Дело 2 – 1477/2020
24RS0024-01-2020-001232-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Охроменко С.А.,
при секретаре Гольдфингер Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозова В.А. к Управлению архитектуры и инвестиций администрации г.Канска Красноярского края о признании права собственности на объект незавершенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Морозов В.А обратился в суд с исковым заявлением к Управлению архитектуры и инвестиций администрации г.Канска Красноярского края о признании права собственности на объект незавершенного строительства, мотивируя свои требования тем, что ему (истцу) принадлежит земельный участок, общей площадью 935 кв.м., по адресу: <адрес>, №А. На данном земельном участке истцом возведен незавершенный строительством жилой дом, с площадью застройки 84,6 кв.м., степень готовности 54%, объект незавершенного строительства является капитальным строением, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права третьих лиц. В настоящее время строительство дома не завершено.
В мае 2019г. он (истец) обратился в Управление архитектуры и инвестиций администрации <адрес> за разрешением на строительство индивидуального жилого дома, ему (истцу) было отказано, так как работы по строительству вышеуказанного объекта начаты 2016г., без разрешительной документации необходимой для строительства объекта в соответствии с действующим законодательством.
В связи с чем, Морозов В.А. просит признать за собой право собственности на объект незавершенного строительства жилого дома со степенью готовности 54%, площадью 84,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, №А.
Истец Морозов В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Управлению архитектуры и инвестиций администрации г.Канска Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, также представил отзыв на иск, согласно которого просит в иске отказать поскольку земельный участок по адресу: <адрес>, №А расположен в территориальной зоне Ж1- зоне жилой усадебной застройки. Согласно данных публичной кадастровой карты, указанный земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использовании территории, где определены границы зон затопления, подтопления территорий, прилегающих к реке Кан, Иланка, Курыш в границах г.Канска Красноярского края.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований по предмету спора на стороне ответчика Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Межмуниципального Канского отдела в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель администрации г.Канска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен. Просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель КУМИ г.Канска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен, о причинах неявки суд не известил.
Суд, заслушав истца, исследовав и оценив письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется кроме прочего путем признания данного права. В силу положений ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц.
На основании ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством РФ требуется получение такого разрешения. Согласно п. 4 ст. 25 Закона № 122-ФЗ в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство.
Таким образом, наличие документа, подтверждающего право пользования земельным участком, необходимо для регистрации права собственности на созданный на этом участке объект недвижимости.
Подпункт 1 п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ указывает на обязательность предоставления правоустанавливающего документа на землю при обращении за разрешением на строительство, т.е. за документом, который дает право вести строительство на конкретном участке и позволяет зарегистрировать право собственности на возведенный незавершенный объект.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Возможность признания объекта незавершенного строительства недвижимостью разъяснена в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Таким образом, при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).
Согласно положениям, содержащимся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 г., право собственности на самовольное строение, возведенное гражданином без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу п. 1 ст. 615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
При заключении договора аренды собственник должен вполне определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа. В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Как достоверно установлено в судебном заседании, Морозову В.А. на основании договора аренды земельного участка был предоставлен земельный участок общей площадью 935 кв. метра по адресу: <адрес>, №А, сроком на 5 лет, для продолжения строительства индивидуального жилого дома, что подтверждено постановлением администрации г.Канска №68 от 21.01.2014г.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства – в ст. 37 ГрК РФ.
Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Согласно техническому плану здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, проектируемое назначение объекта незавершенного строительства – жилое. Площадь застройки объекта незавершенного строительства – 84,6 кв.м., степень готовности объекта незавершенного строительства – 54%.
Суд приходит к выводу, что возведение на указанном земельном участке объекта индивидуального незавершенного индивидуального жилищного строительства соответствует его целевому использованию, истица на момент его возведения пользовалась этим земельным участком на законных основаниях.
Заключением специалиста по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства ИП Фролова И.Е. 2019г. обследования строительных конструкций объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, №А подтверждается, что степень готовности объекта незавершенного строительства составляет 54%, техническое состояние строительных конструкций данного объекта, фундамента, наружных и внутренних стен, перекрытий, крыши и кровли оценивается как работоспособное, работы по строительству выполнены удовлетворительно. Объект незавершенного строительства является капитальным строением, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права третьих лиц. После завершения строительства обследуемый объект рекомендуется к эксплуатации по своему назначению.
Суд учитывает, что признание права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости в судебном порядке производится в исключительных случаях, когда исчерпаны другие установленные законом способы. Истец Морозов В.А. принимал меры по легализации самовольной постройки, признать право собственности на указный объект незавершенного строительства во внесудебном порядке не представилось возможным, истцом при возведении самовольной постройки на текущем этапе – этапе возведения фундамента будущего индивидуального жилого дома – не допущено существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, не имеется угроза жизни и здоровью граждан, в связи с чем требования Морозова В.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя УАиГ администрации г. Канска Ткачёвой Н.В. о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать на том основании, что объект незавершенного строительства возведен в границах зон затопления, подтопления суд не может принять во внимание, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ в редакции 04.08.2018г., самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Таким образом, если создатель самовольного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка, то такая постройка в настоящее время не может быть признана самовольной и соответственно не может быть снесена на основании норм статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что земельный участок по <адрес>А <адрес> истцу предоставлен администрацией г. Канска под строительство жилого дома на праве договора аренды на основании постановления администрации г. Канска № 68 от 21.01.2014г для продолжения строительства индивидуального жилого дома сроком на 5 лет. После окончания срока договора аренды истцу никто требований об освобождении земельного участка не предъявлял в течение длительного времени, следовательно, договор аренды считается пролонгированным.
На момент составления технического плана от 28.05.2019г. кадастровым инженером Лебедевым О.Г., площадь объекта незавершенного строительства (жилого дома) по <адрес>А <адрес> составляла 84,6 кв.м., степень готовности 54%.
Приказом Енисейского Бассейного водного управления от 11.01.2019г. № определены границы зон затопления, подтопления территорий, прилегающих к рекам Кан, Иланка, Курыш в границах г. Канска Красноярского края. В таких границах в соответствии с п. 1 ст. 67.1 Водного Кодекса РФ, в границах зон затопления запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления запрещается, о чем УАиГ администрации г. Канска истцу направлено уведомление № от 23.03.2020г.
Таким образом, ко времени установления вышеуказанных ограничений объект незавершенного строительства - жилого дом по <адрес> возводился на законных основаниях, его степень готовности на момент введения ограничений уже составляла 54%, в осуществляя строительство жилого дома, Морозов В.А. не знал и не мог знать, что с января 2019 года будут определены границы зон затопления, подтопления, в которые будет входить предоставленный ему на законных основаниях земельный участок под строительство индивидуального жилого дома.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что в силу ст. 67.1 Водного кодекса РФ, запрещено размещение новых населенных пунктов и строительство капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления. Вместе с тем, истцом строительство дома осуществлено в населенном пункте, и на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства.
При передаче истцу земельного участка в аренду ограничений прав на землю или по режиму землепользования компетентным органом не установлено. Земельный участок передан истцу в аренду для строительства жилого дома.
Анализируя вышеприведенные нормы законодательства и совокупность представленных доказательств, учитывая фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Морозова В.А. к Управлению архитектуры и инвестиций администрации <адрес> о признании права собственности на объект незавершенного строительства – удовлетворить.
Признать за Морозовым В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на объект незавершенного строительства жилой дом со степенью готовности 54%, площадью застройки 84,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме с 20.08.2020г.
Судья: Охроменко С.А.