Дело № 2-323/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июля 2017 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
при секретаре Трофимове Г.В.,
с участием заместителя прокурора Каратузского района Акунченко П.А.,
ответчика Семыкина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района к индивидуальному предпринимателю Семыкину А. С. о возложении обязанности по устранению нарушений в сфере охраны труда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к индивидуальному предпринимателю Семыкину А.С., указав следующее.
Семыкин А.С. с 2005 г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, и осуществляет деятельность в сфере заготовки и переработки древесины, в процессе которой, в результате эксплуатации механизмов и машин, могут создаваться условия, опасные для жизни и здоровья работников.
Предпринимателем создано три рабочих места- водителя, рабочего пилорамы и тракториста.
В нарушение требований ст. 211,212 Трудового кодекса РФ, Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, а также требований приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.09.2010 № 777н, в отношении перечисленных рабочих мест не проведена специальная оценка условий труда, а лица, замещающие указанные рабочие места не обеспечены средствами индивидуальной защиты по установленным нормам, не прошли обучение и проверку знаний требований по охране труда, а также не прошли медицинский осмотр.
Подобное бездействие, по мнению прокурора, нарушает права работников на безопасные условия и охрану труда.
По указанным основаниям просил возложить на индивидуального предпринимателя Семыкина А.С. обязанность в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, провести специальную оценку условий труда всех рабочих мест; обеспечить работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, в соответствии с установленными нормами; провести обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда всех работников, в порядке, установленном постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29; организовать прохождение всеми работниками периодических медицинских осмотров.
В судебном заседании заместитель прокурора Каратузского района Акунченко П. А. поддержал заявленные исковые требования, полностью подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Семыкин А. С. иск признал, пояснив, что им проводится работа по организации специальной оценки условий труда рабочих мест, а также по обучению работников техники безопасности и обеспечению их специальными одеждой и обувью.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Согласно ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.Работодатель обязан обеспечить, в том числе:
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда (ст.225 ТК РФ);
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
-проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (часть3).
Частью 1 ст. 8 указанного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Как установлено в суде, ответчик Семыкин А.С. с 02.08.2005 г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и является работодателем по отношению к работникам, состоящим в штате предпринимателя. Ответчиком организовано три рабочих места- водитель, тракторист, рабочий пилорамы. На указанные рабочие места приняты граждане, с которыми заключены трудовые договоры.
В результате проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение изложенных требований закона, а также Порядка обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры» Семыкиным А.С. не обеспечено проведение специальной оценки условий труда, не проводится обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников, не организовано проведение периодических медицинских осмотров работников.
Кроме того, в нарушение требований приказов Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н и от 01.09.2010 № 777н, работники, состоящие в штате индивидуального предпринимателя не обеспечены в установленном порядке и по установленным нормам, специальной одеждой, обувью и другими средставми индивидуальной защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В этой связи, суд находит требование прокурора основанным на законе и подлежащим удовлетворению.
Обсуждая срок исполнения обязанности, суд учитывает временные и финансовые затраты, необходимые для проведения специальной оценки, обучения требованиям безопасности и обеспечения специальными одеждой и обувью, и находит разумным и не нарушающим права сторон срок равный двум месяцам.
С учетом положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой прокурор освобожден.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Каратузского района Красноярского края удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя Семыкина А. С. обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- провести специальную оценку условий труда всех рабочих мест;
- провести обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников, в порядке, предусмотренном постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29,
- организовать проведение периодических медицинских осмотров работников.
-обеспечить работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, в соответствии с установленными нормами.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Семыкина А. С. в доход бюджета муниципального образования Каратузский район государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Каратузский районный суд.
Председательствующий Т.В. Криндаль