Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9/2016 (2-1778/2015;) ~ М-1784/2015 от 15.10.2015

ДЕЛО №2-9(1)/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2016 года                                                                          г.Вольск

Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Карпинской А.В.,

с участием адвоката Кордюкова В.А.,

при секретаре Пестравской Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Шапошникова Ю. А. к администрации Вольского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации и по встречному иску администрации Вольского муниципального района к Шапошникову Ю. А. о признании договора найма недействительным и признании истца не приобретшим права пользования жилым помещением,

установил:

Шапошников Ю.А. обратился в суд с иском к администрации Вольского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района о признании права собственности на <адрес>, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и Управлением муниципального хозяйства администрации муниципального образования <адрес> был заключен договор социального найма на данное жилое помещение. В указанной квартире зарегистрирован и проживает он один. Он не имеет возможности во внесудебном порядке приватизировать квартиру, так как указанная квартира в Реестре муниципальной собственности не значится.

Не согласившись с заявленными требованиями, администрации Вольского муниципального района предъявила к истцу встречный иск, в котором указала, что Шапошников Ю.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по муниципальному образованию <адрес> не состоял, учетное дело в отношении него отсутствует, решение жилищной комиссии о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не выносилось, постановление о предоставлении жилого помещения не издавалось и жилое помещение из муниципального жилищного фонда муниципального образования <адрес> по договору социального найма ему не предоставлялось. Под номером который указан на договоре найма с Шапошниковым Ю.А., в Журнале регистрации договоров социального найма значится другой договор найма, заключенный с М.Н.В. на жилое помещение, расположенное по другому адресу (<адрес>),. Кроме того, форма спорного договора найма отличается от типовой формы таких же договоров, заключаемых в тот период времени. На договоре также отсутствует согласование управляющей компанией, которая должна быть в обязательном порядке. При этом спорная квартира в Реестрах муниципальной собственности муниципального образования <адрес> и Вольского муниципального района не состоит. При таких обстоятельствах, договор найма является ничтожной сделкой.

В связи с этим ответчик просит признать договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с Шапошниковым Ю.А. недействительным и признать истце не приобретшим право пользования жилым помещением - квартирой <адрес>.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, встречный иск не признал, дал объяснения, аналогичные изложенным в иске, пояснив, что в 2012 году он служил в полиции, у него не было жилья. В связи с этим он обратился в отдел кадров по месту службы, чтобы использовать свое право на обеспечение жилым помещением. В отделе кадров пояснили, что ему необходимо обратиться в администрацию Вольского муниципального образования, чтобы получить отказ в предоставлении жилого помещения. С этим отказом он придет в отдел кадров, и его поставят тогда в очередь. Он пришел в администрацию, ему дали список документов, которые необходимо предоставить для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Он собрал эти документы и принес в администрацию. Однако какие документы он собирал и где, он пояснить не может, не помнит. Стоял ли он в очереди на получение жилого помещения, он также не знает. Ему сказали ждать постановления, но через некоторое время позвонили и предложили посмотреть квартиру. Квартира его устроила, и с ним был заключен договор социального найма. С 2012 года он проживает в спорной квартире, несет расходы по оплате коммунальных услуг, каких - либо требований относительно его права пользования спорным жилым помещением никто никогда не предъявлял.

Истец, кроме того, заявил ходатайство о пропуске ответчиком срока исковой давности по встречным требованиям.

Представитель истца - адвокат Кордюков В.А. доводы своего доверителя поддержал.

Представитель ответчиков - администрации Вольского муниципального района, Комитета по управлению муниципального имущества администрации Вольского муниципального района, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления муниципального хозяйства администрации Вольского муниципального района Колесников К.П., действующий на основании доверенностей, исковые требования истца не признал, поддержав встречный иск, дал объяснения, аналогичные изложенным во встречном иске, дополнив, что администрации Вольского муниципального района считает спорную квартиру муниципальной собственностью, хотя в акте приема - передачи жилья от Министерства обороны Российской Федерации она не значится. В настоящее время ведутся переговоры с Министерством обороны Российской Федерации по данному вопросу. Тем не менее, истец с заявлением о признании его нуждающимся в получении жилого помещения никогда не обращался, в очереди нуждающихся в жилых помещениях не состоял, решения о предоставлении ему жилья никогда не выносилась и жилое помещение ему не предоставлялось. О том, что с истцом был заключен договор социального найма, известно не было, этот договор нигде не значится, поэтому администрация не могла сразу его оспорить. О наличии такого договора ответчик узнал только при подаче иска Шапошниковым Ю.А. В связи с этими событиями администрация вынуждена была обратиться в органы полиции для проведения проверки на наличие в действиях лиц, участвующих в сделке, признаков состава преступления.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве: ответчика - Министерство обороны Российской Федерации, третьих лиц - Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ «Центррегионжилье») и Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО») в судебное заседание не явились, быль надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, от представителя ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» имеется письменный отзыв и заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

В письменном отзыве на иск ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» просил отказать в удовлетворении требований истца в связи с тем, что спорная квартира находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации и приказом начальника гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ включена в специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации и используется как служебное жилое помещение. До настоящего времени статус жилого помещения не изменялся, решений о переводе его из разряда служебного в жилое помещение социального найма собственником не принималось, следовательно, у истца отсутствует основание для удовлетворения его требований. Кроме того, у истца отсутствует право на получение спорного жилого помещения на условиях социального найма. Доказательства признания истца нуждающимся в получении жилого помещения органом, уполномоченным на принятие такого решения, включение истца в списки гражданского персонала, нуждающихся в получении жилья, отсутствуют. По имеющейся информации истец в данных списках не состоит. Также истцом не представлены доказательства того, что спорное жилое помещение является муниципальной собственностью и Управление муниципального хозяйства администрации муниципального образования <адрес> как уполномоченный орган администрации муниципального образования <адрес> имел законное право распоряжаться спорным жилым помещением и заключать договор социального найма с истцом.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителей сторон и третьего лица, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Как видно из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Управлением муниципального хозяйства администрации муниципального образования <адрес> и Шапошниковым Ю.А., истцу на основании постановления администрации муниципального образования было предоставлено жилое помещение - однокомнатная <адрес>.

Представитель ответчиков, а также представитель ФГКУ «Центррегионжилье» утверждают, что указанный выше договор социального найма является ничтожной сделкой, так как при предоставлении истцу спорного жилого помещения не был соблюден установленный законом порядок.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент совершения сделки (заключения договора социального найма жилого помещения), сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2012 году) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

Иных оснований для получения жилья по договору социального найма уволенными сотрудниками органов внутренних дел вышеназванный Закон (в предыдущей редакции) не содержит.

Однако из ответов Отдела МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Главного управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и из объяснений самого истца следует, что он на учете нуждающихся в жилых помещениях в органе исполнительной власти в сфере внутренних дел не состоял.

Следовательно, истец не имел права на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном частями 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Наличие или отсутствие права истца на получение от МВД субсидии на приобретение жилья не является значимым обстоятельством по делу.

Также судом установлено, что истец малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения в установленном законом порядке не признавался.

Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что указанный выше порядок соблюден не был, что такая процедура принятия истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не проводилась.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 4 Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», действовавших в редакции по состоянию на 2012 год, граждане подают заявление по установленной форме (приложение 1) для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях из муниципального жилищного фонда по договору социального найма в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства.

Заявление подписывается всеми совершеннолетними членами семьи (в том числе временно отсутствующими, за которыми сохраняется право на жилое помещение), желающими получить другое жилое помещение по договору социального найма вместе с заявителем.

К заявлениям граждан прилагаются:

копии документов, удостоверяющих личность всех членов семьи;

справка о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилым помещением, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом и т.д. (приложение 2);

документы, подтверждающие состав семьи (копия свидетельства о браке, копия свидетельства о расторжении брака, копии свидетельства о рождении всех членов семьи, копия решения соответствующего суда о признании гражданина членом семьи заявителя; в случае расторжения брака - справка о заключении брака по форме № 28, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния»);

документы соответствующей организации по технической инвентаризации о правах на недвижимое имущество заявителей и членов их семьи, рожденных до 1 января 1998 года, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения;

документ, подтверждающий факт установления опеки или попечительства (для лиц, над которыми установлена опека, попечительство);

документы, подтверждающие право на внеочередное получение жилья;

страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

документы о размере и об источниках доходов;

документы об имуществе заявителей.

Граждане, которые в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения для признания их в качестве нуждающихся в жилых помещениях, изменяли свое место жительства, представляют документы, указанные в абзацах третьем, четвертом, шестом, одиннадцатом настоящей части, за последние пять лет с каждого места жительства, в котором они проживали.

Аналогичные требования предусмотрены и в Административном регламенте предоставления муниципальной услуги по учету граждан, обратившихся за предоставлением жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, а также принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденном постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Истец, поясняя, что ему в Управлении муниципального хозяйства дали список необходимых документов, не мог суду пояснить, какие документы, и где он собирал, сославшись, что забыл (хотя прошло всего три года). По сведениям, представленным суду из органов технической инвентаризации и Вольского отдела Управления Росреестра по <адрес> следует, что ни Шапошников Ю.А., ни Управление муниципального хозяйства администрации муниципального образования <адрес> с заявлениями о выдаче сведений о наличии в собственности у истца жилых помещений не обращались. Данное обстоятельство подтверждает вывод суда, что процедура принятия на учет истца в качестве нуждающегося в жилых помещениях не проводилась, документы, необходимые для этого, не собирались и не представлялись.

Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В ходе рассмотрения дела было установлено, и не опровергнуто истцом, что он (истец) на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоял, решение о предоставлении ему жилья не выносилось. Косвенно это подтверждается также и тем, что в самом договоре социального найма жилого помещения отсутствует ссылка на наличие такого решения (указано - на основании постановления администрации муниципального образования, но нет ни номера, ни даты его вынесения).

Более того, согласно журналу регистрации договоров социального найма, под номером 181 (который указан на договоре найма с Шапошниковым Ю.А.) значится договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Управлением муниципального хозяйства администрации муниципального образования <адрес> с М.Н.В. на <адрес> данного договора приобщена к материалам настоящего дела, и из нее видно, что форма договора, имеющегося у истца, отличается от формы типового договора - весь текст оспариваемого договора полностью набран на компьютере, отсутствует согласование представителя управляющей организации.

Также суд обращает внимание на следующее.

Квартира <адрес> до настоящего времени в Реестрах муниципальной собственности муниципального образования <адрес> и Вольского муниципального района не состоит. Министерство обороны Российской Федерации в лице своих органов управления считает квартиру находящейся в его ведении; она была признана служебным жилым помещением. Данные доводы основываются на распоряжении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 14 марта 2006 года № 411-р «О передаче объектов Вольской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность Вольского муниципального образования», акте приема - передачи жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность Вольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, выписке из приказа начальника Вольского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ о включении квартиры в специализированный жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации по Вольскому гарнизону с отнесением к служебным жилым помещениям. При этом пунктом 7 указанного выше распоряжения предусмотрено, что право собственности администрации Вольского муниципального образования возникает с момента утверждения передаточного акта. Данный передаточный акт был утвержден ДД.ММ.ГГГГ, однако <адрес> в акте отсутствует, то есть право собственности Вольского муниципального образования на эту квартиру не возникло.

Истец не имел, и не имеет никакого права на получение жилья от Министерства обороны Российской Федерации (что не оспаривает).

Администрация муниципального образования <адрес> (в дальнейшем администрации Вольского муниципального района после передачи ей полномочий) никаким образом не могла распорядиться указанной выше квартирой, так как до подачи иска не считала квартиру муниципальной собственностью и фактически между Министерством обороны Российской Федерации и органом местного самоуправления имеются разногласия по поводу ее правообладателя. При этом, суд обращает внимание, что в случае

передачи квартиры в муниципальную собственность, она в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» могла быть предоставлена другим военнослужащим и членам их семей (право повторного заселения), а Шапошников Ю.А. к такой категории лиц не относится.

Исходя из указанных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что истец не только не имел права на получение по договору социального найма спорного жилого помещения, но и что данное помещение, в принципе, ему не предоставлялось, а заключенный с ним договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ противоречит требованиям указанных выше нормативных актов, в связи с чем является ничтожным.

Истец полагает, что администрация Вольского муниципального района пропустила срок на подачу встречного иска в суд.

Согласно пункту 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующей в редакции на момент подписания договора найма, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

В силу пункта 101 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для требований сторон ничтожной сделки о применении последствий ее недействительности и о признании такой сделки недействительной установлен трехлетний срок исковой давности, который исчисляется со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, то есть одна из сторон приступила к фактическому исполнению сделки, а другая - к принятию такого исполнения (пункт 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Договор социального найма с истцом был подписан ДД.ММ.ГГГГ. Встречный иск был предъявлен ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд считает, что договор найма фактически стороной ответчика (как муниципальным образованием <адрес>, так и Министерством обороны Российской Федерации) не исполнялся, квартира истцу от имени муниципалитета или Министерства обороны Российской Федерации не передавалась. Шапошников Ю.А. указывает, что он пошел в соседний дом, и какая-то женщина отдала ему ключи от квартиры; акт приема - передачи квартиры не составлялся. Исходя из анализа всех перечисленных выше обстоятельств, следует, что оспариваемый договор был заключен скрытно (нигде не указан, нигде не значится, никто о нем не знает), в обход существующего порядка предоставления жилых помещений и, в том числе, поэтому ответчиками не исполнялся и не мог быть исполнен. Сам по себе факт вселения истца в квартиру не означает, что ответчик исполнил сделку (передал жилое помещение истцу), так как жилое помещение поступило в пользование Шапошникова Ю.А. помимо воли ответчика. Более того, администрация муниципального образования <адрес> (ныне - администрация Вольского муниципального района) не являлась стороной сделки, Управление муниципального хозяйства администрации муниципального образования <адрес>, руководитель которого - Б.А.А., подписал договор, являлось самостоятельным юридическим лицом.

В связи с этим, так как сторона ответчика не исполняла указанный договор найма, то сделка фактически не исполнялась, поэтому срок исковой давности администрацией Вольского муниципального района при подаче встречного иска не пропущен.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований администрации Вольского муниципального района о признании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

Согласно статье 197 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2012 году) недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Исходя из этого, учитывая, что договор социального найма жилого помещения является недействительным с момента его заключения, следует считать, что Шапошников Ю.А. не приобрел права пользования квартирой <адрес>, следовательно, требования ответчика о признании истца не приобретшим права пользования спорным жилым помещением также подлежит удовлетворению.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - под приватизацией жилья понимается бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Так как истец не имеет права пользоваться указанным выше жилым помещением и договор социального найма на спорную квартиру является недействительным, следовательно, истец не имеет права на приватизацию этого жилого помещения, и поэтому в удовлетворении его требований о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации необходимо отказать.

Руководствуясь статьями 195-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

В удовлетворении исковых требований Шапошникова Ю. А. к администрации Вольского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации отказать.

Встречный иск администрации Вольского муниципального района к Шапошникову Ю. А. о признании договора найма недействительным и признании истца не приобретшим права пользования жилым помещением удовлетворить полностью.

Признать договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Управлением муниципального хозяйства администрации муниципального образования <адрес> и Шапошниковым Ю. А. недействительным.

Признать Шапошникова Ю. А. не приобретшим права пользования жилым помещением - квартирой <адрес>

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд.

Судья                    Карпинская А.В.

2-9/2016 (2-1778/2015;) ~ М-1784/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шапошников Юрий Анатольевич
Ответчики
Администрация ВМР
Министерство обороны РФ
Комитет по управлекнию муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации ВМР
Другие
ФГКУ "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
ФГКУ "ЦРУЖО"
Кордюков В.А.
Управление муниципального хозйства администрации Вольского муниципального района САратовской области
Суд
Вольский районный суд Саратовской области
Судья
Карпинская Александра Валерьевна
Дело на странице суда
volsky--sar.sudrf.ru
15.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2015Передача материалов судье
20.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2015Судебное заседание
07.12.2015Судебное заседание
10.12.2015Судебное заседание
24.12.2015Судебное заседание
19.01.2016Судебное заседание
25.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2017Дело оформлено
22.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее