Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении 12-37/2020
07 февраля 2020 года г. Самара
Судья Советского районного суда г. Самары Топтунова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Спортмастер» на постановление Государственной инспекции труда в Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении административного наказания в отношении юридического лица – ООО «Спортмастер» по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Государственной инспекции труда № в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Спортмастер» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначено ему административное наказание – в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.
Представитель ООО «Спортмастер» по доверенности ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление Государственной инспекции труда в Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении административного наказания в отношении юридического лица – ООО «Спортмастер» по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в котором просит отменить постановление и освободить ООО «Спортмастер» от административной ответственности.В обосновании жалобы заявитель указал, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу со стороны административного органа должностного лица допущены существенные процессуальные нарушения. В частности при составлении протокола об административном правонарушении юридическое лицо не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Таким образом, протокол был составлен в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем были нарушены права ООО «Спортмастер». Кроме того прошел срок привлечения ООО «Спортмастер» к административной ответственности. Согласно ст. 213 ТК РФ предусмотрен медицинский осмотр работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Статья 14 Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О специальной оценке условий труда" содержит классификацию условий труда. Согласно карты № специальной оценки условий труда работников для должности «Специалист» внутреннего контроля установлен 2 класс условий труда, при котором допустимыми условиями труда являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены). Следовательно, для указанной должности не предусмотрен медицинский осмотр. Однако ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 прошел периодический медицинский осмотр, что подтверждается заключением по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра и паспортом здоровья. Таким образом, из протокола невозможно установить дату, когда ФИО2 должен был пройти последний периодический медицинский осмотр, чтобы определить истек или нет срок привлечения к административной ответственности.
Представитель ООО «Спортмастер» по доверенностиФИО1в судебное заседании пояснила, что ранее ООО «Спортмастер» к административной ответственности за нарушение трудового законодательства не привлекалось и просила снизить размер штрафа в случае оставления жалобы без удовлетворения.
Представитель Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО3 просила оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что ООО «Спортмастер» о рассмотрении административного материала было надлежаще извещено, в том числе по электронной почте и путем направления извещения в обособленное подразделение в г. Самара.
Рассмотрев вышеуказанную жалобу, выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
На основании п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключении эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 37 Конституции России, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст. 1 Трудового кодекса РФ, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
В соответствии с абз. 7,8 ч. 2 ст. 212 ТК РФ в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работниковпо их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Согласно ст. 213 ТК РФ работники, организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Должностной инструкцией специалиста внутреннего Контроля службы города, утвержденного Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ директором по персоналу Департамента персонала ООО «Спортмастер» ФИО4 п.5.5 предусмотрено при трудоустройстве на работу прохождение медицинского первичного осмотра и периодического.
В соответствии со ст. 229 ТК РФ при расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии включаютсягосударственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет как правило должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Судом установлено, что проверка ООО «Спортмастер» была проведена при непосредственном обнаружении должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточный данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а именно в ходе проверки трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при проведении расследования несчастного случая, произошедшего 30.09.2019г. в 15 часов. 40 минут соспециалистом внутреннего контроля ФИО2., проведенного с ДД.ММ.ГГГГ
Данная проверка проводилась на основании определении о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении Государственной инспекции труда в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. №
ДД.ММ.ГГГГ. года в ООО «Спортмастер» произошел несчастный случай со специалистом внутреннего контроля ФИО2 при нахождении на рабочем месте в ООО «Спортмастер», расположенного по адресу: <адрес>. При попытке задержания лица намеревавшегося совершить кражу в ООО «Спортмастер» ФИО2получил повреждения, в результате противоправных действий других лиц, а именно: ЧМТ. Сотрясение головного мозга. Ушибы мягких тканей головы. Ушиб грудной клетки. Ушиб передней брюшной стенки. Ушиб правой кисти и лучезапястного сустава, указанные повреждения относится к категории «тяжкая».
ФИО2 состоял в трудовых отношениях с ООО «Спортмастер» в должности специалиста внутреннего контроля, что подтверждается трудовым договором №-ПФ от ДД.ММ.ГГГГ., приказом о приеме работника на работу № от ДД.ММ.ГГГГ., должностной инструкцией.
Согласно п. 2.3.3 трудового договора выполнение трудовых обязанностей обусловлено трудовым договором с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка.
Так, п. 3 трудового договора работнику установлен режим рабочего времени с предоставлением выходных дней по индивидуальному графику. Начало рабочего дня с 8 часов 30 минут, окончание рабочего дня 22 часа 00 минут, согласно индивидуальному графику с соблюдением установленной продолжительности рабочего времени.
В соответствии с п. 2 должностной инструкции № от ДД.ММ.ГГГГ, у утвержденной директором по персоналу Департамента персонала ООО «Спортмастер» ФИО4, ФИО2 должен осуществлять работу по организации защищенности периметра магазина от несанкционированного проникновения или выноса товарно-материальных ценностей, согласно нормативным документам утвержденным в Компании.
ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол № об административном правонарушении в отношении ООО «Спортмастер» по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а также 29.11.2019г. вынесено определение №.о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, копии которых были направлены в ООО «Спортмастер».
В силу части 4 ст. 25.15 КоАП РФ, если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу. ООО «Спортмастер» было уведомлено по двум известным адресам, в связи с чем довод заявителя о нарушении его права принять участие в составлении протокола об административном правонарушении суд находить несостоятельным.
В нарушение требований ст. 213 ТК РФ, п.п. 5.5. должностной инструкции специалиста внутреннего Контроля службы города, утвержденного Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ директором по персоналу Департамента персонала ООО «Спортмастер» ФИО2 не прошел предварительный и периодические медицинские осмотры.
Вина ООО «Спортмастер» подтверждена фактическими обстоятельствами дела, совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: актом расследования тяжелого несчастного случая, актом № о несчастном случае на производстве от 25.10.2019г., вызовом на протокол от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о приме на работу, картой специальной оценки условий труда работников, заключением по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, паспортом здоровья работника, договором на предоставление медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ, политикой ООО «Спортмастер» в области охраны труда, должностной инструкцией, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные доказательства соответствуют требованиям закона, являются допустимыми.
Довод представителя ответчика о том, что ФИО2 занимая должность специалиста внутреннего контроля в контролерской службе городаСамара Приволжского филиала не должен был проходитьмедицинский осмотр, суд считает неубедительными, опровергаются исследованными в ходе судебного разбирательства материалами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры работников).
В соответствии с пунктом 15 данного Перечня такие обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении работников, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте.
Судом установлено, не оспаривалось представителем правонарушителя, что основным видом деятельности ООО «Спортмастер» является торговля, в соответствии с действующей в организации Политикой в области охраны труда, ООО «Спортмастер» при осуществлении всех видов деятельности признает приоритетной целью в области охраны труда обеспечение безопасности условий труда, сохранения жизни и здоровья и работоспособность работников в процессе их трудовой деятельности. В связи, с чем ООО «Спортмастер» обязуется обеспечивать организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работника.
Должностной инструкцией специалиста внутреннего контроля Контролерской службы города также предусмотрено прохождение работником предварительного и периодического медицинского осмотров.
На момент осуществления своих должностных обязанностей ФИО2 с должностной инструкцией был ознакомлен, что также подтверждается его подписью в листе ознакомления с приложением № к приказу № от ДД.ММ.ГГГГ.
ООО «Спортмастер» имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности.
Действия ООО «Спортмастер» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и трудового законодательства.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления, не допущено, нормы материального права применены правильно.
Несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенного постановления. Доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления жалоба не содержит.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не установлено, добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
Доводы представителя заявителя об истечении срока привлечения к ответственности является не состоятельным.
Совершенное обществом административное правонарушение выразилось в длительном, систематическом допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного медицинского осмотра в нарушение требований трудового законодательства. Данное административное правонарушение является длящимся, срок давности привлечения общества к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Таким образом, постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел,
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении доводов ООО «Спортмастер» о снижении размера наказания.и применении ст. 4.1 КоАП, судом установлено следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Задачами законодательства об административных правонарушениях согласно статьи 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
С учетом характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что ООО «Спортмастер»впервые привлекается к административной ответственности, а также с учетом финансового положения юридического лица, суд считает возможным снизить назначенное наказание в виде административного штрафа до 110 000 рублей (минимального наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи КОАП РФ) с целью соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также ввиду необходимости исключения карательной функции назначенного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу представителя ООО «Спортмастер» на постановление Государственной инспекции труда в Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. удовлетворить частично.
Постановление Государственной инспекции труда в Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ.о назначении административного наказания в отношении юридического лица – ООО «Спортмастер» по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ изменить, снизив размер административного штрафа до 110 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.
Судья: Е.В. Топтунова