Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 26 мая 2020 года
Красноглинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Мамышевой А.З.,
с участием административного истца Курковой С.В.,
представителя административного ответчика Фроловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1104/2020 по административному иску Атаевой Т.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании решения и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Административный истец Атаева Т.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее по тексту Управление Росреестра) об оспаривании решения и возложении обязанности.
В обоснование исковых требований административный истец указала, что 09.01.2020 года ответчиком было сообщено об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества в связи с не предоставлением необходимых документов.
По мнению истца, данный отказ регистрационного органа противоречит обстоятельствам, установленным решением Красноглинского районного суда г. Самары от 22.03.2019 года об удовлетворении административных требований Атаевой Т.А. о признании незаконным распоряжения департамента управления имуществом г.о. Самара 3732 от 12.10.2018 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 360 кв.м; возложении обязанности на департамент управления имуществом г.о. Самара подготовить распоряжение о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка.
Административный истец просит суд признать незаконным уведомление Управления Росреестра об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 360 кв.м; обязать ответчика произвести государственный кадастровый учет указанного земельного участка в границах установленных межевым планом.
В судебное заседание административный истец, извещенный о рассмотрении дела, не явился, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения спора не представила.
Представитель административного истца Куркова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Фролова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Настоящее административное исковое заявление об оспаривании уведомления регистрационного органа от 09.01.2020 года, полученное истцом 23.01.2020 года, направлено в суд 17.04.2020 года, т.е. в течение 3-х месяцев с момента получения оспариваемого решения. Суд признает своевременное обращение истца в суд с требованием о признании действия должностного лица незаконным, поскольку материалы дела не содержат подтверждений о вручении истцу оспариваемого решения в более ранний период.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из содержания пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статьи 27 Закона № 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в собственности истца Атаевой Т.А. находится нежилое помещение, площадью 105,3 кв.м, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Распоряжением департамента управления имуществом г.о. Самара от 15.07.2019 года № 535 Атаевой Т.А. предварительно согласовано предоставление в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который предстоит образовать, площадью 360 кв.м, занимаемого магазином, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, расположенного по адресу: <адрес>, на территории кадастрового квартала №.
01.10.2019 года Автаева Т.А. в лице представителя через Многофункциональные центры Самарской области обратилась с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества с предоставлением межевого плана.
Уведомлением от 08.10.2019 года № Управлением Росреестра приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению Автаевой Т.А. с рекомендацией обращения надлежащего лица и предоставления документов, свидетельствующих о специальном согласовании условно разрешенного вида использования земельного участка, предусмотренное нормами кодекса и Правилами, а также свидетельствующих о возникновении права собственности Атаевой Т.А. на земельный участок, площадью 360 кв.м, формируемый под зданием.
Уведомлением от 09.01.2020 года № регистрационный орган со ссылкой на ч. 1 и ч. 2 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, ч.6 ст. 37 Градостроительного кодека РФ отказал Автаевой Т.А. в лице представителя Курковой С.В. в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка в связи с не устранением причин приостановления, препятствующих осуществлению кадастрового учета, а именно не предоставления доказательств обращения за осуществлением кадастрового учета всех собственников здания и согласование использование земельного участка в зоне Ж-1.
Частью 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (ч. 5 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из ч. 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что истец Атаева Т.А. является правообладателем помещения, площадью 105,3 кв.м, с кадастровым номером №, в пределах которого находится объект недвижимого имущества с кадастровым номером 63:01:0345006:619, последний является нежилым зданием, площадью 271, 1 кв.м, в котором расположен объект принадлежащий истцу с кадастровым номером № что подтверждается выписками из ЕГРН. По распоряжению департамента управления имуществом г.о. Самара от 15.07.2019 № 535 предстоит образовать земельный участок, площадью 360 кв.м, занимаемый магазином, относящийся по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Таким образом, судом установлено, что истец испрашивает и образует земельный участок, площадью превышающей расположенного на нем строения, часть которого принадлежит Атаевой Т.А. в виде магазина, в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
В нарушение положений ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлены доказательства о наружных размерах здания, под которым образовывается земельный участок, о причинах превышения его площади относительно имеющейся в собственности Атаевой Т.А., также истцом не представлены доказательства о наличии правообладателя иной части нежилого здания, в составе которого имеет в собственности помещение, документы о согласовании условного разрешенного вида использования земельного участка, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Правилами застройки и землепользования в г. Самаре.
Ссылка представителя административного истца на отсутствие иных правообладателей данного здания и о существовании его в размерах помещения, находящегося в собственности Атаевой Т.А., судом признается голословной как ничем не подтвержденная.
Исходя из установления площади нежилого здания с кадастровым номером №, 1 кв.м, в составе которого находится помещение истца, площадью 105, 3 кв.м, формирование земельного участка в площади 360 кв.м приведет к нарушению прав и законных интересов собственников иных помещений, расположенных в здании, а также на прилегающей территории за пределами границ объекта. Образование земельного участка в отсутствии разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка приведет к нарушению градостроительных норм и правил.
Судом не признается обоснованной позиция административного истца о незаконности действий регистрационного органа со ссылкой на судебный акт, поскольку решением Красноглинского районного суда г. Самары от 22.03.2019 года разрешался иной предмет спора, с иным административным ответчиком, следовательно, преюдициального значения по данному делу не имеет.
Административный ответчик в рамках проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, вправе самостоятельно оценивать соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства.
Из изложенного следует, что административный ответчик, принимая решение об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимого имущества, действовал в соответствии с законом, в рамках предоставленных полномочий и прав, не нарушая законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах, правовых и фактических оснований для признания оспариваемого решения незаконным и возложения на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Атаевой Т.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании решения от <дата> № и возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самара в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 29.05.2020 года.
Судья: И.А. Щетинкина