УИД:14RS0035-01-2020-018790-79
Дело № 2-11709/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 29 декабря 2020 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ефимовой Л.А., при секретаре Самойловой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Пригородная теплосетевая компания» городского округа «город Якутск» о понуждении к совершению действий,
установил:
Исполняющий обязанности Якутского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности на муниципальное унитарное предприятие «Пригородная теплосетевая компания» городского округа «город Якутск» (далее – МУП «ПТК» ГО «город Якутск», МУП «ПТСК») устранить выявленные нарушения водного законодательства в течение ___ месяцев с момента вступления в законную силу решения суда путем принятия мер по доведению до нормативных требований сточных вод, сбрасываемых с очистного сооружения в водный объект ___, с использованием соответствующих технологий и оборудований и недопущению сброса неочищенных и необезвреженных сточных вод, взыскать с МУП «ПТК» ГО «город Якутск» по правилам ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ в доход Управления Росприроднадзора по РС(Я) причиненный окружающей природной среде ущерб в размере 507 400 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что негативным воздействием от ненадлежащего использования водного объекта, нарушаются права неопределенного круга лиц – жителей ГО «город Якутск», которые пользуются водным объектом – ___.
Определением суда от ____.2020 иск оставлен без движения для устранения недостатков. После оставления иска без движения, истец конкретизировал требования, окончательно просил: обязать МУП «ПТК» ГО «город Якутск» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод в водный объект ___ на расстоянии ___ км от устья, ____, географические координаты: ___ в соответствии с утвержденными решением о предоставлении водного объекта в пользование Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от ____.2020 № нормативами допустимых сбросов веществ в водный объект по взвешенным веществам не более 0,25 мг/дмЗ сверх природного содержания, биологическому потреблению кислорода -3 мг/дмЗ, химическому потреблению кислорода - 15 мг/дмЗ, хлориду - 300 мг/дмЗ, сульфату - 100 мг/дмЗ, железу общему - 0,1 мг/дмЗ, азоту аммонийному - 0,4 мг/дмЗ, азоту нитритному - 0,02 мг/дмЗ, азоту нитратному - 9,1 мг/дмЗ, сероводороду - 0,005 мг/дмЗ, сухому остатку - 1000 мг/дмЗ, нефтепродуктам - 0,05 мг/дмЗ, фенолам - 0,001 мг/дмЗ, кальцию - 180 мг/дмЗ, магнию - 40 мг/дмЗ, калию - 50 мг/дмЗ, натрию - 120 мг/дмЗ, жирам - 3,0 мг/дмЗ, фосфатам - 0,05 мг/дмЗ, СПАВ - 0,1 мг/дмЗ. Взыскать с МУП «ПТК» ГО «город Якутск» по правилам ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ в доход Управления Росприроднадзора по РС(Я) причиненный окружающей природной среде ущерб в размере 507 400 рублей.
В судебном заседании природоохранный прокурор Андреев В.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Егоров Р.А. исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление, пояснил, что собственником очистительных сооружений является городской округ «город Якутск», в связи с чем полагал, что собственник должен нести бремя содержания своего имущества.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по РС(Я) по доверенности Попов С.В. согласился с позицией природоохранного прокурора, полагал иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Судом установлено, что Якутской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) и ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Республике (Якутия) проведена проверка исполнения МУП «ПТК» ГО «город Якутск» требований законодательства об охране окружающей среды и водного законодательства с выездом на место сброса сточных вод с канализационного очистного сооружения МУП «ПТК» ГО «город Якутск», расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкр. Кангалассы, ул. Набережная, 17.
____.2020 природоохранной прокуратурой проведено обследование акватории р. Лена на месте сброса сточных вод с канализационно-очистного сооружения.
Установлено, что в указанной акватории на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № от ____.2020 МУП «ПТК» ГО «город Якутск» осуществляет сброс сточных вод.
В целях установления влияния сточных вод на качество воды ___ отобраны пробы воды с места сброса сточных вод в ___ с канализационно-очистного сооружения (координаты ___ в.д.), на 500 м. ниже по течению ___ (координаты ___), на 500 м. выше по течению от места сброса сточных вод (___ в.д.).
Согласно экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Республике Саха (Якутия) от ____.2020 № в пробе воды ___, отобранной на месте сброса сточных вод с канализационно-очистного сооружения МУП «ПТСК», установлены превышения по следующим показателям: химическое потребление кислорода превышение составляет в 2,2 раза, биохимическое потребление кислорода превышение составляет в 2,2 раза, алюминий - в 1,5 раза, нитрат ион - в 1,3 раза.
В пробе воды ___, отобранной в 500 м. ниже от места сброса сточных вод, установлены превышения по следующим показателям: химическое потребление кислорода превышение составляет в 1,7 раза, биохимическое потребление кислорода превышение составляет в 1,6 раза, алюминий - в 1,4 раза.
В соответствии с экспертным заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Республике Саха (Якутия) от ____.2020 № установлены факты ухудшения качества и загрязнения водного объекта ___ вследствие поступления сточных вод с канализационно-очистного сооружения МУП «ПТСК».
Согласно с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством РФ.
В соответствии с п. 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 № 79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя: предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения; оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов.
Таким образом, МУП «ПТСК» осуществляло использование водного объекта р. Лена в целях сброса сточных вод с нарушением ст. 11, ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ и п. 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 № 79.
В целях устранения допущенных нарушений закона ____.2020 (исх. № 16-2020/4/183) Якутской природоохранной прокуратурой в адрес директора МУП «ПТСК» внесено представление с предложением о принятии мер по устранению допущенных нарушений требований законодательства, причин и условий, им способствовавших.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вноситься прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из письменного ответа МУП «ПТСК» от ____.2020 № следует, что конкретные меры по недопущению выявленных нарушений водного законодательства не приняты, какие-либо подтверждающие их устранение документы не представлены.
____.2020 по выявленным фактам природоохранной прокуратурой в отношении МУП «ПТСК» и его должностного лица возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение).
____.2020, ____.2020 постановлениями Управления Росприроднадзора по РС(Я) МУП «ПТСК» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 150 тыс. руб., а должностное лицо -директор МУП «ПТСК» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения, которые ____.2020, ____.2020 вступили в законную силу.
Согласно п. 1 ст. 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
В соответствии со ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Согласно п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с п.1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Причинно-следственная связь между деятельностью МУП «ПТСК» и причинением ущерба водному объекту установлена материалами административного производства по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, материалами проверки и экспертными заключениями.
Негативным воздействием от ненадлежащего использования водного объекта, нарушаются также права неопределенного круга лиц - жителей городского округа «город Якутск», гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 3 Водного кодекса РФ, которые пользуются водным объектом - р. Лена.
Поскольку выявленные нарушения водного законодательства могут повлечь возникновение причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба окружающей среде, исковые требования прокурора о возложении обязанности на ответчика обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод в водный объект р. Лена подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что спорные очистительные сооружения находятся у них в хозяйственном владении, а собственником является городской округ «город Якутск», и как собственник городской округ «город Якутск» несет бремя по содержанию своего имущества, судом отклоняются, поскольку нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение произошло в результате виновных действий ответчика.
Вопросы зачисления в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, регулируются частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому они подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения по месту причинения вреда окружающей среде.
Иной порядок зачисления сумм, взысканных по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, федеральным законодательством не установлен.
Совокупность установленных обстоятельств свидетельствует о доказанности истцом факта нарушения МУП «ПТСК» природоохранного законодательства, причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями в виде причинения вреда окружающей среде, который оно обязано возместить по месту причинения вреда в соответствии с абзацем вторым части 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 43, 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующего принципа: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы - поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Пунктом 1 статьи 77 указанного закона определено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 78 ФЗ "Об охране окружающей среды").
По результатам проведенного расчета ущерб, причиненного водному объекту ___ в результате сброса МУП «ПТСК» вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод с выпуска биологических очистных сооружений канализации мкр. Кангалассы за период с ____.2020 по ____.2020, составил 507 400 рублей.
Расчет произведен на основании Приказа Минприроды России от 13.04.2009г. № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», данный расчет судом проверен, признан верным и обоснованным.
В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком иных расчетов суду не представлено.
При этом бремя доказывания отсутствия вины ложится на ответчике.
При установленных обстоятельствах требование истца о взыскании с МУП «ПТСК» причиненного ущерба в размере 507 400 рублей по правилам ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования исполняющего обязанности Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Пригородная теплосетевая компания» городского округа «город Якутск» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод в водный объект ___ на расстоянии ___ км от устья, ____, географические координаты: ___ в.д. в соответствии с утвержденными решением о предоставлении водного объекта в пользование Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от ____.2020 № нормативами допустимых сбросов веществ в водный объект по взвешенным веществам не более 0,25 мг/дмЗ сверх природного содержания, биологическому потреблению кислорода - 3 мг/дмЗ, химическому потреблению кислорода - 15 мг/дмЗ, хлориду - 300 мг/дмЗ, сульфату - 100 мг/дмЗ, железу общему - 0,1 мг/дмЗ, азоту аммонийному - 0,4 мг/дмЗ, азоту нитритному - 0,02 мг/дмЗ, азоту нитратному - 9,1 мг/дмЗ, сероводороду - 0,005 мг/дмЗ, сухому остатку - 1000 мг/дмЗ, нефтепродуктам - 0,05 мг/дмЗ, фенолам - 0,001 мг/дмЗ, кальцию - 180 мг/дмЗ, магнию - 40 мг/дмЗ, калию - 50 мг/дмЗ, натрию - 120 мг/дмЗ, жирам - 3,0 мг/дмЗ, фосфатам - 0,05 мг/дмЗ, СПАВ - 0,1 мг/дмЗ.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Пригородная теплосетевая компания» городского округа «город Якутск» по правилам ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ в доход Управления Росприроднадзора по РС(Я) причиненный окружающей среде ущерб в размере 507 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Ефимова