№ 4у/3-1798/15
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
г. Москва 17 апреля 2015 года
Судья Московского городского суда Румянцева Е.А., изучив кассационную жалобу адвоката Казанцевой М.А. в интересах Сулейманова В.М. на постановление Зюзинского районного суда г. Москвы от 21 января 2015 года и апелляционное постановление Московского городского суда от 02 марта 2015 года,
установила:
Постановлением Зюзинского районного суда г. Москвы от 21 января 2015 года на основании п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ возвращено прокурору города Москвы для устранения препятствий рассмотрения судом уголовное дело в отношении
Овчиева Тахира Тариеловича, 1 октября 1975 года
рождения,
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 330 УК РФ, ч.1 ст.222 УК РФ,
Сулейманова Вагифа Мадата оглы, 15 августа 1965 года рождения,
обвиняемого в совершении преступления , предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 330 УК РФ.
Апелляционным постановлением Московского городского суда от 02 марта 2015 года постановление суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе адвокат Казанцева М.А. в защиту интересов Сулейманова В.М. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями и просит их отменить. Указывает, что оснований для возвращения дела прокурору и препятствий к рассмотрению дела судом по существу не имеется. Юридическая оценка действий Сулейманова В.М. дана в соответствии с установленными в ходе предварительного расследования фактическими обстоятельствами, в обвинительном заключении изложены обстоятельства инкриминируемого ему преступления. Указывает, что несогласие суда с предъявленной квалификацией не является основанием для возвращения уголовного дела прокурору. Также полагает, что наличие ошибок в обвинительном заключении, в частности, в указании фамилии Сулейманова В.М., не является неустранимым в суде обстоятельством и препятствием к рассмотрению дела по существу. Кроме того, вынесенное 21 января 2015 года постановление суда о возвращении дела прокурору противоречит ранее вынесенному по тому же вопросу постановлению суда от 14 января 2015 года.
Изучив представленные материалы и проверив изложенные в жалобе доводы, считаю, что оснований для передачи кассационной жалобы адвоката Казанцевой М.А. в интересах Сулейманова В.М. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований настоящего Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.
По смыслу закона, возвращение дела прокурору в случае нарушения требований УПК РФ при составлении обвинительного заключения может иметь место по ходатайству стороны или инициативе самого суда, если это необходимо для защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. При этом основанием для возвращения дела прокурору во всяком случае являются существенные нарушения уголовно-процессуального закона, совершенные дознавателем, следователем или прокурором, в силу которых исключается возможность постановления судом приговора или иного решения.
Положения ст. 220 УПК РФ предписывают следователю указывать в обвинительном заключении существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела.
Соблюдение указанных норм закона имеет значение для реализации права обвиняемого на защиту, а также права потерпевшего знать и понимать обвинение, предъявленное в защиту его интересов с целью восстановления нарушенных прав и компенсации причиненного вреда.
Исходя из смысла приведенных выше положений закона в предъявленном обвинении, а равно в обвинительном заключении должны быть конкретно указаны обстоятельства совершенного преступления, конкретные действия и роль обвиняемого при его совершении, чтобы позволить суду при исследовании доказательств объективно разрешить вопрос о виновности или невиновности привлеченного к уголовной ответственности лица.
Однако, квалифицируя действия Сулейманова В.М. по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 330 УК РФ, орган предварительного расследования, описывая существо обвинения, указал на совершение последним покушения на самоуправство, т.е. самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред. В то же время, из описательной части постановления о привлечении в качестве обвиняемых Сулейманова В.М. и Очиева Т.Т. от 02 ноября 2014 года и обвинительного заключения следует, что потерпевшему не был причинен существенный вред по независящим от них обстоятельствам.
Таким образом, принимая решение о возвращении уголовного дела прокурору на основании ч. 1 ст. 237 УПК РФ, суд первой инстанции установил, что обвинительное заключение в нарушение требований ст. 220 УПК РФ содержит противоречия между формулировкой предъявленного обвинения и описанием существа обвинения, что препятствует суду на основании данного обвинительного заключения вынести справедливое решение по существу дела и не может быть устранено судом.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции были проверены доводы апелляционных жалоб адвокатов Казанцевой М.А. и Рождествина Д.В., в том числе аналогичные изложенным в кассационной жалобе, в частности доводы о противоречии содержания судебных постановлений от 14 января 2015 года и 21 января 2015 года, по результатам рассмотрения жалоб было принято обоснованное решение. Содержание апелляционного постановления соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ, в постановлении суда апелляционной инстанции приведены мотивы принятого решения, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Каких-либо существенных нарушений уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела, и которые в силу ст. 401.15 УПК РФ являлись бы основаниями для отмены либо изменения в кассационном порядке состоявшихся судебных решений, судебными инстанциями не допущено, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы адвоката Казанцевой М.А. в интересах Сулейманова В.М. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.8, 401.10 УПК РФ, судья
постановила:
░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 02 ░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░