РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 декабря 2017 года город Ульяновск
Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Черновой Н.В.,
при секретаре Гришиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2305/17 по административному иску администрации города Ульяновска к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Розову Д.Л, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Ульяновска обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В административном иске указали, что 29.06.2016 судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Розовым Д.Л. вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №.
Администрация города Ульяновска не согласна с указанным выше постановлением судебного пристава, считает, что постановления, устанавливая ответственность в виде взыскания исполнительского сбора, нарушают имущественные права администрации города Ульяновска. 22.12.2015 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № на основании исполнительного листа № от 11.08.2015, выданного на основании решения Ленинского районного суда города Ульяновска об обязании администрации города Ульяновска привести в соответствие с эксплуатационными требованиями участок муниципальной автомобильной дороги <адрес> в городе Ульяновске.
Определением Ленинского районного суда города Ульяновска от 20.02.2016 администрации города Ульяновска предоставлена отсрочка исполнения решения от 28.04.2015 г. до 01.05.2016.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Розова Д.Л. от 28.07. 2016 исполнительное производство № окончено на основании п.1 ч.1 ст.47 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Полагают, что в действиях администрации г. Ульяновска отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде исполнительского сбора.
В связи с этим просит суд освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №.
Представитель административного истца администрации города Ульяновска, административный ответчик судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Розов Д.Л, представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Определением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 22.12.2017 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: прокуратура Железнодорожного района г.Ульяновска, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области Канашова О.Н.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Канашова О.Н., прокуратура Железнодорожного района г.Ульяновска, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы настоящего дела, исполнительного производства №, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Согласно ст. 121 Федерального закона РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава -исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Задачами исполнительного производства, согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Одним из принципов осуществления исполнительного производства является принцип законности (статья 4 Закона N 229-ФЗ).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ, согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества (части 1 и 3).
Согласно разъяснениям, данным в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы.
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
По делу установлено, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28.04.2015 г. на администрацию города Ульяновска возложена обязанность привести в соответствии с эксплуатационными требованиями участок муниципальной автодороги по <адрес> г.Ульяновска.
На основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Ульяновска, 22.12.2015 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области было возбуждено исполнительное производство №, предмет исполнения – привести в соответствии с эксплуатационными требованиями участок муниципальной автодороги по <адрес> г.Ульяновска. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области от 29.06.2016 года с администрации города Ульяновска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20.02.2016 г. администрации города Ульяновска предоставлена отсрочка исполнения решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28.04.2015 г. до 01.05.2016 г.
28.07.2016 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области вынесено постановление об окончании исполнительного производства, в связи с фактическим исполнением.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Сам по себе факт окончания исполнительного производства не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, поскольку постановление об окончании было вынесено 28.07.2016.
Как следует из материалов дела, на момент вынесения судебным приставом-исполнителем оспариваемого постановления и до окончания данного исполнительного производства доказательств принятия мер должником для исполнения не представлено.
Суд учитывает длительность исполнения решения суда, и полагает, что при таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для освобождения администрации города Ульяновска от уплаты исполнительского сбора.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований администрации города Ульяновска в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований администрации города Ульяновска к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Розову Д.Л., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья: Н.В.Чернова