Дело № 2-1756/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2013 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Крысиной З.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Чеколдаевой О.А.,
с участием истицы Кулагиной И.А.
третьих лиц Кулагина А.А. и Ермаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулагиной И.А. к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка для размещения дома,
установил:
Кулагина И.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка для размещения дома.
В обоснование своих требований истица указала, что ей, Ермаковой А.А., Кулагину А.А. принадлежит на праве долевой собственности (по 1/3 доли) жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>.
Жилой дом расположен земельном участке, находящийся в муниципальной собственности.
Схема расположения земельного участка площадью 420 кв.м, по <адрес>, направлена ИП ФИО10, изготовляющей межевой план, для согласования в Администрацию городского округа Саранск 02.08.2012 года № 422/4-19.
Письмом Администрации городского округа Саранск от 13.08.2012 г. №4659-исх согласование схемы отклонено.
03.12.2012 г. в адрес ответчика направлено заявление о согласовании схемы расположения земельного участка.
Письмом от 12.12.2012г. отказано в удовлетворении данного заявления в связи с тем, что размеры запрашиваемого земельного участка меньше допустимых размеров земельного участка, предоставляемого гражданам, определенных пунктом 49.4 Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга как части городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.11.2009 г. №425.
Своим действиями ответчик нарушил их земельные права, установленные законом. Он лишил их права на приватизацию земельного участка незаконно.
Жилой дом 1964 года постройки и под его строительство выделялся земельный участок по правилам, действующим в 1964 году. Этот земельный участок не может быть изменен в размере, поскольку спорный земельный участок входит в состав жилой застройки, где длительное время сформированы смежные земельные участки, принадлежащие другим землевладельцам.
Таким образом, невыполнение Администрацией городского округа Саранск вышеуказанных обязанностей препятствует реализовать свое право на приобретение земельного участка, расположенного под домовладением, в собственность, постановке участка на кадастровый учет, что невозможно без утверждения схемы расположения земельного участка.
Просила обязать Администрацию городского округа Саранск утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 420 кв.м для размещения указанного дома.
В судебном заседании истица Кулагина И.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.
Третьи лица Кулагин А.А. и Ермакова А.А. не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.
В судебное заседание представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Кулагиной И.А. – 1/3 доли, Ермаковой А.А. – 1/3 доли, ФИО6 – 1/3 доли, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № от 11 апреля 2005 г., № от 11 апреля 2005 г., № от 11 апреля 2005 г., выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия на основании договора купли – продажи жилого дома (л.д. 6,7,8).
30 июля 2012 г. индивидуальный предприниматель ФИО10, действующая в интересах Кулагина А.А., Кулагиной И.А. и Ермаковой А.А., подготовила схему и обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения дома индивидуальной жилой застройки по вышеуказанному адресу.
3 декабря 2012 г. Кулагин А.А., Кулагина И.А. и Ермакова А.А. обратились с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 420 кв.м для постановки на кадастровый учет.
17 декабря 2012 г. письмом № 10222-исх за подписью Заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - Директора Департамента перспективного развития отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с тем, что размеры запрашиваемого земельного участка меньше допустимых размеров земельного участка, предоставляемого гражданам, определенных пунктом 49.4 Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга как части городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.11.2009 г. №425.
Суд находит данный отказ незаконным.
Подпункт 5 пункта первого статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет принцип единства земельных участков и прочно связанных с ним объектов.
Согласно абзацу первому части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Из абзаца второго пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, право собственника здания, строения, сооружения на выкуп земельного участка является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Право на приватизацию, обусловленную переходом к многообразию форм собственности, которые признаются и защищаются в Российской Федерации равным образом (статья 8 Конституции Российской Федерации), не относится к числу конституционных, - оно регламентируется федеральным законодательством. Вместе с тем, закрепляя это право в федеральном законе, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектов частного права соблюдались соответствующие гарантии, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отказ в выкупе земельного участка не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Нормами пунктов 2, 3 статьи 15, пунктов 2, 4, 5 статьи 27, пункта 4 статьи 28 и пункта 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены основания, препятствующие отчуждению земельных участков в частную собственность, а нормами пунктов 2, 3, 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлены дополнительные условия, выполнение которых необходимо для выкупа земельного участка.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При этом вышеуказанные нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» не содержат положений, ограничивающих право гражданина на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае наличия на данном земельном участке самовольно возведенных строений.
ИП ФИО10 по заявлению Кулагина А.А., Кулагиной И.А. и Ермаковой А.А. изготовлена схема расположения земельного участка площадью 625 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, жилой дом по адресу: <адрес>, находится в правомерном владении и пользовании истцов, следовательно, они имеют право на утверждение и согласование указанной схемы расположения земельного участка под их домом.
То обстоятельство, что размеры запрашиваемого земельного участка меньше допустимых размеров земельного участка, предоставляемого гражданам, никоим образом не препятствует утверждению схемы расположения земельного участка.
Следовательно, отказ Администрации городского округа Саранск в утверждении и согласовании схемы расположения земельного участка площадью 420 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является незаконным. В связи с этим на ответчика должна быть возложена обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 420 кв.м. для размещения дома, расположенного по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Кулагиной И.А., обязать Администрацию городского округа Саранск утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 420 кв.м, для размещения дома индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истицей требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск Кулагиной И.А. к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка для размещения дома удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Саранск утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 420 кв.м, для размещения дома индивидуальной жилой застройки по адресу: <адрес>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий З.В. Крысина