гр. дело № 2-2309/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«28» октября 2015 года
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Юдиной О.И.
при секретаре Береговой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьевой Т. В. к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы о включении в наследственную массу и признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Афанасьева Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы о включении в наследственную массу и признании права собственности на недвижимое имущество, мотивируя исковые требования тем, что её свёкру Афанасьеву М.Н. принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., Садоводческое товарищество <данные изъяты>, участок №. dd/mm/yy Афанасьев М.Н. умер. В наследство после смерти Афанасьева М.Н. вступил его сын Афанасьев В.М., поскольку на день смерти он проживал с ним в одной квартире, пользовался вещами, мебелью, техникой и выше указанным земельным участком, обрабатывал его, уплачивал членские взносы и налоговые платежи. Свои права на наследство Афанасьев В.М. у нотариуса не оформил, однако, фактически принял наследство. dd/mm/yy её муж Афанасьев В.М. умер. Она является наследником первой очереди, поскольку мать супруга - Афанасьева Р.М. умерла dd/mm/yy Свои права на наследство она не оформляла, однако фактически вступила в права наследования на спорный земельный участок, поскольку постоянно обрабатывает данный участок, выращивает на нем овощи, уплачивает членские взносы садоводческому товариществу <данные изъяты>. В настоящее время у неё нет возможности реализовать все присущие собственнику права в отношении унаследованного земельного участка, поскольку отсутствуют сведения о фактическом принятии её супругом Афанасьевым В.М. наследства после смерти отца – Афанасьева М.Н.
В судебном заседании истец Афанасьева Т.В. исковые требования поддержала, просила включить в состав наследства открывшегося после смерти Афанасьева В.М., умершего dd/mm/yy, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., Садоводческое товарищество <данные изъяты>», участок № и признать за ней в порядке наследования право собственности на указанное недвижимое имущество.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы Кондрашова М.В. в суд не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Выслушав доводы истца, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущества умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизмененном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 1111 Гражданского кодекса РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Пунктом 1 ст. 1141 Гражданского кодекса РФ установлено, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязании третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст.1154 Гражданского кодекса РФ).
Из п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
Как следует из материалов дела, Афанасьеву М.Н. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., Садоводческое товарищество <данные изъяты>, участок №, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от dd/mm/yy, постановлением Администрации города Костромы №350 от 04.02.1993 г. «О предоставлении земельных участков владельцам садоводческого товарищества <данные изъяты> ....
dd/mm/yy Афанасьев М.Н. умер. Наследниками первой очереди после смерти Афанасьева М.Н. являлись его сын – Афанасьев В.М. и жена – Афанасьева Р.М.
Согласно справке МКУ города Костромы № от dd/mm/yy на момент смерти Афанасьева М.Н. с квартире по адресу: ... совместно с наследодателем проживали: его супруга Афанасьева Р.М., сын – Афанасьев В.М., сноха – Афанасьева Т.В. (истец по настоящему делу), внучка – Афанасьева Е.В.
Таким образом, после смерти Афанасьева М.Н. в права наследования вступили жена наследодателя – Афанасьева Р.М. и сын - Афанасьев В.М., которые на день смерти проживали с ним в одной квартире, пользовались его имуществом и земельным участком, уплачивали налоговые платежи.
dd/mm/yy умерла Афанасьева Р.М. Наследником первой очереди после смерти Афанасьевой Р.М. являлся её сын – Афанасьев В.М., который проживал совместно с наследодателем и фактически принял наследство.
dd/mm/yy умер Афанасьев В.М. Наследником первой очереди после смерти Афанасьева В.М. являются его жена Афанасьева Т.В. и дочь Афанасьева Е.В.
Согласно свидетельству о праве на наследство, выданному dd/mm/yy нотариусом г. Костромы Давыдовой М.И. Афанасьева Т.В. вступила в права наследства, открывшегося после смерти Афанасьева В.М. в виде доли уставного капитала ООО «Катюша». Наследник Афанасьева Е.В. от принятия наследства отказалась.
В силу положений ч. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ принятие наследником части наследства, означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно не находилось.
Как следует из объяснений истца, свидетельство о праве на наследство в виде земельного участка ей не было выдано, поскольку отсутствуют сведения о фактическом принятии её супругом Афанасьевым В.М. наследства после смерти отца – Афанасьева М.Н.
Пунктом 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ установлено, что права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (п. 4 ст. 1152 ГК РФ). Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Таким образом, из содержания приведенных выше норм закона и разъяснений следует, что наследник, принявший наследство в виде недвижимого имущества, переход права собственности на которое не был зарегистрирован наследодателем в установленном порядке, становится собственником такого имущества.
Учитывая, что факт принятия Афанасьевым В.М. наследства, открывшегося после смерти его отца Афанасьева М.Н. и матери Афанасьевой Р.М. в виде спорного земельного участка нашел свое подтверждение в судебном заседании, исковые требования Афанасьевой Т.В. о включении данного имущества в наследственную массу и признании за ней в порядке наследования права собственности на земельный участок подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Афанасьевой Т. В. удовлетворить.
Включить в состав наследства открывшегося после смерти Афанасьева В. М., умершего dd/mm/yy, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ..., Садоводческое товарищество «<данные изъяты>», участок № и признать за Афанасьевой Т. В. в порядке наследования право собственности на указанное недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца.
Судья Юдина О.И.