Дело №г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2022 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Алимова Р.М., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения РД об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения РД об обязании обеспечивать лекарственными средствами, обращении решения суда к немедленному исполнению.
В обосновании иска указано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является матерью ребенка-инвалида ФИО2, страдающей заболеванием – ранняя эпилептическая энцефалопатия, задержка психоречевого развития.
Наблюдаются и прикреплены к ГБУ РД «<адрес> больница». Ребенку были назначены лечащим врачом на основании медицинской документации следующие лекарственные средства: Депакин Хроносфера, 100 мг. – ежедневно; Сабрил 500 – 2500 мг. в сутки.
Лекарственными препаратами в полном объеме ребенок не обеспечивается.
Невыдача положенных лекарств, назначенных врачом, регулярно и в полном объеме ставит под угрозу состояние здоровья ребенка. Поскольку лекарственный препарат не зарегистрирован на территории РФ, НИКИ педиатрии имени академика ФИО4 ФГБОУ ВО РНИМУ им. ФИО5 МЗ России оформили протокол консилиума врачей о применении и ввоза не зарегистрированного препарата Сабрил.
Она обратилась в Минздрав РД с заявлением об обеспечении регулярного получения лекарств в соответствии с назначением врача. В ответном письме от Минздрава РД сообщается, что документация ФИО1 переданы в отдел госзакупок.
Она также обращалась в Росздравнадзор РД. В ответном письме Росздравнадзор по РД указывает, что Минздраву РД, в связи с необеспечением ребенка истца лекарственным средством «Сабрил» выдано предписание.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденному Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 156 Министерство здравоохранения Республики Дагестан является органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по выработке государственной политики управлению сфере охраны здоровья граждан <адрес>. Одной из основных задач Минздрава РД является организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Дагестан, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании.
Таким образом, Минздрав РД не выполнило возложенных на него законом обязанностей по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.
На основании вышеизложенного, просит обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать истца регулярно и в полном объеме лекарственными средствами по медицинским показаниям, взыскать с Министерства здравоохранения РД компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с тем, что откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ухудшению здоровья истца.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст.11 ГК РФ, каждому гражданину гарантирована судебная защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав.
В силу требований п. 1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельных категорий граждан.
Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Основах здоровья граждан в Российской Федерации».
На основании ст.ст. 2, 20, 39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 403 «О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожаюшим и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента» утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, а также правила ведения Федерального регистра лиц. страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, включенными в Перечень.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является матерью ребенка-инвалида ФИО2, страдающей заболеванием – ранняя эпилептическая энцефалопатия, задержка психоречевого развития.
Наблюдаются и прикреплены к ГБУ РД «<адрес> больница». Ребенку были назначены лечащим врачом на основании медицинской документации следующие лекарственные средства: Депакин Хроносфера, 100 мг. – ежедневно; Сабрил 500 – 2500 мг. в сутки.
Лекарственными препаратами в полном объеме ребенок не обеспечивается.
Невыдача положенных лекарств, назначенных врачом, регулярно и в полном объеме ставит под угрозу состояние здоровья ребенка. Поскольку лекарственный препарат не зарегистрирован на территории РФ, НИКИ педиатрии имени академика ФИО4 ФГБОУ ВО РНИМУ им. ФИО5 МЗ России оформили протокол консилиума врачей о применении и ввоза не зарегистрированного препарата Сабрил.
В нарушение статей 2, 41 Конституции Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органами государственной власти Республики Дагестан не обеспечивают ФИО6 надлежащим образом необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых конституционных прав граждан РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальные гарантии на лекарственное обеспечение.
Частью 9 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что обеспечение граждан, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона: за исключением больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.В п.п. 10 п. 1 ст. 16 Закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
Положением о Министерстве здравоохранения РД, утвержденным постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № к полномочиям Министерства здравоохранения РД отнесены, в частности: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация оказания населению Республики Дагестан первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях РД.
В целях обеспечения конституционных прав граждан в РД на получение бесплатной медицинской помощи, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2003г. N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией", разработка Программы, которым установлен Порядок и условия предоставления медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках Программы.
Согласно Порядка обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи.
Обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий" и форм оказания медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденному Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 239 Министерство здравоохранения Республики Дагестан:
- является органом исполнительной власти Республики Дагестан обеспечивающим проведение в установленном порядке государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в <адрес>;
- разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции систему мер по охране здоровья населения, включая организацию оказание медицинской помощи населению;
- определяет потребность в лекарственных средствах, в том числе объемах поставок этой продукции для государственных нужд Республики Дагестан.
Таким образом, на Минздрав РД возложена обязанность по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 4 Закона №-Ф3 основными принципами охраны здоровья являются:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; - приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; - социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; - доступность и качество медицинской помощи; - недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно разъяснению, содержащемуся в Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054-О, в случае недостаточности собственных средств субъектов Российской Федерации для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Следовательно, обеспечение ребенка инвалида ФИО2 медицинскими препаратами по назначению врача должно производиться за счет средств бюджета Республики Дагестан.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, суд считает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению в части обязания Министерства здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать ее регулярно и в полном объеме лекарственными средствами по медицинским показаниям.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
При установленных судом обстоятельствах допущений нарушений регулярного и полного обеспечения бесплатными лекарственными средствами истца, оснований для взыскания компенсации морального вреда, в сумме заявленным истцом в размере 10 000 рублей, исходя из принципов разумности такой компенсации, учитывая то, что нарушение прав истца суд находит установленным, суд считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Министреству здравоохранения РД об обязании обеспечивать лекарственными средствами, обращении решения суда к немедленному исполнению, удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан регулярно и в полном объеме обеспечивать ФИО1 лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Дагестан в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей.
Учитывая, что лекарственные препараты необходимы ребенку-инвалиду ФИО2, по жизненным показаниям, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда в оставшейся части, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения через Советский районный суд <адрес>.
Судья Р.М. Алимов