>», в соответствии с которой больным <данные изъяты> предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Таким образом, в отношении указанной категории граждан действует общий порядок, предусматривающий обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленный ч.3 ст.49 и пунктом 3 части 2 ст. 57 ЖК РФ. Специальное правовое регулирование, предусматривающее обеспечение таких граждан жилыми помещениями во внеочередном порядке из государственного жилищного фонда, отсутствует.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 5 ст.14 Федерального закона от 18.06.2001 №77-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 124-ФЗ) установлено, что больным <данные изъяты> предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст..49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть1).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (часть 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3).
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма перечислены в части 1 ст.51 ЖК РФ.
В частности, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 1);
являющиеся собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4).
Частью 2 указанной нормы предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как установлено ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с пунктом 3 части 2 указанной нормы, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Федорович Н.И. страдает <данные изъяты>, по заключению ВК КГБУЗ КПТ от 25.08.2017 на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 №817 нуждается в предоставлении дополнительной жилой площади (л.д.121).
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 20.10.2017, истцу принадлежат на праве собственности 1/3 доля в праве на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу <адрес> общей площадью 36,1 кв.м. (л.д.138).
Собственником 2/3 доли в праве на указанное жилое помещение является мать истицы- Ф.И.В. Кроме того, Ф.И.В. так же принадлежит на праве собственности квартира по адресу <адрес>, общей площадью 64,3 кв.м., право собственности зарегистрировано 13.07.2012. (л.д.139).
Распоряжением администрации Октябрьского района в г. Красноярске от 05.06.2017 № 457-р истцу отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании решения жилищной комиссии от 31.05.2017. Комиссия установила, что истец проживает в квартире по адресу <адрес> своей матерью Ф.И.В. Общая площадь квартиры составляет 36,10 кв.м., таким образом, площадь превышает учетную норму (л.д. 50, 53).
Ранее решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 19.04.2017, Федорович Н.И. было отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Октябрьского района г. Красноярска о признании незаконным решения по результатам рассмотрения заявления от 04.08.2016 об отказе в постановке на учет на улучшение жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет. Апелляционным определением Судебной коллегии Красноярского краевого суда от 19.07.2017 решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Федорович Н.И.- без удовлетворения (л.д. 122-128). При этом судебными постановлениями установлено, что истица проживает в жилом помещении общей площадью 36,10 кв.м. совместно с матерью Ф.И.В., являются членами одной семьи, обеспеченность жилой площадью составляет более учетной нормы на одного проживающего.
В соответствии с выпиской из домовой книги, выданной ООО «ГУК «Жилфонд» 02.10.2017, в квартире по <адрес> состоят на регистрационном учете истица Федорович Н.И.- с 14.05.2003, мать истицы Ф.И.В.- с 24.05.1988, брат истицы Т.А.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения- с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 120).
В соответствии с информацией ООО «БТИ», уточненная площадь принадлежащей истцу квартиры по ул. <адрес>, составляет 35,6 кв.м., уточненные сведения о площади объекта внесены в Единый государственный реестр недвижимости (л.д. 150-155).
Распоряжением администрации Октябрьского района в г. Красноярске от 27.11.2017 №996-р Федорович Н.И. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставлении жилого помещения по договору социального найма, на основании пункта 4 части 1, пункта 3 части 2 ст.57 ЖК РФ.
Как установлено по делу, вселение несовершеннолетнего Т.А.Е. в принадлежащую истцу квартиру, уточнение площади жилого помещения и постановка истицы на учет нуждающихся в обеспечении жильем произведены после обращения истицы в суд с иском, в период рассмотрения дела судом.
Из пояснений представителя администрации Октябрьского района в г. Красноярске в судебном заседании следует, что постановка на учет осуществлялась исходя из площади жилого помещения и количества проживающих в ней лиц. То обстоятельство, что у матери истицы имеется в собственности еще одно жилое помещение общей площадью 64,3 кв.м., по адресу <адрес>, администрацией района не устанавливалось, документов истец не представляла.
Между тем, в силу приведенных положений законодательства, для признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий по пункту 4 части 1 ст.51 ЖК РФ необходимо наличие следующих обстоятельств: в квартире проживают несколько семей;
в составе одной из них имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний; проживание с этими больными в одной квартире невозможно;
у граждан нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма.
Помимо устных пояснений истца об отдельном проживании, иных доказательств проживания разными семьями с матерью и братом, в том числе раздельное ведение хозяйства, в дело не представлено. В то же время кровное родство, совместное проживание в одном жилом помещении не позволяет признать проживающих в квартире разными семьями.
При этом при обращении истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, наличие в собственности матери истицы иного жилого помещения не было учтено. Исходя из площади двух квартир (35,6 кв.м.+ 64,3 кв.м.=99,9 кв.м.) и количества проживающих в них лиц -4 человека, на каждого проживающего приходится 24,97 кв.м., что более учетной нормы в г. Красноярске.
Более того, и при доказанности факта проживания в одной квартире нескольких семей, в одной из которых имеется больной, страдающий тяжелой формой некоторых хронических заболеваний, необходимым условием является отсутствие у граждан, проживающих в одной квартире, других жилых помещений, в данном случае такое обстоятельство отсутствует.
При таком положении, суд приходит к выводу, что нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий не нашла подтверждения, в связи с чем правовых оснований для возложения на администрацию г. Красноярска обязанности предоставить истцу вне очереди жилое помещение не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Федорович Н.И. к администрации г. Красноярска, администрации Октябрьского района в г. Красноярске, Правительству Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий /подпись/ Е.Н. Полянская
Копия верна. Судья Е.Н. Полянская