дело №2-2949/2017
Решение
Именем Российской Федерации
12 декабря 2017 года г. Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Петруниной М.В., при секретаре судебного заседания Луканиной М.В.,
с участием:
представителя истца Ястребковой Т.А. - Михайловой У.А., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области Игнатович А.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ястребковой Т. А. к Федеральному агентству лесного хозяйства, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ястребкова Т.А. обратилась в суд и просит признать право собственности на земельный участок площадью 1371 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения лично подсобного хозяйства.
Свои требования мотивирует тем, что истец являлся собственником земельного участка площадью 1371 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от 15.08.2008 года, заключенного между Б. и А., действующим от имени Ястребковой Т.А. Право собственности истцом в установленном порядке было зарегистрировано, о чем имелась запись в ЕГРН <номер> от 24.08.2008 года. Серпуховским городским судом Московской области от 24.05.2012 года вынесено решение о признании недействительной постановки на кадастровый учет данного земельного участка, снятии его с кадастрового учета, признании недействительной и исключении из ЕГРН записи о регистрации права собственности Ястребковой Т.А. Первоочередным основанием удовлетворения исковых требований Комитета лесного хозяйства в 2012 году являлось то обстоятельство, что в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, спорный земельный участок относится к категории земель лесного фонда. В настоящее время истец является собственником жилого дома, расположенного на спорном земельном участке. Согласно выписке из ЕГРН от 24.08.2017 года спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования – для ведения ЛПХ, расположен на землях населенных пунктов. Сведения о правообладателях отсутствуют. С момента приобретения земельного участка истцом в 2008 году до настоящего времени, фактическим землепользователем является последняя. Ястребкова Т.А. продолжает пользоваться и владеть земельным участком, обрабатывает его: посажены плодовые деревья и кустарники, разбиты цветники, на участке расположен жилой дом, в котором живет истец. С момента вынесения решения суда каких-либо притязаний к истцу со стороны ответчика не было. Смежные земельные участки также имеют вид разрешенного использования: для ведения ЛПХ, категория земель – земли населенных пунктов. В связи с принятием Федерального закона № 280-ФЗ от 29.07.2017г. истец обратился в суд с иском о признании права собственности на указанный земельный участок.
Истец Ястребкова Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, передоверив полномочия по представлению интересов Михайловой У.А., которая в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчиков Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, письменного отзыва не представлено.
Представители третьих лиц Администрации Серпуховского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения Данковское, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений против заявленных требований не представлено.
В судебном заседании представитель третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области Игнатович А.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку решением суда по ранее рассмотренному делу было установлено, что спорный земельный участок находится на землях лесного фонда.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны по делу, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При рассмотрении дела установлено, что спорным является земельный участок с кадастровым номером 1371 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенный по <адрес>.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 24.08.2017г. данные о правообладателе земельного участка с кадастровым <номер> отсутствуют, ограничений и обременений объекта недвижимости не имеется, отсутствуют данные о наличии решений об изъятии объекта недвижимости для государственных и муниципальных нужд. В отношении земельного участка установлен вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов (л.д. 11-13).
Судом установлено, что заказчиком работ по формированию указанного земельного участка являлась Администрация Серпуховского муниципального района Московской области, проект границ участка был утвержден Постановлением Главы Серпуховского муниципального района № 2471 от 09.11.2007 года, что следует из землеустроительного дела (т. 1 л.д. 95-129 гр.дела № 2-114/2012).
Постановлением Главы Серпуховского муниципального района Московской области № 1149 от 07.06.2008 года назначены торги по продаже земельных участков из земель населенных пунктов, находящихся в государственной собственности, расположенных в <адрес> (т.1 л.д.61-62 гр.дела № 2-114/2012).
Из содержания итогового протокола заседания организационного комитета по проведению аукциона от 07.07.2008 года следует, что в аукционе по всем лотам участвовало менее двух участников, в связи с п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ, единственный участник аукциона вправе заключить договор купли-продажи выставленного на торги земельного участка по начальной цене аукциона в срок до 07.08.2008 года:
- земельный участок с кадастровым <номер> площадью 1371 кв.м., расположенный в д. <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства являлся лотом №9, участником, выигравшим торги, являлся Берестовский Д.В., выкупная цена участка составляет 238 260 рублей 00 копеек (т. 1 л.д. 65-66 гр.дела № 2-114/2012).
Из копии дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 50:32:006 02 04:248 (т. 1 л.д. 45-72 гр.дела № 2-114/2012) усматривается следующее:
- 15.07.2008 года заключен договор купли-продажи между администрацией Серпуховского муниципального района и Берестовским Д.В., согласно которому последнему продан вышеуказанный земельный участок. Согласно п.2.1. договора земельный участок оценен сторонами в 238 260 рублей 00 копеек (л.д. 63-64).
Имеется передаточный акт от 15.07.2008 года (л.д. 69).
Право собственности Ястребковой Т.А. на спорный земельный участок было зарегистрировано Управлением федеральной регистрационной службы по Московской области 26.08.2008 года <номер>, о чем Ястребковой Т.А. выдано свидетельство о государственной регистрации права от 26.08.2008 года (т. 1 л.д. 45 гр.дела № 2-114/2012).
При рассмотрении дела также установлено, что на спорном земельном участке возведен жилой дом. Право собственности Ястребковой Т.А. на указанное строение зарегистрировано, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.14-17).
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 24.05.2012 года, вступившего в законную силу 15.11.2012 года по гражданскому делу №2-114/2012 года по иску Управления лесного хозяйства по МО и г. Москве к Ястребковой Т. А., Администрации Серпуховского муниципального района Московской области, Б. о признании недействительными торгов, признании недействительными договора купли-продажи, признании права собственности отсутствующим, признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка и снятии с кадастрового учета, признании недействительной и исключении из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о собственности, обязании освободить земельный участок, произвести демонтаж ограждений и строений и встречному исковому заявлению Ястребковой Т. А. к Управлению лесного хозяйства по МО и г. Москве, Московскому филиалу государственной инвентаризации лесов филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Мослеспроект» о признании лесоустройства в части недействительным; исковые требования Управления лесного хозяйства по МО и г. Москве удовлетворены частично, в удовлетворении исковых требований Ястребковой Т.А. отказано.
При рассмотрении гражданского дела № 2-114/2012 судом установлен факт расположения спорного земельного участка, принадлежащего Ястребковой Т.А. на землях лесного фонда, площадь наложения составила 1371 кв.м., в связи с чем, формирование и его отчуждение произведено с нарушением требований действующего законодательства. Сведения о данном участке должны быть исключены из государственного кадастра недвижимости и из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В связи с чем, требования Управления лесного хозяйства по МО о признании недействительной постановки на кадастровый учет указанного участка, а также требования о признании недействительными и подлежащими исключению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей регистрации о праве собственности Ятребковой Т.А. на указанный участок, подлежали удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П).
Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает, что леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий; границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности; лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством; лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения), а имущественные отношения, связанные, в частности, с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (статьи 3, 6 и 8).
Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами - информация ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 3, 9 и 10 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 21 сентября 2017г. N1793-О, в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных.
Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ).
Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ содержит положения, направленные на защиту прав граждан на земельные участки, находившиеся в границах лесничества, лесопарка, которые на основании судебного решения были прекращены: часть 5 его статьи 10 предусматривает право таких граждан требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции данного Федерального закона); соответствующий иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу данного Федерального закона.
В силу ст.ст. 11,12 ГК РФ защите, восстановлению подлежит нарушенное право.
Располагая представленными доказательствами, оценивая их в совокупности, принимая во внимание положения указанных правовых норм, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании за ним права собственности на спорный земельный участок, поскольку при рассмотрении дела установлено, что спорный земельный участок отнесен к категории: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования установлен – для ведения личного подсобного хозяйства, сведения о категории земельного участка и виде его использования внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Также судом установлено, что Ястребкова Т.А. с момента приобретения земельного участка и по настоящее время использует его по прямому назначению, на указанном участке размещен жилой дом, на остальной части расположены плодово-ягодные насаждения, то есть, используется Ястребковой Т.А. по назначению, указанному в ЕГРН для ведения личного подсобного хозяйства, что прямо предусмотрено ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель").
Поскольку истцом была уплачена госпошлина частично, предоставлялась отсрочка ее уплаты, суд считает возможным довзыскать с истца в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 4723 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1371 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4723 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.01.2018 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.