Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2014г. пос. Колпна
Колпнянский районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Осадченко О.М., при секретаре Макуровой О.А.,
с участием зам. прокурора Колпнянского района Орловской области Тимофеева Т.А.,
представителей ответчиков- главы Ахтырского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Давудова А.М., главы Ярищенского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Ларина С.В., главы Ушаковского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Ушакова В.И., главы Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Ковалёва И.Н., главы Знаменского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Тарасовой Л.В., главы Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Родина В.С., и.о. главы Крутовского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Науменко Н.А., и.о. главы Белоколодезьского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Морозовой Л.И., представителя администрации пгт. Колпна Мурзиновой Е.И.,
представителя третьего лица - отдела культуры администрации Колпнянского района, Орловской области Баклановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Колпнянского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Колпнянского района Орловской области в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействие Администрации Ярищенского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Крутовского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Знаменского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Ушаковского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Белоколодезьского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Тимирязевского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Ахтырского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации п.г.т. Колпна Колпнянского района Орловской области и о возложении на них обязанности обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества – объектов культурного наследия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Колпнянского района Орловской области обратилась в суд к вышеуказанным ответчикам с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным их бездействия и о возложении на них обязанности обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества – объектов культурного наследия. В обоснование требований указано, что во исполнения задания прокуратуры Орловской области, п.5 плана работы прокуратуры Колпнянского района Орловской области в марте 2014г. прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере владения, пользования и распоряжения государственным и муниципальным имуществом, об охране объектов культурного наследия администрациями- п.г.т. Колпна, Колпнянского района Орловской области, Ярищенского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Крутовского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Знаменского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Ушаковского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Белоколодезьского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Тимирязевского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Ахтырского сельского поселения Колпнянского района Орловской области.
В ходе проверки прокуратурой района было установлено, что на территории Ахтырского сельского поселения Колпнянского района Орловской области расположены следующие объекты культурного наследия местного (муниципального) значения: братская могила советских воинов в центре с.Ахтырка Колпнянского района Орловской области и братская могила советских воинов в д.Вороново, Колпнянского района Орловской области.
На территории Тимирязевского сельского поселения Колпнянского района Орловской области расположены следующие объекты культурного наследия местного (муниципального) значения: братская могила советских воинов на северной окраине д.Тимирязево, Колпнянского района Орловской области; братская могила советских воинов на юго западной окраине д.Кутузово, Колпнянского района Орловской области; братская могила советских воинов на западной окраине д.Хутор Лимовое Колпнянского района Орловской области.
На территории Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области расположен следующий объект культурного наследия местного (муниципального) значения: братская могила советских воинов в д.Черниково, Колпнянского района Орловской области.
На территории Белоколодезьского сельского поселения Колпнянского района Орловской области расположены следующие объекты культурного наследия местного (муниципального) значения: братская могила советских воинов в парке с.2-й Белый Колодезь, Колпнянского района Орловской области; братская могила советских воинов в центре д.Яковка Колпнянского района Орловской области; усадьба художника Вячеслава Григорьевича Шварца в д.Белый Колодезь Первый Колпнянского района Орловской области, состоящая из ансамбля зданий: церковь, каретный двор, здание вокзала, дома для проживания прислуги, мемориальный крест В.Г. Шварцу; охотников замок в с.Яковка Колпнянского района Орловской области (усадьба).
На территории Ушаковского сельского поселения Колпнянского района Орловской области расположены следующие объекты культурного наследия местного (муниципального) значения: братская могила советских воинов в центре с.Ушаково Колпнянского района, Орловской области; братская могила советских воинов на юго- восточной окраине сельского кладбища с.Рождественское Колпнянского района Орловской области.
На территории Знаменского сельского поселения Колпнянского района Орловской области расположены следующие объекты культурного наследия местного (муниципального) значения: братская могила советских воинов в центре с.Знаменка Колпнянского района Орловской области.
На территории Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области расположены следующие объекты культурного наследия местного (муниципального) значения: братская могила советских воинов около дома культуры на южной окраине с.Красное Колпнянского района Орловской области; братская могила советских воинов в д.Андреевка Колпнянского района Орловской области.
На территории Крутовского сельского поселения Колпнянского района Орловской области расположены следующие объекты культурного наследия местного (муниципального) значения: братская могила советских воинов на восточной окраине с.Нетрубеж Колпнянского района, Орловской области; братская могила советских воинов в с.Нетрубеж Колпнянского района Орловской области, рядом с домом культуры.
На территории Ярищенского сельского поселения Колпнянского района Орловской области расположены следующие объекты культурного наследия местного (муниципального) значения: братская могила советских воинов на южной окраине д.Остров Колпнянского района Орловской области; братская могила советских воинов на южной окраине с.Фошня, Колпнянского района, Орловской области.
На территории администрации пгт. Колпна, Колпнянского района Орловской области расположены следующие объекты культурного наследия местного (муниципального) значения: братская могила советских воинов в центре п.Колпна Колпнянского района Орловской области; братская могила советских воинов на гражданском кладбище северо- восточной окраины пгт.Колпна Колпнянского района Орловской области; братская могила советских воинов на гражданском кладбище пгт.Колпна Колпнянского района, Орловской области.
В связи с тем, что данные объекты культурного наследия в настоящее время собственников не имеют, на балансе в вышеуказанных администрациях не состоят, фактически являются бесхозяйными, что может привести к их разрушению и утрате, прокуратура Колпнянского района Орловской области просит признать незаконными бездействие указанных выше администраций, выразившееся в непринятии мер по постановке на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества- перечисленных выше объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и обязать данные администрации обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества указанных объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
В судебном заседании зам. прокурора Колпнянского района Тимофеев Т.А. просил суд прекратить производство по делу в части признания незаконным бездействия администрации Ахтырского сельского поселения и Ярищенского сельского поселения и о возложении на них обязанности обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества – объектов культурного наследия, в связи с его отказом от иска к ним, так как заявленные требования удовлетворены в добровольном порядке. Также просил частично прекратить производство по делу в связи с его отказом от иска к администрации пгт.Колпна Колпнянского района Орловской области о признании незаконным бездействия и о возложении на них обязанности обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества – объекта культурного наследия- братской могилы советских воинов в центре пгт.Колпна Колпнянского района Орловской области, в связи с получением ими свидетельства о государственной регистрации права на данный объект. В остальной части заявление к администрации пгт.Колпна Колпнянского района Орловской области поддерживает в полном объёме. Кроме этого прокурор указал, что своё заявление он поддерживает в полном объёме, уточнив местонахождение объекта культурного наследия, находящегося на территории Белоколодезьского сельского поселения: братской могилы советских воинов- Белый Колодезь Первый, Колпнянского района Орловской области и местонахождение объекта культурного наследия, находящегося на территории Крутовского сельского поселения: братской могилы советских воинов- д.Крутое Колпнянского района Орловской области.
По указанным основаниям судом было прекращено производство по настоящему гражданскому делу в части заявленных требований к администрациям Ахтырского и Ярищенского сельских поселений Колпнянского района Орловской области и частично прекращено производство по делу к администрации пгт.Колпна Колпнянского района Орловской области о постановке на учёт, как бесхозяйного недвижимого имущества – объекта культурного наследия- братской могилы советских воинов в центре пгт.Колпна Колпнянского района Орловской области, о чём судом вынесено отдельное определение.
Ответчик – администрация Тимирязевского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, извещённые о дне, месте и времени слушания дела в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть дело в их отсутствие. При таких обстоятельствах суд в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ вправе рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика.
Представители ответчиков- глава Ахтырского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Давудов А.М. и глава Ярищенского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Ларин С.В. не возражали против прекращения производства по делу к администрациям Ярищенского и Ахтырского сельского поселения по основаниям указанным прокурором.
Представитель администрации пгт. Колпна Мурзинова Е.И. не возражала против частичного прекращения производство по делу к администрации пгт.Колпна Колпнянского района Орловской области о постановке на учёт, как бесхозяйного недвижимого имущества – объекта культурного наследия: братской могилы советских воинов в центре пгт.Колпна Колпнянского района Орловской области. В остальной части заявленные прокурором требования не признаёт, так как считает, что указанные прокурором объекты культурного наследия должны относиться к собственности субъектов РФ либо государственной или федеральной собственности. Кроме того, в бюджете на эти цели нет денежных средств.
Представители ответчиков - глава Ушаковского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Ушаков В.И., главы Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Ковалёв И.Н., главы Знаменского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Тарасова Л.В., главы Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Родин В.С., и.о. главы Крутовского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Науменко Н.А., и.о. главы Белоколодезьского сельского поселения Колпнянского района Орловской области Морозова Л.И., заявленные прокурором требования не признали, так как считают, что указанные прокурором объекты культурного наследия должны относиться к собственности субъектов РФ либо к государственной или федеральной собственности. Сельскими поселениями осуществляется надлежащий уход за указанными объектами, в связи с чем нет оснований для постановки их на учёт как бесхозяйного имущества, а в дальнейшем и признания за ними на данные объекта права собственности. Кроме того, в бюджетах администраций сельских поселений на эти цели нет денежных средств. Не возражали против прекращения производства по делу к администрациям Ярищенского и Ахтырского сельского поселения и частичного прекращения производство по делу к администрации пгт.Колпна Колпнянского района Орловской области по основаниям указанным прокурором.
Представитель третьего лица - отдела культуры администрации Колпнянского района, Орловской области Бакланова Л.А. не возражала против прекращения производства по делу к администрациям Ярищенского и Ахтырского сельского поселения и частичного прекращения производство по делу к администрации пгт.Колпна Колпнянского района Орловской области по основаниям указанным прокурором. Также указала, что в остальной части считает заявленные прокурором требования не подлежащими удовлетворению, так как правовых оснований для применения ст.225 ГК РФ не имеется, поскольку орган местного самоуправления нельзя обязать обратиться с заявлением в орган, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учёт бесхозяйное имущество, так как это право, а не обязанность органов местного самоуправления обращать данные объекты в муниципальную собственность. Кроме этого сельскими поселениями осуществляется надлежащий уход за указанными объектами, в связи с чем нет оснований для постановки их на учёт как бесхозяйного имущества, а в дальнейшем и признания за ними на данные объекта и права собственности.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (дала объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» об объектах культурного наследия отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Статьей 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ст.48 данного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч.1). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (ч.3).
На основании ч.1,3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Из содержания абзаца 1 п.3 ст.225 ГК РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учёт возложена на муниципальное образование. Таким образом муниципальный орган является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учёт в качестве бесхозяйного. Следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.09.2003г. №580 «Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей», на учёт принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке предусмотренном ст.225 и ст.236 ГК РФ.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.
Принятие на учёт и снятие с учёта бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы по месту нахождения недвижимого имущества (п.2 Положения). Принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества (п.5 Положения).
Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу п.13 ч.1 ст.14, п.9 ч.2 ст.50 указанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко- культурного значения.
В судебном заседании установлено, что на территории вышеназванных администраций находятся указанные прокурором объекты культурного наследия. Данный факт подтверждается паспортами братских могил советских воинов с информацией об объектах культурного наследия, учётными карточками. Согласно актов, составленных по результатам проведённой прокурором района проверки объектов культурного наследия, данные объекты собственника не имеют, на балансе в администрациях не состоят, фактически являются бесхозяйными.
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (Росреестр) от 01.04.2014г. на указанные прокурором объекты культурного наследия отсутствует информация о зарегистрированных правах, а также отсутствуют сведения о постановке их на учёт как бесхозяйного имущества.
По информации ТУ Росимущества в Орловской области от 04.04.2014г. в реестре федерального имущества запись об учёте указанных прокурором объектах культурного наследия отсутствует.
Согласно справке предоставленной Управлением государственного имуществом Орловской области от 01.04.2014г. вышеназванные объекты культурного наследия в реестре государственной собственности Орловской области не значатся.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что объекты культурного наследия, в отношении которых возник спор, в чьей- либо собственности не находятся, право собственности на них ни за кем не зарегистрировано, претензий на приобретении их никем, в соответствии с требованиями Федеральных законов от 25.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» и от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не заявлено, т.е. фактически данные объекты культурного наследия в соответствии со ст.225 ГК РФ являются бесхозяйными объектами недвижимости.
Исходя из вышеприведённых норм права, органы местного самоуправления являются единственными органами, обладающими правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.
В связи с этим администрация Крутовского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, администрация Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, администрация Знаменского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, администрации Ушаковского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, администрация Белоколодезьского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, администрация Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, администрация Тимирязевского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрация п.г.т. Колпна Колпнянского района Орловской области, как органы местного самоуправления, наделены полномочиями инициировать процесс постановки спорных объектов культурного наследия в силу их бесхозяйности на учёт, с целью определения их дальнейшего собственника.
Однако ответчиками, на территории которых расположены объекты культурного наследия, не предпринято мер по постановке спорных объектов на учёт регистрирующим органом.
Довод ответчиков на отсутствие денежных средств в местном бюджете на подготовку технической документации на спорные объекты для обращения с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество не имеет для настоящего дела правового значения.
Также суд находит несостоятельным довод ответчиков и представителя третьего лица, что закон предоставляет органу местного самоуправления лишь право на обращение в регистрирующий орган с заявлением о постановке объектов культурного наследия на учёт в качестве бесхозяйного, а не возлагает на него такую обязанность, поскольку уклонение органа местного самоуправления от такого обращения противоречит содержанию местного самоуправления, обеспечивающей решение населением через органы местного самоуправления вопросов местного значения, и влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц.
Ссылка ответчиков, что объекты культурного значения должны находиться в собственности субъектов РФ либо в государственной или федеральной собственности, суд не может принять во внимание, поскольку вопрос о передаче объектов культурного наследия в чью- либо собственность прокурором в настоящее время не ставился.
Таким образом, суд признаёт требования прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Колпнянского района Орловской области в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействие Администрации Крутовского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Знаменского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Ушаковского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Белоколодезьского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Тимирязевского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации п.г.т. Колпна Колпнянского района Орловской области и о возложении на них обязанности обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учёт как бесхозного недвижимого имущества – объектов культурного наследия удовлетворить.
Признать незаконными бездействие Администрации Крутовского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Знаменского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Ушаковского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Белоколодезьского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации Тимирязевского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, Администрации п.г.т. Колпна Колпнянского района Орловской области.
Возложить на администрацию Тимирязевского сельского поселения Колпнянского района Орловской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества- объектов культурного наследия местного (муниципального) значения:
- братской могилы советских воинов, местонахождение объекта: д.Тимирязево, Колпнянского района Орловской области;
- братская могила советских воинов, местонахождение объекта: д.Кутузово, Колпнянского района Орловской области;
- братская могила советских воинов, местонахождение объекта: д.Хутор Лимовое Колпнянского района Орловской области.
Возложить на администрацию Карловского сельского поселения Колпнянского района Орловской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества- объектов культурного наследия местного (муниципального) значения:
- братской могилы советских воинов, местонахождение объекта: д.Черниково, Колпнянского района Орловской области.
Возложить на администрацию Белоколодезьского сельского поселения Колпнянского района Орловской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества- объектов культурного наследия местного (муниципального) значения:
- братской могилы советских воинов, местонахождение объекта: Белый Колодезь Первый, Колпнянского района Орловской области;
- братской могилы советских воинов, местонахождение объекта: д.Яковка Колпнянского района Орловской области;
- усадьбы художника Вячеслава Григорьевича Шварца в д.Белый Колодезь Первый Колпнянского района Орловской области, состоящей из ансамбля зданий: церковь, каретный двор, здание вокзала, дома для проживания прислуги, мемориальный крест В.Г. Шварцу;
- охотников замок (усадьба), местонахождение объекта: с.Яковка Колпнянского района Орловской области.
Возложить на администрацию Ушаковского сельского поселения Колпнянского района Орловской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества- объектов культурного наследия местного (муниципального) значения:
- братской могилы советских воинов, местонахождение объекта: с.Ушаково Колпнянского района, Орловской области;
- братской могилы советских воинов, местонахождение объекта: с.Рождественское Колпнянского района Орловской области.
Возложить на администрацию Знаменского сельского поселения Колпнянского района Орловской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества- объектов культурного наследия местного (муниципального) значения:
- братской могилы советских воинов, местонахождение объекта: с.Знаменка Колпнянского района Орловской области.
Возложить на администрацию Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества- объектов культурного наследия местного (муниципального) значения:
- братской могилы советских воинов, местонахождение объекта: около дома культуры на южной окраине с.Красное Колпнянского района Орловской области;
- братской могилы советских воинов, местонахождение объекта: д.Андреевка Колпнянского района Орловской области.
Возложить на администрацию Крутовского сельского поселения Колпнянского района Орловской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества- объектов культурного наследия местного (муниципального) значения:
- братской могилы советских воинов, местонахождение объекта: с.Нетрубеж Колпнянского района, Орловской области;
- братской могилы советских воинов, местонахождение объекта: д.Крутое Колпнянского района Орловской области.
Возложить на администрацию пгт. Колпна, Колпнянского района Орловской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества- объектов культурного наследия местного (муниципального) значения:
- братской могилы советских воинов, местонахождение объекта: пгт.Колпна Колпнянского района Орловской области (на гражданском кладбище северо- восточной окраины пгт.Колпна).
- братской могилы советских воинов, местонахождение объекта: пгт.Колпна Колпнянского района Орловской области (на гражданском кладбище пгт.Колпна).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Колпнянский районный суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.05.2014г..
Председательствующий: ______________