Производство № 2а-1072/2022 (2а-10019/2021)
УИД 28RS0004-01-2020-006486-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 января 2022 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующий судья Коршунова Т.А.,
при секретаре Матвеевой Н.И.,
с участием представителя административного истца ГЮ, представителя администрации г. Благовещенска АА,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТВ к администрации города Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,
установил:
ТВ обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе, выдаваемом пережившему супругу от 24 декабря 2018 года, принадлежит гараж с кадастровым номером ***, 1994 года постройки, площадью 48,8 кв.м, расположенный по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, квартал 135. 27 марта 2020 года подано заявление в администрацию г. Благовещенска о предоставлении в собственность ТВ земельного участка с кадастровым номером ***, используемого для гаража, расположенного в квартале 135 г. Благовещенска. Администрацией г. Благовещенска со ссылкой на ст. 39.16, 39.17 ЗК РФ принято решение № 714/16 от 02 апреля 2020 года об отказе в предоставлении земельного участка в собственность. В решении указано, что запрашиваемый земельный участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения физическому лицу для строительства гаража (свидетельство от 05.01.1994г. № 8319). Кроме того, земельный участок расположен в границах охранной зоны тепломагистраль № 3 (реестровый номер 28.01.2.139) и в границах «красных линий».
Административный истец считает указанное решение незаконным, нарушающим её права. 5 февраля 2008 года, на основании договора купли-продажи, указанный гараж приобрел супруг административного истца - ГИ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 28 АА 208928 от 14 февраля 2008 года. При жизни он начал заниматься оформлением земельного участка в собственность. Им был заказан технический паспорт на гараж (паспорт от 18 июля 2005 года), 13 мая 2005 года подготовлена карта (план) границ земельного участка, акт установления и согласования границ земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка от 18 июля 2006 года. 20 августа 2014 года был получен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 29 кв.м. В графе 13 паспорта указано, что участок находится в пожизненном наследуемом владении гражданина ЮП на основании свидетельства № 8319 от 5 января 1994 года. Затем последовало обращение в администрацию г. Благовещенска для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка, используемого для гаража, в квартале 135. Ему было разъяснено, что земельный участок ранее был предоставлен физическому лицу на праве пожизненного наследуемого владения, поэтому у администрации г. Благовещенска нет оснований для утверждения схемы расположения земельного участка. Рекомендовано обратится в филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Амурской области. 22 июня 2018 года ГИ умер. 24 декабря 2018 года ТВ оформила права наследования, стала собственником указанного выше гаража. Таким образом, начиная с 05 феврали 2008 года гаражом владеет на праве собственности семья ТВ
На основании вышеизложенного просит суд признать незаконным решение Администрации города Благовещенска от 2 апреля 2020 года № 714/16 об отказе в предоставлении в собственность (за плату) земельного участка с кадастровым номером ***, находящегося в квартале 135 для гаража.
Решением Благовещенского городского суда от 09 сентября 2020 года данные требования ТВ оставлены без удовлетворения. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 февраля 2021 года указанное решение суда оставлено без изменения.
Кассационным определение судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 октября 2021 года решение Благовещенского городского суда от 09 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 25 февраля 2021 года отменены, дело направлено в Благовещенский городской суд на новое рассмотрение.
В ходе настоящего судебного разбирательства представитель административного истца заявленные требования поддержала, указала, что спорный земельный участок не относится к земельным участкам общего пользования, на участке расположен принадлежащий истцу гараж, он сформирован, поставлен на кадастровый учет, используется истцом в существующих размерах до утверждения указанных ответчиком «красных линий». Кроме того, необходимо учитывать принцип единство судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта. В рассматриваемом случае гараж и земельный участок, на котором он расположен, не могут рассматриваться как объекты, в отношении которых подлежат применению разные правовые последствия их нахождения в охранной зоне тепломагистрали.
Представитель администрации просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований, привела доводы, изложенные в письменном возражении от 13.01.2021г. о том, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, проект которых утвержден Постановлением мэра г. Благовещенска от 11.06.2006 г. № 2646, являющегося муниципальным правовым актом. На сегодняшний день квартал 135 г. Благовещенска, где расположен спорный земельный участок, документацией по планировке территории не обеспечен, однако изменение законодательства о порядке установления красных линий в отсутствие в квартале 135 документации по планировке территории не влечет отмену ранее утвержденных красных линий. В 2006 году градостроительное законодательство позволяло устанавливать красные линии до разработки градостроительной документации, включающее в себя проект планировки территории, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий (п. 4.3 Инструкции РДС 30-201-98). При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта, он разрабатывается на основе генеральных планов поселений (п.п. 4.4 РДС 30-201-98). Генеральный план г. Благовещенска, утвержденный решением Благовещенского городского Совета народных депутатов от 15.11.1991г. не содержал сведений о красных линиях, в связи с чем, было принято Постановление мэра г. Благовещенска от 11.06.2006 г. № 2646, на тот момент администрация учитывала существующую градостроительную документацию, а именно Генеральный план г. Благовещенска, проект красных линий, разработанный фирмой «Градо» и утвержденный постановлением вице-мэра г. Благовещенска от 17.09.1998г. № 2582. В связи с введением в эксплуатацию муниципальной информационной системы, красные линии, нанесенные на планшеты, были перенесены на электронную карту, в которой содержаться координаты красных линий. В соответствии с п.2 постановления от 11.08.2006г. № 2646 управление архитектуры и градостроительства обеспечивает проведение работ по координированию красных линий, что соответствует п. 4.6 Инструкции РСД. Но совокупность сведений Генерального плана не свидетельствует об изменении градостроительной ситуации в части улицы Октябрьской и не имеется оснований для корректировки местоположения красных линий в спорной части.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, суд определил, в порядке ст. 150, 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Ранее в ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица АО «Дальневосточной генерирующей компании» указала, что охранная зона, где расположен спорный участок сформирована в 2018 году, АО «ДГК» всем гражданам, которые обращаются за согласованием, согласует размещение объектов при определенных условиях. В соответствии с Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.08.1992г. № 197, устанавливается допустимый режим использования и застройки охранной жилой зоны тепловых сетей. Собственник должен соблюдать требования и ограничения перечисленные в правилах, и не должен производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту.
В письменном отзыве представитель Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска указала, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, земельный участок расположен в границах «красных линий», следовательно, не может быть предоставлен истцу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
В свою очередь, к числу оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов статья 39.16 ЗК РФ относит случаи, когда: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункты 1, 2, 6, 14.1, 19 статьи 39.16 ЗК РФ).
Как следует из материалов настоящего административного дела, ТВ является собственником нежилого здания (гаража) с кадастровым номером № ***, площадью 48,8 кв.м, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, квартал 135, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 03.02.2020г. сделана регистрационная запись N ***-28/001/2020-2.
Согласно техническому паспорту указанного объекта недвижимости, составленному Благовещенским отделением Амурского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по состоянию на 18 июля 2005 года, гаражный бокс имеет два этажа площадью по 24,4 кв.м каждый.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15 февраля 2021 года № КУВИ-002/2021-12657892, объект недвижимости (гараж) с кадастровым номером *** с 28 августа 2006 года принадлежал на праве собственности ЛА; 13 февраля 2008 года на основании договора купли-продажи право собственности на указанный объект перешло к ГИ; 03 февраля 2020 года право собственности зарегистрировано за ТВ на основании свидетельства о праве наследования по закону, свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов.
26 марта 2020 года административный истец в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, имеющего кадастровый ***, площадью 29 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальный гараж, для размещения объектов транспорта, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, юго-восточная часть квартала, ограниченного ориентирами: ул. Забурхановская - ул. Комсомольская - северная граница ОСТО - восточная граница городского кладбища - ул. Октябрьская - ул. Мухина - северная граница городского кладбища.
Решением администрации г. Благовещенска, изложенном в письме от 2 апреля 2020 года № 714/16, в удовлетворении заявления ТВ было отказано со ссылкой на пункты 1, 2, 6, 14.1, 19 статьи 39.16 ЗК РФ, поскольку: испрашиваемый земельный участок постановлением мэра города Благовещенска от 24 марта 1993 года N 304 был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения другому физическому лицу (ЮП) для строительства индивидуального гаража; согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером *** расположен в границах охранной зоны тепломагистрали № 3 (реестровый номер 28.01.2.139); испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, обозначающих границы территорий общего пользования, которые не подлежат приватизации.
Между тем, администрация г. Благовещенска при принятии указанного решения об отказе в предоставлении заявителю в собственность за плату без проведения торгов земельного участка неверно сослалась на то, что спорный земельный участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения ЮП, поскольку последний, после завершения строительства гаража, продал данный объект недвижимости ЛА, следовательно, в силу положений ст. 266 ГК РФ и п.2 ст. 271 ГК РФ его право пожизненного наследуемого владения земельным участком с кадастровым номером *** прекратилось в момент регистрации права собственности на гараж за ЛА
Согласно материалам дела, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об ограничении прав на спорный земельный участок, предусмотренные ст. 56 ЗК РФ (выписка из ЕГРН от 30 марта 2020 года). Данный земельный участок входит в границы охранной зоны тепломагистрали № 3 (реестровый номер 28.01.2.139), которая поставлена на государственный кадастровый учет 20 марта 2018 года и отражена на публичной кадастровой карте.
Администрация г. Благовещенска отказывая ТВ по основанию того, что запрашиваемый земельный участок расположен в границах охранной зоны тепломагистрали № 3, сослалась на положения п.1 пп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ, ст 105 ЗК РФ, а также п. 5 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17 августа 1992 года № 197.
Охранная зона тепловых сетей является одним из видов зон с особыми условиями использования территории (подпункт 28 статьи 105 ЗК РФ).
Исходя из системного толкования положений статей 27, 95, 104, 105 ЗК РФ, действующее земельное законодательство не запрещает предоставлять гражданам в собственность земельные участки, которые находятся в границах охранных зон тепловых сетей, и на которых расположены возведенные в установленном порядке и введенные в эксплуатацию принадлежащие гражданам объекты недвижимости. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте.
Указывая на содержание пункта 5 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 августа 1992 года N 197, согласно которому в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, администрацией г. Благовещенска необоснованноне было учтено, что нежилое здание (гараж) с кадастровым номером *** было построено до момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей охранной зоне, расположенной в пределах границ земельного участка с кадастровым номером ***, который был сформирован и поставлен на кадастровый учет 5 января 1994 года с видом разрешенного использования "индивидуальный гараж, для размещения объектов транспорта".
В соответствии с частью 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ (пункт 4 части 3 статьи 8ГрК РФ).
К документации по планировке территории пункты 1 и 2 части 4 статьи 41ГрК РФ относят проект планировки территории и проект межевания территории.
Иных видов документации по планировке территории действующее градостроительное законодательство не предусматривает.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в числе прочего, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии. Кроме того, красные линии и линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений отображаются на чертежах проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Под "красными линиями" понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1ГрК РФ).
Территориями общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площадями, улицами, проездами, набережными, береговыми полосами водных объектов общего пользования, скверами, бульварами) (пункт 12 статьи 1ГрК РФ).
Таким образом, красные линии отображаются на чертежах документации по планировке территории городского округа, которая, в свою очередь, должна утверждаться в соответствии с порядком и требованиями, которые установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Из системного анализа указанных выше правовых норм следует вывод о том, что отображение на картах генерального плана городского округа местоположения объектов местного значения носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Между тем детальные границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая включает в себя отображение на соответствующих картах красных линий.
Соответствующий вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регламентируется Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 года N 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя РФ от 06 апреля 1998 года N 18-30 "РДС 30-201-98", которые применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.
В пункте 4.4 Инструкции от 06 апреля 1998 года N 18-30 "РДС 30-201-98" указано, что при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов городских округов и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Согласно статьям 45, 46 Градостроительного кодекса РФ установление красных линий в документации по планировке территории отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы местной администрации муниципального района, главы местной администрации поселений или главы местной администрации городского округа.
Частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
В данном случае, как следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком, проекты планировки и проекты межевания для территории, в пределах которой расположен спорный земельный участок, не утверждены, квартал 135 г. Благовещенска, документацией по планировке территории не обеспечен. Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Благовещенска не обеспечено проведение работ по координированию «красных линий», как было указано в п. 2 постановления мэра г. Благовещенска от 11.08.2006г. № 2646.
Отнесение земельного участка к территории общего пользования не может подтверждаться картами градостроительного зонирования, входящими в состав Правил землепользования и застройки.
Из представленного в материалы дела кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра), выданного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Амурской области 18 июня 2006 года (т.1 л.д. 226-226), не следует, что на земельном участке с кадастровым номером *** имеются ограничения (обременения) в виде красных линий.
При таких обстоятельствах, заявленные ТВ к администрации города Благовещенска требования подлежат удовлетворению, решение администрации г. Благовещенска от 02 апреля 2020 года № 714/16 об отказе в предоставлении в собственность (за плату) земельного участка с кадастровым номером ***, находящегося в квартале 135, для размещения гаража, является незаконным.
В качестве способа восстановления нарушенных прав, суд считает необходимым возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность повторно рассмотреть заявление ТВ от 26 марта 2020 года.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ТВ к администрации города Благовещенска удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации г. Благовещенска от 02 апреля 2020 года № 714/16 об отказе в предоставлении в собственность (за плату) земельного участка с кадастровым номером ***, находящегося в квартале 135, для размещения гаража.
Обязать администрацию г. Благовещенска повторно рассмотреть заявление ТВ от 26 марта 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Коршунова Т.А.
Решение в окончательной форме составлено 07 февраля 2022 года