РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 марта 2021 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мининой О.С.
при секретаре Маркитановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1221/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Г*** в лице законного представителя Гришиной И.В. о взыскании недоимки по обязательным платежам,
установил:
ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратилась в суд с административным исковым заявлением к Г*** в лице законного представителя Гришиной И.В. о взыскании недоимки по обязательным платежам, ссылаясь на то, что на налоговом учете в ИФНС России по Промышленному району г. Самары состоит в качестве налогоплательщика Гришина А.С., которая является плательщиком налога на имущество за 2017,2018 годы, в связи с наличием следующих объектов налогообложения: квартиры, по адресу: г***. Размер денежной суммы, составляющей платеж, указаны в налоговом уведомлении. Однако, в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате начисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем налоговым органом в соответствии со сит.75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. На основании изложенного просит взыскать с должника Г*** в лице законного представителя Гришиной И.В. недоимку по обязательным платежам на общую сумму 3 275,51 руб., в том числе по налогу на имущество: за 2017 год в размере 1 482 руб., пени в сумме 23,96 руб.; за 2018 год в размере 1754 руб., пени в размере 24,55 руб.; уплату государственной пошлины возложить на ответчика.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Представитель ИФНС России по Промышленному району г. Самары и административный ответчик Г*** в лице законного представителя Гришиной И.В. в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) является, в том числе, здание, строение, сооружение, помещение.
На основании п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Установлено, что Г*** в лице законного представителя Гришиной И.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с наличием в собственности Г*** объектов налогообложения: квартиры, расположенной по адресу: адрес
За 2017-2018 г.г. налоговым органом Гришиной А.С. начислен налог на имущество физических лиц с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления:
- №... от дата об уплате налога за 2017г. в сумме 1 482 руб., со сроком уплаты до дата.
- №... от дата об уплате налога за 2018 г. в сумме 1 745 руб., со сроком уплаты до дата.
В связи с неуплатой налогов налогоплательщику выставлены требования:
- №... по состоянию на дата, которым предложено в срок до дата погасить недоимку по налогу на имущество физических лиц в сумме 1482 руб., а также начисленные пени в размере 23,96 руб.
- №... по состоянию на дата, которым предложено в срок до дата погасить недоимку по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 745 руб., а также начисленные пени в размере 24,55 руб.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Кроме того, взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке гл. 32 в случае, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, при этом необходимо учитывать соблюдение взыскателем срока на обращение в суд, который в соответствии со ст. 48 НК Российской Федерации составляет 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа в добровольном порядке (п. 48 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства").
Из материалов дела следует, что административный истец с заявлением о вынесении судебного приказа обратился к мировой судье судебного участка № 47 Промышленного судебного района г. Самары в июле 2020 года, т.е. в установленный законом срок.
Вместе с тем, определением и.о. мирового судьи судебного участка № 47 Промышленного судебного района г. Самары – мировым судьей судебного участка № 40 Промышленного судебного района г. Самары, ИФНС России по Промышленному району г. Самары отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Г*** недоимки за 2018 год по налогу на имущество физических лиц.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Поскольку результатом обращения налогового органа к мировой судье с заявлением о вынесении судебного приказа стало определение об отказе в принятии данного заявления, то такое обращение вне зависимости от сроков его осуществления, даты получения копии судебного акта, не изменяет порядка исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
Учитывая, что превышение суммы задолженности свыше 3 000 рублей произошло при выставлении требования N 19825 по состоянию на дата, срок на обращение в суд с настоящим иском необходимо исчислять с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа в добровольном порядке – с дата
С учетом приведенных выше положений налогового законодательства, в суд с заявлением о принудительном взыскании с Г***. образовавшейся задолженности налоговый орган должен был обратиться в срок до 02 октября 2020 г. включительно.
Вместе с тем, настоящее административное исковое заявление направлено ИФНС России по Промышленному району г. Самары в адрес Октябрьского районного суда г. Самары, согласно оттиску штампа почтового отделения, на конверте 27 декабря 2020 г., т.е. за пределами установленного законом срока.
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании недоимки, в данном случае истекал 02 октября 2020 г., соответственно налоговый орган, обратившись в суд Октябрьского района г. Самары в административным исковым заявлением с пропуском установленного законом срока, на дату подачи иска утратил право на принудительное взыскание с собственника спорного налога.
Ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления административным истцом не заявлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Следовательно, соблюдение всех предусмотренных законом сроков для принудительного взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.
Объективно следует исходить из того, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренные законом сроки обратиться в суд с административным исковым заявлением, не имелось.
Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Объем претензионной работы относятся к обстоятельствам организационного характера, Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков. установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования ИФНС России по Промышленному району г. Самары области о взыскании с Гришиной А.С. в лице законного представителя Гришиной И.В. недоимки по обязательным платежам удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Г*** в лице законного представителя Гришиной И.В. о взыскании недоимки по обязательным платежам, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2021 г.
Судья О.С. Минина