РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2012 года п. Солнечный
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Трубецкого А.В.
при секретаре судебного заседания Пеньковой Т.М.
рассмотрев в судебном заседании заявление Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора о Признании бездействия администрации муниципального образования сельского поселения «село Эворон» по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности - незаконным и возложении обязанности на ответчика устранить допущенное нарушение закона,
У С Т А Н О В И Л:
Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор Хабаровского края обратился в суд с жалобой на бездействие администрации муниципального образования сельского поселения «село Эворон», выразившееся в неисполнении полномочий по разработке и утверждении муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности, которые просит признать - незаконным и просит возложить на ответчика обязанность устранить допущенное нарушение закона путем разработки и утверждения муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В обоснование своего заявления Прокурор указал, что
Прокуратурой выявлены нарушения в деятельности администрации сельского поселения «Село Эворон» Солнечного района. В нарушение норм Федеральных законов «О пожарной безопасности», «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Бюджетного кодекса РФ», администрация «Села Эворон» не разработала и не приняла муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Вместе с тем на территории Хабаровского края сложилась критическая пожароопасная обстановка, постановлением и.о. главы Солнечного муниципального района от 25.06.2012г. № 70 на территории района введен режим чрезвычайной пожарной ситуации, так же распоряжением Губернатора Хабаровского края от 25.06.2012г. № 301-р на территории края введен режим чрезвычайной ситуации.
Отсутствие муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности нарушает права граждан в области пожарной безопасности, поскольку создает угрозу их здоровью и жизни, имуществу граждан и предприятий. Принятие целевой программы, позволит выделить средства местного бюджета непосредственно на мероприятия по пожарной безопасности.
В судебное заседание стороны не явились, Глава администрации муниципального образования сельское поселение «село Эворон», просила суд о рассмотрении дела в её отсутствии.
Из представленных в суд ответчиком муниципальных правовых актов следует, что
- на основании Распоряжения от 27.02.10г. № 10 утверждено Положение об организации обучения населения мерам пожарной безопасности на территории сельского поселения, предусматривающее выделение средств местного бюджета на указные цели в период 2010-2011 годов.
- В соответствии с Распоряжением от 02.04.12г. № 55 утвержден План мероприятий по защите населения и объектов экономики сельского поселения от лесных пожаров в 2012г., состоящий из Оперативного плана привлечения на тушение лесных пожаров противопожарных формирований на территории поселения, Схему оповещения населения, План мероприятий по подготовке к пожароопасному периоду. Так же предписано руководителям предприятий разработать порядок организации тушения пожара на своих объектах и Организовать обучение и подготовку персонала действиям при пожаре.
Данные Оперативного плана привлечения на тушение лесных пожаров, фиксируют наличие сил и средств для тушения пожаров имеющихся в распоряжении организаций и предприятий сельского поселения, которые привлекаются для тушения пожаров,
План мероприятий по подготовке к пожароопасному периоду 2012г. предусматривает вопросы, подлежащие рассмотрению на Комиссии по ЧС и мероприятия муниципального контроля за состоянием систем водоснабжения, состояния муниципального жилого фонда, готовности систем оповещения, организации пропаганды, подготовку специальной техники, и работ по созданию и обновлению инженерных средств защиты (минеральных полос) на границах поселения.
Сведения о состоянии противопожарной защиты населенных пунктов и об оборудовании населенных пунктов противопожарными полосами, фиксируют состояние – наличие технических средств, сил привлекаемых и объектов инженерной инфраструктуры.
Согласно распоряжения от 19.04.2012г. № 60 в рамках проведения краевых субботников, утверждены мероприятия по санитарной очистке территории сельского поселения.
Согласно Распоряжения от 02.05.2012г. № 71 на территории сельского поселения «Село Эворон» 20 апреля открыт пожароопасный период и установлен пожароопасный режим, определены мероприятия.
Согласно Распоряжения от 02.04.2012г. № 56 утвержден паспорт пожарной безопасности сельского поселения «Село Эворон», в котором отражено наличие сил и средств пожарной охраны и отражены показатели и критерии готовности к началу пожароопасного сезона.
Суд изучив представленные материалы, приходит к выводу об удовлетворении заявления Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора по следующим основаниям:
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1004г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность определена как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности определены как специальные условия технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности, а под противопожарным режимом понимается правила поведения, порядок организации производства и содержания территорий, обеспечивающий предупреждение нарушений безопасности и тушения пожаров.
Статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", определены первичные меры пожарной безопасности, в том числе:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
К полномочиям местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в муниципальных границах согласно ст. 19 ФЗ "О пожарной безопасности" относятся:
1) создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
2) создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
3) оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
4) организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
5) принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
6) включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;7) оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
8) установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
С учетом общих целей создания систем противопожарной защиты обозначенный перечень обязательных общих мероприятий, составляющих первичные меры пожарной безопасности, которые в соответствии с п. 9 ст. 14 и п. 10 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" отнесены к вопросами местного значения.
Таким образом приведенный перечень мероприятий отнесенных к первичным мерам пожарной безопасности, должен быть отражен в соответствующей документации планирования работы муниципалитетов и реализовываться на практике. При этом основы правового регулирования реализации перечня первичных мер пожарной безопасности приводятся в соответствующих положениях Закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" также предусмотрено, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.
По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки, местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.
Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов).
Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Таким образом, предусмотренное п.3 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" мероприятие отнесенное к первичным мерам пожарной безопасности в виде разработки и организации выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности не находится в противоречии с полномочиями органов местного самоуправления и представляет собой деятельность направленную на долгосрочное планирование мероприятий и контроль за их выполнением, включающий и аспект финансового обеспечения.
Изученные судом документы сельского поселения «Село Эворон»свидетельствуют, что предусмотренные законодательством вопросы местного значения отнесенные к первичным мерам пожарной безопасности разрешены администрацией сельского поселения «Село Эворон», в разрозненных правовых актах администрации, однако отсутствует системный подход в разработке первичных мер пожарной безопасности, планирование на перспективу необходимых бюджетных средств в целях реализации вопросов местного значения направленных как на укрепление материальной базы, так и совершенствование инфраструктуры систем технической защиты поселения, совершенствования организации мероприятий в области пожарной безопасности, что должно было найти отражение в Муниципальной целевой программе по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Принятие комплекса муниципальных нормативных регулирующих вопросы принятие целевой программы, и самой целевой программы, по вопросам обеспечения пожарной безопасности, поднимет вопросы планирования, обеспечения и контроля за разрешением вопросов местного значения в области первичных мер пожарной безопасности на новый организационно правовой уровень.
В свзи с изложенным, суд приходит к выводу, что отсутствие муниципальной целевой программы по вопросам пожарной безопасности снижает защищенность населения сельского поселения «Село Эворон» от угрозы возникновения пожара и защиты от его последствий, то есть доводы прокурора нашли в судебном заседании свое подтверждение.
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления, устранить в полном объеме, допущенные нарушения закона.
Требование Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора о Признании бездействия администрации муниципального образования сельского поселения «село Эворон» по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности - незаконным и возложении обязанности на ответчика устранить допущенное нарушение закона, суд находить правомерными и разумным сроком реализации требования по устранению допущенных нарушений закона, считает окончание бюджетного процесса в 2012г. при планировании бюджета 2013г., то есть до 01 января 2013г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора о Признании бездействия администрации муниципального образования сельского поселения «село Эворон» по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности - незаконным и возложении обязанности на ответчика устранить допущенное нарушение закона – признать обоснованным.
Бездействия администрации муниципального образования сельского поселения «село Эворон», выразившееся в непринятию мер, направленных на разработку и утверждение муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности – признать незаконным.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования сельское поселение «село Эворон» об устранении допущенных нарушений закона в полном объеме (принятие мер направленных на разработку и утверждение муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности) в срок до 1 января 2013 года.
Об исполнении решения суда, суд должен быть извещен в порядке ч.3 ст. 258 ГПК РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня его вынесения, через Солнечный районный суд Хабаровского края.
Судья А.В. Трубецкой