Постановление
по делу об административном правонарушении
04 июня 2019 года поселок Нижний Ингаш
Судья Нижнеингашского районного суда Красноярского края Абрамова Т.М.,
при секретаре Вишняковой А.В.,
с участием: помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Гриднева С.В., представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено производство – Фролова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-26/2019 (24RS0038-01-2019-000302-22) в отношении юридического лица:
Общества с ограниченной ответственностью «Востоклес», ОГРН 1172468026257, ИНН 2465164365, КПП 246501001, юридический адрес: г. Канск Красноярского края, адрес осуществления деятельности: СПК «Урожай», секция 004, контур 277 Нижнеингашский район Красноярского края;
привлекаемого к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края в порядке ч.2 и ч.3 ст.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) передан на рассмотрение в Нижнеингашский районный суд Красноярского края административный материал по ст.8.2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Востоклес» (далее ООО «Востоклес»).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Нижнеингашского района была проведена проверка исполнения ООО «Востоклес» природоохранного законодательства. В ходе проверки выявлено, что по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, СПК «Урожай», секция 004, контур 277, находится производственный объект по обработке лесоматериалов ООО «Востоклес», на котором предприятие осуществляет хозяйственную деятельность по распиловке древесины. На данном производственном участке отсутствует площадка временного накопления отходов, соответствующая требованиям природоохранного законодательства (отсутствует водонепроницаемое покрытие площадки, обваловка по периметру площадки в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03), паспорта опасных отходов не утверждены, отсутствует лицо, имеющее право работы с опасными отходами, прошедшее специальную подготовку, не ведется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. При обращении с отходами производства и потребления, отходы опил, кора, кора с примесью земли складируются на открытой почве, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров. На территории производственного участка размещаются отходы производства, в том числе отходы 4 класса опасности (отходы коры, коры с примесью земли, опил, мелкие обрезы). ООО «Востоклес» размещает отходы производства в несанкционированном месте - территории производственного участка, что приводит к загрязнению земельного участка.
В судебном заседании представитель ООО «Востоклес» Фролов В.Н., действующий на основании доверенности, вину в совершении административного правонарушения полностью признал, в содеянном раскаялся, согласен со всем, что изложено в акте проверки и постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Пояснил, что предприятие предпринимает меры для устранения выявленных нарушений: проведены исследования и получены заключения, к какому классу опасности относятся образуемые в результате производственной деятельности отходы; завозится материал для бетонирования площадки для временного хранения отходов. Просит не приостанавливать деятельность производственного участка ООО «Востоклес» в Нижнеингашском районе, так как в результате этого 60 человек останутся без работы, возобновить производственный процесс будет сложно.
В судебном заседании помощник прокурора Нижнеингашского района Гриднев С.В. дал пояснения по сути постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, полагает необходимым привлечь юридическое лицо к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности.
Представитель министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав Фролова В.Н., помощника прокурора, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 42 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов – складирование отходов на срок не более одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Согласно ч.1 и ч. 2 ст.51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001 № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ст.42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления СанПиН 2.1.7.1322-03.
Согласно п.2.2 указанных СанПиН – процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включает в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация, нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.
В соответствии с п. 3.7 этих же СанПиН, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Нижнеингашского района проведена проверка исполнения ООО «Востоклес» природоохранного законодательства, в ходе которой в деятельности юридического лица выявлены указанные выше нарушения закона. Кроме признания вины представителем юридического лица в судебном заседании, факт совершения административного проступка подтверждается следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.03.2019, актом проверки от 05.03.2019 года и приложенной к нему фототаблицей, письменными объяснениями представителей ООО «Востоклес» Пшеничникова Е.А. от 13.03.2019 и Фролова В.Н. от 20.03.2019, подтвердившими наличие нарушений природоохранного законодательства в деятельности предприятия.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что виновность ООО «Востоклес» в совершении вышеуказанного административного правонарушения объективно подтверждается представленными доказательствами.
Учитывая вышеизложенные, действия ООО «Востоклес» следует квалифицировать по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при ином обращении с отходами производства и потребления.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством является признание ООО «Востоклес» вины и раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Учитывая, что юридическое лицо ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось, предпринимает меры для устранения выявленных недостатков, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд полагает назначить ООО «Востоклес» административное наказание в виде штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
постановил:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Востоклес» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Красноярскому краю (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края), ИНН 2466187446, КПП 246601001, р/счет 40101810600000010001 в Отделении Красноярск г. Красноярск, БИК 040407001, ОКТМО 04701000, КБК 03211625050010000140.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд.
Судья Абрамова Т.М.