Решение по делу № 2-309/2020 ~ М-145/2020 от 19.02.2020

Дело №2-309-2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Губаха 08.06.2020 года

    

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н. Мельникова,

при секретаре И.Н. Бересневой,

с участием прокурора А.А. Щербинина,

ответчика Н.В. Муриной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора г.Губаха в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Муриной Н.В. и обществу с ограниченной ответственностью «Альфа Живика» об обязании обеспечить доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности заместителя прокурора г.Губаха обратился в суд с иском (с последующими уточнениями) к индивидуальному предпринимателю Муриной Н.В. и обществу с ограниченной ответственностью «Альфа Живика» с требованиями в срок до 01.08.2020 года обеспечить доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры - аптеки по адресу: г. Губаха, пр. Ленина, 33, путем приведения входной группы (наружной лестницы, пандуса, входной площадки и тамбура) в соответствие с требованиями Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». В обоснование иска указал, что собственником данного нежилого помещения с кадастровым номером 59:05:0101024:1618 является индивидуальный предприниматель Мурина Н.В., с марта 2019 года это помещение арендует под аптеку ООО «Альфа Живика», которое осуществляет в нем розничную торговлю лекарственными средствами.

В ходе проведенной прокуратурой г.Губаха в декабре 2019 года проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что указанный объект не отвечает требованиям доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, установленных статьями 2, 48 Градостроительного кодекса РФ, статьями 3,8,12,15,30 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, разделом 5 Свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 года №798/пр) и Законом Пермского края от 04.04.2016 года №627-ПК «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края». Так, вопреки требованиям пунктов 5.1.14, 5.1.15, 6.2.12 Свода правил СНиП 35-01-2001 высота пандуса – 1,35 м, поручень высотой 0,94 м установлен с одной стороны с выступом на 0,007 м; в нарушение требований пункта 5.1.12 Свода правил проступь составляет 0,29 м, подступенок – 0,12 м, ступени с открытыми подступенками; в нарушение требований пункта 6.1.4 Свода правил входная площадка составляет 2,5 м на 1,35 м, отсутствует навес над пандусом и лестничным маршем; в нарушение требований пункта 6.1.8 Свода правил тамбур перед входом в помещение составляет 1,4 м на 1,3 м. Несоблюдение названных требований нарушает права инвалидов на беспрепятственный доступ в указанный объект социальной инфраструктуры, тем самым нарушает интересы неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В судебном заседании прокурор Щербинин А.А. уточненный иск поддержал по указанным выше основаниям.

Ответчик Мурина Н.В. иск не признала, мотивируя тем, что в 2007 году была осуществлена реконструкция принадлежащего ей на праве собственности нежилого помещения по адресу: г. Губаха, пр. Ленина, 33, при этом входная группа (лестница с пандусом и площадкой, тамбур) осталась прежней, ею были получены все необходимые согласования и разрешения, согласно которым названное помещение полностью соответствовало всем нормам и правилам. Для обслуживания лиц с ограниченными возможностями рядом с началом лестницы на высоте 0,9 м имеется стилистический знак с изображением инвалида в кресле-коляске и кнопка вызова дежурного администратора, который после получения вызова раскладывает складной пандус и помогает инвалиду попасть в помещение аптеки, либо принимает у него заказ и обслуживает инвалида без захода последнего в помещение аптеки, поэтому права маломобильных групп населения (МГН) не нарушаются.

Представитель ООО «Альфа-Живика» Бинеева С.Р. в судебное заседание не явилась, в представленных суду письменных возражениях указала, что в 2006-2007 годы был осуществлен перевод помещений, расположенных по адресу: Пермский край, г. Губаха, пр. Ленина, 33, из жилых в нежилое, который был согласован в соответствии с законодательством Российской Федерации, было получено экспертное заключение, имеется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Генплан и входная группа согласована с главным архитектором г.Губаха. Устройство крыльца было выполнено на основании проекта, это конструктивное решение было принято исходя из существующих объективных факторов. Выполнение пандуса швеллером является наиболее оптимальным решением, в разложенном состоянии пандуса поручни оказываются с двух сторон. Из-за конструктивных особенностей дома невозможно обеспечить надлежащий уклон пандуса, при этом поручни выполнены в полном соответствии с СП 59.13330, лестница с закрытыми проступенками, их ширина составляет 300 мм. Входная площадка выполнена в пределах красной линии, с учетом требований согласованного рабочего объекта, при этом входная дверь в часы работы всегда открыта. Расширение площадки приведет к выходу за красную линию, что недопустимо. Входная площадка имеет навес с водоотводом, поэтому подогрев поверхности площадки не требуется. При планировке и строительстве аптечного пространства учтено требование СП 59.13330.2012. В связи с тем, что в указанном помещении с момента ввода в эксплуатацию не проводилось реконструкции или модернизации, то положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к названному помещению применяться не должны. Законодательство Российской Федерации, на которое ссылается прокурор в исковом заявлении, предъявляются при проектировании и строительстве новых зданий и сооружений, тогда как жилой дом, в котором расположено помещение, сдан в эксплуатацию в 1963 году. Для удобства инвалидов и других маломобильных групп населения при входе в аптеку установлен звонок для вызова персонала, который имеет инструкцию по обеспечению жизнедеятельности МГН.

В ходе судебного разбирательства установлено, что нежилое помещение площадью 169,2 кв.м с кадастровым номером , расположенное на первом этаже многоквартирного жилого дома №33 по пр. Ленина г.Губаха, с 25.12.2007 года является собственностью индивидуального предпринимателя Муриной Н.В. На основании выданного администрацией Губахинского городского поселения разрешения на строительство от 12.07.2007 года, была осуществлена реконструкция этого помещения под магазин, при этом входная группа (лестница с пандусом и площадкой, тамбур) осталась прежней. 26.11.2007 года администрация Губахинского городского поселения выдало Муриной Н.В. разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию как соответствующего действующим строительным и санитарным нормам и правилам. Для обслуживания лиц с ограниченными возможностями на лестнице установлен раздвижной пандус, рядом с началом лестницы на высоте 0,9 м имеется стилистический знак с изображением инвалида в кресле-коляске и кнопка вызова дежурного администратора, который после получения вызова раскладывает пандус и помогает инвалиду попасть в помещение аптеки, либо принимает у него заказ и обслуживает инвалида без захода последнего в помещение аптеки. С 01.03.2019 года часть этого нежилого помещения площадью 84,9 кв.м арендует под аптеку ООО «Альфа Живика», которое на основании лицензии осуществляет в нем фармацевтическую деятельность - розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения.

Это, кроме объяснений сторон, подтверждается письменными доказательствами.

Из постановления главы администрации Губахинского городского поселения Губахинского муниципального района Пермского края следует, что жилые помещения по адресу <адрес> переведены из жилого фонда в нежилой с целью реконструкции (расширения) действующего магазина промышленных товаров.

Из разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Губахинского городского поселения разрешила Муриной Н.В. произвести реконструкцию объекта капитального строительства для расширения магазина «ХИТ», расположенного по адресу: г. Губаха, пр. Ленина, 33.

Из технического отчета от ДД.ММ.ГГГГ, разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, рабочего проекта «Расширение магазина «ХИТ» от 2006 года, экспертного заключения филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от ДД.ММ.ГГГГ, заключения Управления государственной вневедомственной экспертизы Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что реконструкция магазина «ХИТ» по адресу: г. Губаха, пр. Ленина, 33, была осуществлена в полном соответствии с действующими строительными и санитарными нормами и правилами, с соблюдением обязательных требований доступности этого объекта для маломобильных групп населения, вход в здание осуществляется с тротуара по лестнице, оборудованной пандусом и перилами для возможности перемещения лиц с ограниченными возможностями

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нежилое помещение магазина общей площадью 169,2 кв.м, расположенное на первом этаже здания по адресу: Пермский край, г. Губаха, пр. Ленина, 33, принадлежит на праве собственности Муриной Н.В.

В выписке из ЕГРИП указано, что Мурина Н.В. является индивидуальным предпринимателем, ее основным видом деятельности является торговля розничная одеждой в специализированных магазинах, дополнительным видом деятельности является, в числе прочих, аренда и управление собственным или арендованным нежилым имуществом.

Из договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, нежилое помещение площадью 84,9 кв.м, являющееся частью нежилого помещения площадью 169,2 кв.м с кадастровым номером 59:05:0101024:1618, расположенного на первом этаже многоквартирного жилого дома №33 по пр. Ленина г.Губаха, с ДД.ММ.ГГГГ передано собственником Муриной Н.В. во временное владение и пользование ООО «Альфа-Живика» для осуществления фармацевтической деятельности.

Из устава ООО «Альфа Живика», свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 66 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от ДД.ММ.ГГГГ серии 66 и лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Альфа Живика» правомерно осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, их хранение и отпуск в аптеке по адресу: Пермский край, г. Губаха, пр. Ленина, 33.

Из акта осмотра аптеки «Живика» по адресу: г.Губаха, пр. Ленина, 33, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на входной группе необходимо установить вдоль обеих сторон пандуса ограждения с поручнями, поручни следует располагать на высоте 0,9 м, у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Верхний и нижний     поручни пандуса должны быть расположены в одной вертикальной плоскости. Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м, поручни должны быть округлого сечения диаметром от 0,03 м до 0,05м. Лестница с проступью 0,29 м, подступенком 0,12 м, с открытыми подступенками. Ширина лестничных маршей внешних лестниц должна быть не менее 1,35 м, для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 м до 0,4м (или кратно этим значениям), все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней, на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько полос, контрастных с поверхностью ступени, имеющие общую ширину в пределах 0,08 м-0,1м, расстояние между контрастной полосой и краем проступи – от 0,03м до 0,04м. Входная площадка составляет 2,5 м на 1,35 м, при этом отсутствует навес над пандусом и лестничным маршем. Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь навес и водоотвод, размеры входной площадки с пандусом должны быть не менее 2,2 м на 2,2 м. Порог входной двери составляет 0,002 м при допустимой высоте порога 0,014 м. Тамбур составляет 1,4 м на 1,3 м, при последовательном расположении навесных дверей необходимо обеспечить, чтобы минимальное свободное пространство между ними было не менее 1,4 м плюс ширина полотна двери, открывающейся внутрь междверного пространства.

Из консультации специалиста Коваленко А.П. следует, что входная группа не соответствует требованиям действующих строительных норм и правил, но может быть приведена в соответствие с этими нормами путем реконструкции, в том числе путем установки подъемного устройства.

При разрешении спора суд руководствуется следующими правовыми нормами.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 года №419-ФЗ) определено, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами (ч.1). В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч.4).

Частью 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» установлено, что положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Таким образом, с принятием Федерального закона от 01.12.2014 года №419-ФЗ предусмотренная в части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по созданию условия для беспрепятственного доступа инвалидов распространяется с 01.07.2016 года ко всем вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

При этом законодатель также предусмотрел необходимость принятия собственниками существующих объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, до их реконструкции или капитального ремонта меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Из совокупности исследованных доказательств следует, что на дату получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - 26.11.2007 года входная группа (лестница с площадкой и тамбур) в принадлежащее Муриной Н.В. нежилое помещение магазина с кадастровым номером 59:05:0101024:1618, расположенное на первом этаже многоквартирного жилого дома №33 по пр. Ленина г.Губаха, соответствовало действующим строительным нормам и правилам, в том числе в части доступности для маломобильных групп населения, что подтверждается заключением Управления государственной вневедомственной экспертизы, рабочим проектом ООО «Свита», разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 26.11.2007 года, а также актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающим наличие складного (раздвижного) пандуса на лестнице. Доказательств обратного истцом не представлено.

Поскольку после 26.11.2007 года указанный объект не реконструировался, то положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в действующей редакции) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры к нему не применимы, поскольку эти положения применяются с 01.07.2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам (часть 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 года №419-ФЗ).

Следовательно, ссылка прокурора на несоответствие входной группы действующим нормам и правилам (Федеральному закону от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, Своду правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 года №798/пр, Закону Пермского края от 04.04.2016 года №627-ПК «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края»), является неосновательной.

Кроме того, пунктами 1.2 и 1.6 СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» предусмотрено, что в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений, следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления», при этом проектные решения не должны ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в задании (сооружении).

Для обслуживания лиц с ограниченными возможностями на входной лестнице в указанное помещение установлен раздвижной пандус, рядом с началом лестницы на высоте 0,9 м имеется стилистический знак с изображением инвалида в кресле-коляске и кнопка вызова дежурного администратора, который после получения вызова раскладывает пандус и помогает инвалиду попасть в помещение аптеки, либо принимает у него заказ и обслуживает инвалида без захода последнего в помещение аптеки, что соответствует требованиям части 4 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах нарушений прав маломобильных групп населения в части обеспечения доступности для них названного объекта социальной инфраструктуры (аптеки) не усматривается, на что указывает и отсутствие соответствующих жалоб.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска и.о. заместителя прокурора г.Губаха к Муриной Н.В. и обществу с ограниченной ответственностью «Альфа Живика» об обязании привести в соответствие с требованиями Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» наружную лестницу, пандус, входную площадку и тамбур нежилого помещения с кадастровым номером 59:05:0101024:1618, расположенного по адресу: Пермский край, г. Губаха, пр. Ленина, 33.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

2-309/2020 ~ М-145/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор города Губахи
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Живика"
Мурина Наталья Витальевна
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Судья
Мельников А.Н.
Дело на странице суда
gubacha--perm.sudrf.ru
19.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2020Передача материалов судье
21.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2020Судебное заседание
20.05.2020Производство по делу возобновлено
20.05.2020Судебное заседание
05.06.2020Судебное заседание
08.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2020Дело оформлено
20.10.2020Дело передано в архив
04.02.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
04.02.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
04.02.2021Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее