Дело № 12-481/2020
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 октября 2020 года город Севастополь
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Истягина Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда (г. Севастополь, ул. Ленина, д. 31) жалобу Тупикова В.В. на постановление и.о. начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя Черничкиной М.В. №92042021000255800003 от 20.08.2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица - директора ООО «Авто-комплект» ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
20.08.2020 года и.о. начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя №92042021000255800003 Черничкиной М.В. должностное лицо ООО «Авто-комплект» Тупиков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Тупиков В.В. обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с жалобой на данное постановление, в которой указывает на то, что работодателем действительно выплачивалась работнику гражданину Украины заработная плата наличными денежными средствами, а не на расчетный счет по заявлению самого работника, который опасался преследования его в Украине. В связи с те, что данное деяние не повлекло за собой существенной угрозы охраняемым отношениям, заявитель полагает необходимым квалифицировать данное деяние как малозначительное.
В судебном заседании Тупиков В.В. и его представители Ленько Я.И., адвокат Сердюк А.Н. настаивали на доводах, изложенных в жалобе, просили суд ее удовлетворить.
Представитель ИФНС по Ленинскому району города Севастополя Горошко М.А. возражала против удовлетворения жалобы, просил суд отказать в удовлетворении жалобы по основания изложенным в письменных пояснениях, так как вынесенное постановление законно и обоснованно. Представитель ИФНС по Ленинскому району города Севастополя пояснила, что совершенное Тупиковым В.В. административное правонарушение посягает на охраняемые законом общественные отношения в сфере единой валютной политики, а следовательно, к рассматриваемому административному правонарушению положения ст. 4.1.1 КоАП РФ не подлежат применению.
Выслушав заявителя, представителя административного органа, изучив представленные материалы, судья приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа. Выплата юридическим лицом – резидентом заработной платы иностранным гражданам в валюте РФ является валютной операцией.
Таким образом, ООО «АВТО - КОМПЛЕКТ», являющееся резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации.
Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (абзац 2 части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ).
Частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена; в перечень исключений, установленный частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, не входят.
Как следует из материалов дела, ООО «АВТО - КОМПЛЕКТ», в лице директора ФИО2, заключен Трудовой договор №25 от 26.12.2018 года с иностранным гражданином: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Украины серия МЕ №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Харцыским ГО УМВД Украины в Донецкой обл.; патент 92 № сроком действия с 01.02.2018 года по 01.02.2019 года, выдан УМВД России по г. Севастополю и патент 92 № сроком действия с 01.06.2018 года по 20.12.2019 года, выдан УМВД России по г. Севастополю от 21.12.2018 года; миграционная карта выдана ОВМ ОМВД код подразделения 920-002, срок пребывания до 21.06.2019 года, разрешение на временное пребывание иностранного гражданина сроком до 21.03.2019 года, выдан ОВМ ОМВД сроком пребывания до 21.03.2019 года.
Согласно приказу (распоряжению) о приеме работника на работу №105 от 26.12.2018 Волков И.В. принят на должность директора Севастопольского отделения в магазин Центр Севастополь с окладом 18000,00 руб.
Трудовой договор №25 от 26.12.2018, расторгнут 18.07.2019 по инициативе работника согласно п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса на основании заявления Волкова И.В. от 18.07.2019 г. Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) №58 от 18.07.2019.
На запрос Инспекции от 27.04.2020 № 11-30/0716дсп о предоставлении сведений о наличии гражданства Российской Федерации и/или выдаче вида на жительство в Российской Федерации в отношении физического лица Волкова Игоря получен ответ Управления по вопросам миграции УМВД России по г. Севастополю от 25.05.2020 № 33/3595/23-01 (входящий регистрационный номер 010486 от 04.06.2020), об отсутствии сведений по указанному иностранному гражданину.
В соответствии с положениями подпунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона №173-ФЗ гражданин ФИО1 является нерезидентом Российской Федерации.
Согласно условиям трудового договора №25 от 26.12.2018 года работодатель ООО «АВТО-КОМПЛЕКТ» принимает физическое лицо - иностранного гражданина на работу для выполнения работ согласно должностных обязанностей, установленных в п. 1.3 Трудового договора, предоставляет работнику работу, ежегодный оплачиваемый отпуск, а работник обязан выполнять требования должностных инструкций, правил внутреннего трудового распорядка, выполнять работу соответствующей должности (профессии) в соответствии с условиями заключенного трудового договора.
За выполненную работу ООО «АВТО-КОМПЛЕКТ» 16.01.2019 года выплачена заработная плата иностранному гражданину за январь 2019 в наличной форме в размере 4350,0 руб.
Данный факт подтверждается представленными ООО «АВТО – КОМПЛЕКТ» сведениями платежной ведомости и расходно-кассовым ордером: платежной ведомостью №3 от 16.01.2019 (расходный кассовый ордер №7 от 16.01.2019 года).
Таким образом, со стороны должностного лица ООО «АВТО - КОМПЛЕКТ» Тупикова В.В. имеются признаки состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, так как им нарушены требования валютного законодательства, в части невыполнения обязанности производить валютные операции с физическим лицом – нерезидентом при выплате заработной платы через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Вопреки доводам заявителя, у должностного лица ООО «Авто-КОМПЛЕКТ» имелись условия для соблюдения требований валютного законодательства, так как директор имел возможность выплачивать заработную плату посредством ее перечисления на счет работника, оснований для признания указанного правонарушения в силу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.
Совершенное правонарушение, состав которого носит формальный характер, не может рассматриваться в качестве исключительного случая, следовательно, не могло быть расценено налоговым органом в качестве малозначительного.
Ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или невозникновения общественно опасных последствий.
Обязанность каждого соблюдать закон закреплена в Конституции Российской Федерации. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушения с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
При таких обстоятельствах, налоговым органом сделан правильный вывод о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении налоговым органом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.
Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ органом установлены наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ решение может быть отменено лишь в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Действия Тупикова В.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Постановление о привлечении Тупикова В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Тупикову В.В. в пределах санкции ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, вместе с тем с учетом характера совершенного правонарушения, при назначении наказания налоговым органом безосновательно не применены положения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «АВТО-КОМПЛЕКТ» включено в данный Единый реестр с 01.08.2016 года.
Принимая во внимание пояснения заявителя о раскаянии в совершенном административном правонарушении, прекращении проведения подобных операций после проверки налогового органа, учитывая объем проведенной валютной операции (4350,00 руб.), то обстоятельство, что она выплачивалась в качестве заработной платы работнику предприятия, совершение административного правонарушения должностным лицом впервые, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд полагает, что назначенное заявителю наказание в виде штрафа в размере 20000 руб. без учета положений предусмотренных ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ необоснованно, в связи с чем вынесенное постановление подлежит изменению в части определения наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья,-
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО2 – удовлетворить частично.
Постановление и.о. начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя Черничкиной М.В №92042021000255800003 от 20.08.2020 года изменить в части назначенного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей, заменив его на предупреждение.
В остальной части жалобы - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.
Судья: Н.М. Истягина