Дело № 5-110/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
20 мая 2021 года р.п. Воротынец
Судья Воротынского районного суда Нижегородской области А.Л. Тарасов, с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности АО «СМУ-Дондорстрой» Л.М. Кругловой, действующей на основании доверенности от 5 апреля 2021 года,
рассмотрев материал по делу об административном правонарушении,
предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «СМУ-Дондорстрой»,
Установил:
12 февраля 2021 года в 5 часов 55 минут АО «Дондорстрой», являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог на участке федеральной трассы М 7 «Волга», городской округ Воротынский Нижегородской области согласно государственного контракта № 269 от 30.06.2018 года не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог (не своевременно удаление с проезжей части льда и снега, зимняя скользкость) - наличие зимней скользкости, стекловидного льда, снега на проезжей части, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что послужило одной из причин ДТП на 559 км М 7 с одним пострадавшим 12.02.2021 года, тем самым, нарушив п. 13 ПДД РФ, п. 8.1 ГОСТ 50597-2017.
В судебном заседании представитель привлекаемого лица АО «Дондорстрой» Л.М. Круглова вину юридического лица в совершении административного правонарушения не оспаривала, пояснив, что данный участок дорожного полотна находится в зоне ответственности АО «Дондорстрой». При этом, ходатайствовала перед судом о снижении размера штрафа, в случае, если общество будет признано виновным.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО4 в судебном заседании подтвердил правильность его составления, показав, что на данном участке дорожного полотна произошло ДТП, в результате которого был причинен вред здоровью одного из пассажиров. Именно состояние дорожного полотна явилось причиной ДТП. По результатам осмотра участки дороги был составлен соответствующий акт, а затем протокол в отношении юридического лица.
Свидетель ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Воротынский» Свидетель №1 в судебном заседании подтвердил факт того, что им 12.02.201 года действительно составлялся акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда. Со слов свидетеля, участок дорожного полотна имел наличие зимней скользкости на проезжей части (отложение снега и льда).
Заслушав представителя привлекаемого лица, лицо, составившее протокол об административном правонарушении, свидетеля, изучив и исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3).
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
ГОСТ Р50597-2017 "Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Согласно пунктам 4.1 и 4.2 указанного ГОСТа, выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
В соответствии с пунктом 8.1 названного ГОСТа, на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
Для дорожных организаций, занимающихся зимним содержанием автомобильных дорог общего пользования, разработано "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах" (далее - Руководство), утвержденное распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 года N ОС-548-р.
Для выполнения требований по обеспечению транспортно-эксплуатационного состояния дорог, отвечающего требованиям установленных стандартов, надлежит осуществлять, в том числе профилактические мероприятия, целью которых является не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии или максимально снизить прочностные характеристики снежно-ледяных образований при их возникновении на покрытии, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием (пункт 1.2 Руководства).
Согласно пункту 2.1 Руководства все виды снежно-ледяных отложений, образующихся на дорожном покрытии, по внешним признакам подразделяют на рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед. Снежный накат представляет собой слой снега, уплотненного колесами проходящего автотранспорта. Он может иметь различную толщину - от нескольких миллиметров до нескольких десятков миллиметров - и плотность от 0,3 до 0,6 г/см3. Коэффициент сцепления шин с поверхностью снежного наката составляет от 0,1 до 0,25. Стекловидный лед появляется на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной от 1 до 3 мм и изредка в виде матовой белой шероховатой корки толщиной до 10 мм и более. Отложения стекловидного льда имеют плотность от 0,7 до 0,9 г/см3, а коэффициент сцепления составляет от 0,08 до 0,15. Этот вид зимней скользкости является наиболее опасным. Отложения льда в виде матово-белой корки имеют плотность от 0,5 до 0,7 г/см3.
Для организации работ по борьбе и предотвращению образования зимней скользкости необходимо учитывать ее вид, погодные условия, предшествующие и сопутствующие образованию скользкости, и тенденцию их изменения.
ГОСТ 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания" распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает требования к уровню зимнего содержания.
Согласно пункту 3.1 данного ГОСТа под зимним содержанием автомобильных дорог понимается комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения на автомобильных дорогах в зимний период года, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.
В понятие "зимней скользкости" включены все виды снежных, ледяных и снежно-ледяных образований на проезжей части, укрепленных обочинах, площадках отдыха, остановках маршрутного транспорта, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках, приводящие к снижению сцепных свойств поверхности покрытия (пункт 3.3 ГОСТ 33181-2014).
Как следует из материалов дела и достоверно установлено 12 февраля 2021 года в 5 часов 55 минут АО «Дондорстрой», являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог на участке федеральной трассы М 7 «Волга», городской округ Воротынский Нижегородской области, согласно государственному контракту № 269 от 30.06.2018года не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог (не своевременное удаление с проезжей части льда и снега, зимняя скользкость) - наличие зимней скользкости, стекловидного льда, снега на проезжей части, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что послужило одной из причин ДТП на 559 км М 7 с одним пострадавшим 12.02.2021 года, тем самым, нарушив п. 13 ПДД РФ, п. 8.1 ГОСТ 50597-2017.
Результаты осмотра и выявленные нарушения зафиксированы в акте от 12 февраля 2021 года с приложением фотоматериалов.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 4 марта 2021 года должностным лицом ГИБДД ФИО4 протокола № об административном правонарушении в отношении юридического лица - АО «СМУ- Дондорстрой» по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 февраля 2021 года, актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 12 февраля 2021 года, фотоотчетом о состоянии дорожного полотна от 12.02.2021 года, рапортом начальникам ОГИБДД МО МВД России «Воротынский» майором полиции ФИО4, уведомлением о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, копией государственного контракта № 269 от 30 июня 2018 года № 269, из которого следует, что участок дорожного полотна на 559 км трассы М 7 «Волга» находится в зоне ответственности привлекаемого лица АО «СМУ- Дондорстрой».
Обстоятельства дела подтверждены собранными и исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, которые являются допустимыми, достоверными и достаточными с учетом требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проанализировав представленные по делу доказательства, судья, в данном случае квалифицирует действия АО «СМУ- Дондорстрой» по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности обеспечения содержания участка автомобильной дороги, на котором были выявлены нарушения, требованиям ГОСТ, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему административном правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необходимо отметить, что в рассматриваемом случае противоправным является само наличие зимней скользкости, в том числе в виде снежно-ледяных образований, угрожающих безопасности дорожного движения, в целях предупреждения образования и ликвидации которых Общество должно было предпринять необходимые меры.
Материалы дела не содержат данных, что выявленные недостатки в содержании участка дороги образовались после окончания работ по устранению снежно-ледяных образований и до истечения сроков приведенных в пункте 8.1 ГОСТ 50597-2017.
Пунктом 73 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380 предусмотрено, что в случае выявления нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается предписание и принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае обнаружения должностным лицом административного органа недостатков в содержании участка автомобильной дороги применительно к требованиям ГОСТ, принимается независимо от вынесения предписания и выполнения его требований.
Оснований для освобождения Общество от административной ответственности, судом не усматривается.
В соответствии со ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Суд учитывает характер и степень общественной опасности административного правонарушения, тяжесть совершенного правонарушения.
Смягчающим обстоятельством в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ суд признает признание вины, раскаяние в содеянном.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, суд признает совершение Обществом административного правонарушения, будучи привлеченным в течение 1 года за однородное правонарушение, что подтверждается представленными сведениями и ИБД. в течение не усматривает.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Санкция части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для юридических лиц, назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от двухсот до трехсот тысяч рублей.
С учетом позиции привлекаемого лица по делу, которое в лице своего представителя вину признала, в содеянном раскаялась и просила суд о снижении административного штрафа, в данном случае, судья, с учетом всех обстоятельств по делу полагает возможным назначить наказание в виде штрафа ниже низшего предела в размере 100000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст.12.34, ст. 29.7- 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Постановил:
Акционерное общество «СМУ- Дондорстрой» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Разъяснить АО «СМУ- Дондорстрой», что в соответствии со ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (ч.3).
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса (ч.5).
Неуплата административного штрафа влечет наложение административного наказания по ст.20.25 ч.1 КоАП РФ в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель УФК по Нижегородской области (МО МВД России «Воротынский»)
ИНН 5211090193
КПП 521101001
ОКТМО 22719000
ЕКС 40102810745370000024 в Волго-Вятском ГУ Банка России
БИК 042202001
Казначейский счет 03211643000000013200
КБК 1881160120101000140
УИН 18880452210525915133
Настоящее постановление может быть обжаловано и опротестовано в Нижегородский областной суд через Воротынский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Л. Тарасов