Решение по делу № 2-11709/2020 ~ М-11504/2020 от 16.11.2020

УИД:14RS0035-01-2020-018790-79

Дело № 2-11709/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск                                            29 декабря 2020 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ефимовой Л.А., при секретаре Самойловой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Пригородная теплосетевая компания» городского округа «город Якутск» о понуждении к совершению действий,

установил:

Исполняющий обязанности Якутского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности на муниципальное унитарное предприятие «Пригородная теплосетевая компания» городского округа «город Якутск» (далее – МУП «ПТК» ГО «город Якутск», МУП «ПТСК») устранить выявленные нарушения водного законодательства в течение ___ месяцев с момента вступления в законную силу решения суда путем принятия мер по доведению до нормативных требований сточных вод, сбрасываемых с очистного сооружения в водный объект ___, с использованием соответствующих технологий и оборудований и недопущению сброса неочищенных и необезвреженных сточных вод, взыскать с МУП «ПТК» ГО «город Якутск» по правилам ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ в доход Управления Росприроднадзора по РС(Я) причиненный окружающей природной среде ущерб в размере 507 400 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что негативным воздействием от ненадлежащего использования водного объекта, нарушаются права неопределенного круга лиц – жителей ГО «город Якутск», которые пользуются водным объектом – ___.

Определением суда от ____.2020 иск оставлен без движения для устранения недостатков. После оставления иска без движения, истец конкретизировал требования, окончательно просил: обязать МУП «ПТК» ГО «город Якутск» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод в водный объект ___ на расстоянии ___ км от устья, ____, географические координаты: ___ в соответствии с утвержденными решением о предоставлении водного объекта в пользование Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от ____.2020 нормативами допустимых сбросов веществ в водный объект по взвешенным веществам не более 0,25 мг/дмЗ сверх природного содержания, биологическому потреблению кислорода -3 мг/дмЗ, химическому потреблению кислорода - 15 мг/дмЗ, хлориду - 300 мг/дмЗ, сульфату - 100 мг/дмЗ, железу общему - 0,1 мг/дмЗ, азоту аммонийному - 0,4 мг/дмЗ, азоту нитритному - 0,02 мг/дмЗ, азоту нитратному - 9,1 мг/дмЗ, сероводороду - 0,005 мг/дмЗ, сухому остатку - 1000 мг/дмЗ, нефтепродуктам - 0,05 мг/дмЗ, фенолам - 0,001 мг/дмЗ, кальцию - 180 мг/дмЗ, магнию - 40 мг/дмЗ, калию - 50 мг/дмЗ, натрию - 120 мг/дмЗ, жирам - 3,0 мг/дмЗ, фосфатам - 0,05 мг/дмЗ, СПАВ - 0,1 мг/дмЗ. Взыскать с МУП «ПТК» ГО «город Якутск» по правилам ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ в доход Управления Росприроднадзора по РС(Я) причиненный окружающей природной среде ущерб в размере 507 400 рублей.

В судебном заседании природоохранный прокурор Андреев В.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

         Представитель ответчика по доверенности Егоров Р.А. исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление, пояснил, что собственником очистительных сооружений является городской округ «город Якутск», в связи с чем полагал, что собственник должен нести бремя содержания своего имущества.

         Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по РС(Я) по доверенности Попов С.В. согласился с позицией природоохранного прокурора, полагал иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.

         Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Судом установлено, что Якутской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) и ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Республике (Якутия) проведена проверка исполнения МУП «ПТК» ГО «город Якутск» требований законодательства об охране окружающей среды и водного законодательства с выездом на место сброса сточных вод с канализационного очистного сооружения МУП «ПТК» ГО «город Якутск», расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкр. Кангалассы, ул. Набережная, 17.

____.2020 природоохранной прокуратурой проведено обследование акватории р. Лена на месте сброса сточных вод с канализационно-очистного сооружения.

Установлено, что в указанной акватории на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ____.2020 МУП «ПТК» ГО «город Якутск» осуществляет сброс сточных вод.

В целях установления влияния сточных вод на качество воды ___ отобраны пробы воды с места сброса сточных вод в ___ с канализационно-очистного сооружения (координаты ___ в.д.), на 500 м. ниже по течению ___ (координаты ___), на 500 м. выше по течению от места сброса сточных вод (___ в.д.).

Согласно экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Республике Саха (Якутия) от ____.2020 в пробе воды ___, отобранной на месте сброса сточных вод с канализационно-очистного сооружения МУП «ПТСК», установлены превышения по следующим показателям: химическое потребление кислорода превышение составляет в 2,2 раза, биохимическое потребление кислорода превышение составляет в 2,2 раза, алюминий - в 1,5 раза, нитрат ион - в 1,3 раза.

В пробе воды ___, отобранной в 500 м. ниже от места сброса сточных вод, установлены превышения по следующим показателям: химическое потребление кислорода превышение составляет в 1,7 раза, биохимическое потребление кислорода превышение составляет в 1,6 раза, алюминий - в 1,4 раза.

В соответствии с экспертным заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Республике Саха (Якутия) от ____.2020 установлены факты ухудшения качества и загрязнения водного объекта ___ вследствие поступления сточных вод с канализационно-очистного сооружения МУП «ПТСК».

Согласно с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством РФ.

В соответствии с п. 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 № 79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя: предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения; оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов.

Таким образом, МУП «ПТСК» осуществляло использование водного объекта р. Лена в целях сброса сточных вод с нарушением ст. 11, ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ и п. 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 № 79.

В целях устранения допущенных нарушений закона ____.2020 (исх. № 16-2020/4/183) Якутской природоохранной прокуратурой в адрес директора МУП «ПТСК» внесено представление с предложением о принятии мер по устранению допущенных нарушений требований законодательства, причин и условий, им способствовавших.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вноситься прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из письменного ответа МУП «ПТСК» от ____.2020 следует, что конкретные меры по недопущению выявленных нарушений водного законодательства не приняты, какие-либо подтверждающие их устранение документы не представлены.

____.2020 по выявленным фактам природоохранной прокуратурой в отношении МУП «ПТСК» и его должностного лица возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение).

____.2020, ____.2020 постановлениями Управления Росприроднадзора по РС(Я) МУП «ПТСК» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 150 тыс. руб., а должностное лицо -директор МУП «ПТСК» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения, которые ____.2020, ____.2020 вступили в законную силу.

Согласно п. 1 ст. 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

В соответствии со ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами.

Согласно п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с п.1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Причинно-следственная связь между деятельностью МУП «ПТСК» и причинением ущерба водному объекту установлена материалами административного производства по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, материалами проверки и экспертными заключениями.

Негативным воздействием от ненадлежащего использования водного объекта, нарушаются также права неопределенного круга лиц - жителей городского округа «город Якутск», гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 3 Водного кодекса РФ, которые пользуются водным объектом - р. Лена.

Поскольку выявленные нарушения водного законодательства могут повлечь возникновение причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба окружающей среде, исковые требования прокурора о возложении обязанности на ответчика обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод в водный объект р. Лена подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что спорные очистительные сооружения находятся у них в хозяйственном владении, а собственником является городской округ «город Якутск», и как собственник городской округ «город Якутск» несет бремя по содержанию своего имущества, судом отклоняются, поскольку нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение произошло в результате виновных действий ответчика.

Вопросы зачисления в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, регулируются частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому они подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения по месту причинения вреда окружающей среде.

Иной порядок зачисления сумм, взысканных по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, федеральным законодательством не установлен.

Совокупность установленных обстоятельств свидетельствует о доказанности истцом факта нарушения МУП «ПТСК» природоохранного законодательства, причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями в виде причинения вреда окружающей среде, который оно обязано возместить по месту причинения вреда в соответствии с абзацем вторым части 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 43, 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующего принципа: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы - поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Пунктом 1 статьи 77 указанного закона определено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 78 ФЗ "Об охране окружающей среды").

По результатам проведенного расчета ущерб, причиненного водному объекту ___ в результате сброса МУП «ПТСК» вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод с выпуска биологических очистных сооружений канализации мкр. Кангалассы за период с ____.2020 по ____.2020, составил 507 400 рублей.

Расчет произведен на основании Приказа Минприроды России от 13.04.2009г. № 87 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», данный расчет судом проверен, признан верным и обоснованным.

В нарушение ст.56 ГПК РФ ответчиком иных расчетов суду не представлено.

При этом бремя доказывания отсутствия вины ложится на ответчике.

При установленных обстоятельствах требование истца о взыскании с МУП «ПТСК» причиненного ущерба в размере 507 400 рублей по правилам ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ подлежит удовлетворению в полном объеме.

    На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования исполняющего обязанности Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Пригородная теплосетевая компания» городского округа «город Якутск» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод в водный объект ___ на расстоянии ___ км от устья, ____, географические координаты: ___ в.д. в соответствии с утвержденными решением о предоставлении водного объекта в пользование Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от ____.2020 нормативами допустимых сбросов веществ в водный объект по взвешенным веществам не более 0,25 мг/дмЗ сверх природного содержания, биологическому потреблению кислорода -    3 мг/дмЗ, химическому потреблению кислорода - 15 мг/дмЗ, хлориду - 300 мг/дмЗ, сульфату - 100 мг/дмЗ, железу общему - 0,1 мг/дмЗ, азоту аммонийному - 0,4 мг/дмЗ, азоту нитритному - 0,02 мг/дмЗ, азоту нитратному - 9,1 мг/дмЗ, сероводороду - 0,005 мг/дмЗ, сухому остатку - 1000 мг/дмЗ, нефтепродуктам - 0,05 мг/дмЗ, фенолам - 0,001 мг/дмЗ, кальцию - 180 мг/дмЗ, магнию - 40 мг/дмЗ, калию - 50 мг/дмЗ, натрию - 120 мг/дмЗ, жирам - 3,0 мг/дмЗ, фосфатам - 0,05 мг/дмЗ, СПАВ - 0,1 мг/дмЗ.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Пригородная теплосетевая компания» городского округа «город Якутск» по правилам ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ в доход Управления Росприроднадзора по РС(Я) причиненный окружающей среде ущерб в размере 507 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                   Л.А. Ефимова

2-11709/2020 ~ М-11504/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Якутская природоохранная прокуратура
Ответчики
МУП Пригородная теплосетевая компания
Другие
Управление Росприроднадзора по РС(Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Ефимова Любовь Алексеевна
Дело на сайте суда
jakutsky--jak.sudrf.ru
16.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2020Передача материалов судье
17.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2020Подготовка дела (собеседование)
11.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2020Судебное заседание
31.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2021Дело оформлено
09.09.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее