Судья ФИО11. 7- 172 2016 год
Р Е Ш Е Н И Е
23 ноября 2016 года г. Майкоп
Судья Верховного суда Республики Адыгея Панеш Ж.К., с участием лица, привлеченного к административной ответственности - Ализаде ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу гражданки Республики Азербайджан – Ализаде ФИО12., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, по делу о привлечении ее к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением судьи Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ гражданка Республики Азербайджан - Ализаде ФИО13 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей с административным выдворением в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В поданной жалобе Ализаде ФИО14 просит отменить постановление судьи в части административного выдворения, ссылаясь на то, что на территории Российской Федерации проживает с мужем, который является гражданином Российской Федерации и с их малолетними детьми, в связи с чем считает назначенное наказание в виде административного выдворения нарушает ее право на уважение личной и семейной жизни, гарантированное Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. При этом обращает внимание на то, что на территории Азербайджана жилья, родственников, друзей у нее нет.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы административного дела, заслушав Ализаде ФИО15., поддержавшую доводы своей жалобы, оценив в совокупности доказательства собранные по делу, прихожу к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 36 минут в <адрес>,
в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства УУП ОМВД России по <адрес> выявлена гражданка Республики Азербайджан Ализаде ФИО16 которая нарушила режим пребывания на территории Российской Федерации, что выразилось в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, определенного до ДД.ММ.ГГГГ.
Факт совершения Ализаде ФИО17 административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются как полным признанием вины в совершенном правонарушении самим правонарушителем, так и собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5), рапортом УУП ОМВД России по Красногвардейскому району ( л.д.6), ), паспортом гражданина Республики Азербайджана (л.д. 14), миграционными сведениями (л.д.7-10).
Таким образом, действия Ализаде ФИО18 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем привлечение ее к административной ответственности является обоснованным.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно свидетельству о заключении брака I-АЗ № выданного Отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС Республики Адыгея, между Ализаде ФИО19 и гражданином Российской Федерации Багыровым ФИО20 заключен брак ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.54).
Согласно свидетельству о рождении I-АЗ № выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС Республики Адыгея, у Ализаде ФИО21 и Багырова ФИО22. имеется дочь -Багырова ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданку Российской Федерации ( л.д.57).
Кроме того у Ализаде ФИО24. и Багырова ФИО25 имеется сын - Багыров ФИО26, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении АZ-III № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Отделом Регистрации Ленкоранского района Азербайджанской Республики и сын- Багыров ФИО27ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении АZ-III № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Отделом Регистрации Ленкоранского района Азербайджанской Республики (л.д. 54-55)
Также из материалов дела усматривается, что на территории Российской Федерации семья Ализаде ФИО28. зарегистрирована и проживает в домовладении расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем матери мужа Багырова ФИО29 - Багыровой ФИО30. с ее официального согласия (л.д.58-66). Несовершеннолетние дети посещают детский сад и школу в <адрес> (л.д.67-78).
Изученные при рассмотрении жалобы документы, достоверность которых сомнений не вызывает, в совокупности с материалами дела свидетельствуют о семейной и социальной связи Ализаде ФИО31 в стране пребывания.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Ализаде ФИО32 на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. №15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и др.)
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по настоящему делу установлено не было, ранее Ализаде ФИО33. к административной ответственности не привлекалась, вину признала.
С учетом приведенных выше правовых норм, выраженной в упомянутых постановлениях Конституционного суда Российской Федерации правовой позиции и конкретных обстоятельств дела, назначение Ализаде ФИО35К. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чем постановление Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Ализаде ФИО34. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил :
постановление судьи Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, по делу о привлечении гражданки Республики Азербайджан, Ализаде ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Исключить указание на назначение Ализаде ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Ж.К. Панеш