Гражданское дело № 2-155\2013
Решение
Именем Российской Федерации
17 июня 2013 года город Смоленск
Смоленский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Ибрагимова Р.Н.,
при секретаре Голубевой М.И.,
с участием прокурора – помощника военного прокурора Смоленского гарнизона майора юстиции Амировой П.Н.,
заявителя Игнатьева Н.А., его представителя - адвоката Малиновской О.В.,
представителей заинтересованных лиц: командующего <данные изъяты> – Канунникова В.И. и командира войсковой части № – Курочкина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № старшего прапорщика запаса Игнатьева Николая Анатольевича об оспаривании действий командующего <данные изъяты>, командира войсковой части № и руководителя <данные изъяты>, связанных с исключением из списков личного состава воинской части без предоставления основного и дополнительных отпусков, а также без обеспечения положенными видами довольствия,
установил:
Игнатьев обратился в суд с заявлением, в котором указал, что приказом командующего войсками <данные изъяты> от 25 марта 2013 года № уволен с военной службы в запас на основании подпункта «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и с 31 марта 2013 года исключен из списков личного состава войсковой части №.
Вместе с тем, перед исключением из списков части ему не был предоставлен основной отпуск пропорционально прослуженному времени в 2013 году, а также дополнительный отпуск, как ветерану боевых действий.
Кроме того, единовременное пособие, предусмотренное частью 3 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», ему выплачено в размере лишь семи окладов денежного содержания, тогда как он является лицом, награжденным государственными наградами Российской Федерации: медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и медалью Нестерова.
Также ему не произведена выплата денежной компенсации за положенные по нормам снабжения предметы вещевого имущества личного пользования, право на которые у него возникло в течение 12 месяцев перед исключением из списков части.
Полагая, в связи с указанными обстоятельствами, свои права нарушенными, заявитель, уточнив свои требования в судебном заседании, просит суд признать незаконным приказ командующего войсками <данные изъяты> от 25 марта 2013 года № в части, касающейся своего исключения из списков личного состава войсковой части № а также обязать названное воинское должностное лицо изменить указанную дату на 27 апреля 2013 года с учетом основного отпуска за 2013 год в количестве 12 суток, а также дополнительного отпуска, как ветерану боевых действий в количестве 15 суток.
Также Игнатьев просит суд обязать руководителя <данные изъяты> (далее – ЕРЦ) выплатить денежное довольствие в установленном размере за период с 1 по 27 апреля 2013 года, включительно.
Одновременно заявитель просит обязать командира войсковой части № направить в установленном порядке вышестоящему командованию документы для издания приказов:
- об изменении даты исключения из списков личного состава войсковой части № с 31 марта на 27 апреля 2013 года;
- о выплате денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования;
- о выплате одного оклада денежного содержания в качестве доплаты единовременного пособия, предусмотренного частью 3 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Кроме того, Игнатьев просит суд возместить ему за счет заинтересованных лиц понесенные судебные расходы, состоящие из госпошлины в размере <данные изъяты> руб. за обращение в суд с заявлением, а также расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании заявитель и его представитель, каждый в отдельности, поддержали эти требования.
Представитель командира войсковой части № Курочкин требования Игнатьева не признал, и, не оспаривая фактов нарушения прав последнего на предоставление положенных отпусков, на выплату единовременного пособия в увеличенном на один оклад денежного содержания размере, а также на получение денежной компенсации взамен вещевого имущества, указал, что данные нарушения возникли по вине вышестоящих должностных лиц.
Представитель командующего войсками <данные изъяты> Канунников также указал, что не признает требования Игнатьева.
Руководитель ЕРЦ, надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыла, сведений о причинах неявки в суд не представила. При этом, ее представитель Чуприна О.Н. в направленных в суд письменных возражениях просила рассмотреть дело в ее отсутствие и отказать Игнатьеву в удовлетворении заявления поскольку, по ее мнению, какие-либо права и законные интересы заявителя нарушены не были.
Заслушав стороны, заключение прокурора об удовлетворении заявления, а также исследовав письменные доказательства, военный суд приходит к выводу, что заявление Игнатьева подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Как следует из содержания пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
В соответствии с пунктами 5 и 5.1 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, продолжительность основного отпуска устанавливается 45 суток. Военнослужащим - ветеранам боевых действий предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток.
Пунктами 3 и 16 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы определено, что продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления установленной продолжительности основного отпуска на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала военной службы до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
В соответствии с выпиской из оспариваемого приказа командующего войсками <данные изъяты> от 25 марта 2013 года № (§ 1, пункт 8) Игнатьев, имеющий общую продолжительность военной службы: в календарном исчислении – 26 лет и в льготном исчислении – свыше 28 лет, уволен с военной службы в запас на основании подпункта «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и с 31 марта 2013 года исключен из списков личного состава войсковой части №.
Из копии удостоверения ветерана боевых действий серии № № следует, что Игнатьев является таковым и имеет право на соответствующие льготы.
Согласно пояснениям в судебном заседании представителя командира войсковой части № Курочкина основной отпуск, а также дополнительный отпуск заявителю, как ветерану боевых действий, в 2013 году не предоставлялись.
Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой войсковой части № от 6 июня 2013 года № и выписками из приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым заявитель в период с 28 декабря 2012 года по 27 января 2013 года находился в отпуске по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток, а с 31 января 2013 года по 31 мая 2013 года в служебной командировке.
С учетом изложенного военный суд приходит к выводу, что право Игнатьева на предоставление основного и дополнительного отпусков за 2013 год, безусловно, нарушено, а поэтому подлежит восстановлению путем изменения даты его исключения из списков личного состава войсковой части № с 31 марта 2013 года на 27 апреля 2013 года.
При определении новой даты исключения заявителя из списков части, военный суд учитывает содержание вышеприведенного пункта 3 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, а именно:
- основной отпуск заявителя за 2013 год пропорционально прослуженному времени составляет: 45:12(3=11,25 (после округления в сторону увеличения – 12), где 45 – продолжительность основного отпуска заявителя в силу выслуги лет, 12 – коэффициент, 3 – количество полных месяцев военной службы заявителя в 2013 году;
- дополнительный отпуск заявителя в 2013 году, как ветерана боевых действий, составляет 15 суток;
итого: 12 суток + 15 суток = 27 суток (31 марта 2013 года + 27 суток = 27 апреля 2013 года).
В силу статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также пункта 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Игнатьев имеет право на получение за период с 1 по 27 апреля 2013 года, включительно, денежного довольствия в размере, установленном действующим законодательством.
С учетом этих обстоятельств, а также принимая во внимание «Временный порядок взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия в Едином расчетном центре Минобороны России», утвержденный Министром обороны Российской Федерации 23 июля 2011 года, в целях восстановления прав заявителя в полном объеме, военный суд на основании статьи 258 ГПК РФ возлагает:
- на командира войсковой части № обязанность направить вышестоящему командованию документы для издания приказа об изменении даты исключения Игнатьева из списков личного состава войсковой части № с 31 марта на 27 апреля 2013 года;
- на руководителя ЕРЦ обязанность выплатить Игнатьеву денежное довольствие в установленном размере за период с 1 по 27 апреля 2013 года, включительно.
Относительно остальных требований Игнатьева, суд находит установленным следующее.
В соответствии с частями 3, 4 и 5 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, удостоенному в период прохождения военной службы государственных наград Российской Федерации, при увольнении с военной службы на основании подпункта «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» выплачивается единовременное пособие в размере восьми окладов денежного содержания.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, устанавливаемых Правительством РФ.
Как следует из содержания подпункта «г» пункта 1 Правил получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 года № 390, право на получение оспариваемой заявителем компенсации в мирное время имеют, в том числе, военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы более 20 лет и увольняемые с военной службы на основании подпункта «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Компенсация выплачивается за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло у таких военнослужащих в течение последних 12 месяцев на момент исключения из списков личного состава воинской части.
Копиями удостоверений к государственным наградам подтверждается, что Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1996 года Игнатьев награжден медалью Нестерова, а Указом Президента России от 27 апреля 2002 года – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Как видно из выписки из оспариваемого приказа командующего <данные изъяты> от 25 марта 2013 года №, Игнатьеву, имеющему общую продолжительность военной службы свыше 20 лет, уволенному с военной службы в запас на основании подпункта «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», предписано выплатить единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания. Какие-либо указания о выплате Игнатьеву денежной компенсации за вещевое имущество в данном приказе не содержатся.
В судебном заседании представитель командующего войсками <данные изъяты> и представитель командира войсковой части № не отрицали, что выплата оспариваемой денежной компенсации за вещевое имущество заявителю не произведена, а единовременное пособие было выплачено в уменьшенном на один оклад денежного содержания размере.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание «Временный порядок взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия в Едином расчетном центре Минобороны России», утвержденный Министром обороны Российской Федерации 23 июля 2011 года, военный суд возлагает на командира войсковой части № обязанность направить в установленном порядке вышестоящему командованию документы для издания приказов о выплате заявителю:
- денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования;
- одного оклада денежного содержания в качестве доплаты единовременного пособия, предусмотренного частью 3 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Суд учитывает, что нарушения прав заявителя, которые установлены в судебном заседании, допущены должностными лицами Управления Западного военного округа и войсковой части №.
По этой причине документально подтвержденные судебные расходы в размере <данные изъяты> руб., связанные с уплатой государственной пошлины за обращение в суд с заявлением, подлежат присуждению заявителю с Управления <данные изъяты> и с войсковой части № в равных долях, а именно по 100 руб.
Ходатайство Игнатьева о возмещении ему расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб. военный суд находит подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как видно из квитанций, представленных заявителем, за составление заявления и получение юридических консультаций, а также за участие в судебных заседаниях Игнатьевым оплачены услуги адвоката Малиновской в общей сумме <данные изъяты> руб.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание время фактического участия в деле представителя заявителя, а также объем его работы, военный суд считает, что эти расходы подлежат возмещению Игнатьеву в полном объеме, поскольку их пределы являются разумными.
Аналогичным образом военный суд полагает необходимым присудить эти расходы заявителю в равных долях (по 3500 руб.) с Управления Западного военного округа и с войсковой части №.
Учитывая, что указанные органы состоят на финансовом обеспечении в ЕРЦ, все понесенные судебные расходы и с Управления <данные изъяты>, и с войсковой части №, подлежат взысканию в пользу заявителя за счет этого довольствующего финансового органа.
Руководствуясь статьями 98, 100, 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
Заявление Игнатьева Николая Анатольевича удовлетворить.
Признать незаконным приказ командующего войсками <данные изъяты> от 25 марта 2013 года № (§ 1, пункт 8) в части, касающейся исключения Игнатьева Н.А. с 31 марта 2013 года из списков личного состава войсковой части 41687.
Обязать командующего войсками Западного военного округа изменить в своем приказе от 25 марта 2013 года № (§ 1, пункт 8) дату исключения Игнатьева Н.А из списков личного состава войсковой части № с «31 марта 2013 года» на « 27 апреля 2013 года».
Обязать руководителя <данные изъяты> выплатить Игнатьеву Н.А. денежное довольствие в установленном размере за период с 1 по 27 апреля 2013 года, включительно.
Обязать командира войсковой части № направить в установленном порядке вышестоящему командованию документы для издания приказов:
- об изменении даты исключения Игнатьева Н.А. из списков личного состава войсковой части № с «31 марта 2013 года» на «27 апреля 2013 года»;
- о выплате денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования;
- о выплате одного оклада денежного содержания в качестве доплаты единовременного пособия, предусмотренного частью 3 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Взыскать в пользу Игнатьева Н.А. в счет возмещения понесенных судебных расходов за счет довольствующего финансового органа – Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации»:
с Управления <данные изъяты> – <данные изъяты>) руб.;
с войсковой части №– <данные изъяты>) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Смоленский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (с 20 июня 2013 года).
Председательствующий по делу (подпись).