Решение по делу № 2-70/2014 (2-1575/2013;) ~ М-1557/2013 от 11.12.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2014г. г.Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алагуевой С.Г., Шишиной И.В., Корчемаха Е.А., Клочихиной О.В. действующей в интересах себя и несовершеннолетней К. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, администрации муниципального образования «город Северобайкальск» о признании действия (бездействия) Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по невынесению решения об использовании субсидий на предоставление социальной выплаты незаконными, признании письма (решения) от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, понуждении вынести решение о разрешении использовать субсидии на предоставление социальной выплаты по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМ на территории РБ» Республиканской целевой программы «Жилище» РБ на 2011-2015 г.г., предоставить субсидию для предоставления социальной выплаты, признании решения администрации об отказе в предоставлении социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, понуждении предоставить социальную выплату,

Установил:

Истцы обратились в суд с вышеуказанными исками. Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками жилых помещений в г. Северобайкальск: Алагуева С.Г. по <адрес>; Клочихина с несовершеннолетней дочерью К. по <адрес>; Корчемаха Е.А. по <адрес>; Шишина И.В. по <адрес>, на основании договоров о передаче жилых помещений в собственность основании закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ», их право собственности на жилые помещения зарегистрированы в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия. Они обратились в администрацию МО «г. Северобайкальск» с заявлениями о получении социальной выплаты согласно программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы», все необходимые документы для получения социальной выплаты были приложены к заявлениям. Ими были получены письма МО «г.Северобайкальск» со ссылками на решение Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ, из которых следовало,что им отказано в получении социальной выплаты на том основании, что приватизация прошла с нарушением закона о приватизации. Считают, ссылку Минстроя по РБ на то, что сделки по приватизации квартир незаконны, необоснованной, в силу того, что их право собственности зарегистрировано в законом установленном порядке. В Подпрограмме указано, что получатель субсидии должен быть собственником жилого помещения, кем они и являются. Жилищно-бытовая комиссия Администрации МО «город Северобайкальск» вынесла решение о предоставлении им социальной выплаты, их учетные дела направлены в Минстрой по РБ, для дачи разрешения на использование субсидии на предоставление соцвыплаты, поскольку без согласия Минстроя по РБ администрация города не имеет права распоряжаться денежными средствами. Непонятно, зачем Минстрою по РБ прописывать подпрограмму и самому же не исполнять ее, и противиться исполнению данной программы, так как целью подпрограммы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в зоне Бурятского участка БАМа в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, с ликвидацией существующего ветхого и аварийного жилищного фонда после переселения граждан. Минстрой РБ своими действиями (бездействия) нарушает порядок рассмотрения учетных дел, прописанный в Подпрограмме, которым предусмотрено вынесение Министерством только два решения- решение о разрешении использования субсидий на предоставлении социальной выплаты собственнику жилого помещения либо решение об отказе в использовании субсидий на предоставление социальной выплаты. В подпрограмме не указано о том, что Минстрой имеет право не принимать учетные дела к рассмотрению. В письме (отказе) Минстроя по РБ не указано о том, что это решение об отказе в использовании субсидии, они лишь утверждают о том, что их учетное дело было принято с нарушением Порядка предоставления социальной выплаты, при этом сами нарушают данный Порядок. Считают, что учетные дела соответствует порядку, так как все документы были представлены, и имеются все законные основания для получения социальной выплаты. На конец 20** года, из-за действий Минстроя по РБ данные субсидии будут не освоены и изъяты у Администрации, поэтому полагают правильным выставить требование о понуждении Минстроя предоставить субсидии согласно подпрограмме для предоставления социальной выплаты, так как решение по делу в какую сторону оно бы принято не было, будет обжаловано и вступит в законную силу только в 20** году, а к этому времени субсидии уже будут изъяты у Администрации и Администрация не сможет предоставить социальную выплату. Просят признать действия (бездействия) государственного заказчика - главного распорядителя бюджетных средств подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по не вынесению решения об использовании субсидий на предоставление социальной выплаты незаконными; Признать письмо (решение) Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ незаконными; Признать решения Администрации Муниципального образования «город Северобайкальск» об отказе в предоставлении социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ.,ДД.ММ.ГГГГ ,ДД.ММ.ГГГГ незаконными; Обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия предоставить субсидию для предоставления истцам социальной выплаты по Подпрограмме в случае отсутствия средств в местном бюджете, предусмотренных на реализацию мероприятий данной программы; Обязать государственного заказчика – главного распорядителя бюджетных средств Подпрограммы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты по Подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы собственникам-истцам; Обязать Администрацию Муниципального образования «город Северобайкальск» предоставить истцам социальную выплату по Подпрограммекаксобственнику жилого помещения, при наличии средств в местном бюджете, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы.

Истцы Алагуева С.Г., Шишина И.В., Корчемаха Е.А. извещенные о месте и времени судебного заседания не явились, суд учитывая мнение участников процесса, считает возможным рассмотрение дела с участием их представителя.

Истец Клочихина О.В., также в интересах несовершеннолетней дочери К. исковые требования поддержала, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что проживают в жилом помещении, оно у них единственное. Ею исправно оплачиваются коммунальные услуги, при получении соцвыплаты передаст жилое помещение администрации, ранее никаких субсидий на приобретение жилья не получали. Просила иск удовлетворить.

Представитель истца Шишиной И.В.- Шишина В.Н. исковые требования поддержала, пояснила, что она с мужем проживают в жилом помещении, своевременно оплачивают коммунальные услуги.Знают, что при получении дочерью соцвыплаты необходимо квартиру сдать администрации. Просит иск удовлетворить.

Представитель истцов Орлов В.В. поддержал исковые требования, просил иски удовлетворить в полном объеме.

    Представитель ответчика Лебедева И.А. (по доверенности) с исками частично согласилась, пояснила, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части признания незаконными действий (бездействий) Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по не вынесению решения об использовании субсидии на предоставление социальной выплаты истцам по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы, признании незаконным отказа (письма) в предоставлении социальной выплаты, понуждении предоставить субсидию, вынести решение о разрешении использовать субсидии на предоставление социальной выплаты. На территории муниципального образования «город Северобайкальск» ведется работа с гражданами по приему пакета документов, согласно Порядка, для получения социальной выплаты. Администрацией города выполнены все условия настоящей подпрограммы для реализации программных мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Истцы обратились с заявлениями об участии в подпрограмме в Администрацию, согласно Подпрограмме ими был предоставлен полный перечень документов. Жилищной комиссией Администрации МО «город Северобайкальск» были приняты решения о предоставлении истцам социальных выплат. В дальнейшем их учетные дела, сформированные в соответствии с Подпрограммой, а так же реестр принятых решений и реестр заключений, в соответствии с п. 2.1. порядка предоставления соц.выплат, были направлены в Министерство по РБ для принятия решения об использовании субсидии на предоставление социальной выплаты, однако Министерство в нарушение Подпрограммы, а так же п.2.1. порядка, данное решение не вынесло, а лишь направила администрации письма со ссылками на нарушение Закона о приватизации и на наличие задолженности по ком. услугам, хотя приватизация была организована по просьбе Министерства исходящим письмом от ДД.ММ.ГГГГ по организации дальнейшей приватизации жилых помещений для реализации подпрограммы по переселению в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Администрация не имея согласия на использования субсидии, не имеет возможности предоставить социальную выплату обратившимся гражданам. Администрацией были разосланы гражданам уведомительные письма о том, что им отказано в предоставлении социальной выплаты на основании писем Минстроя по РБ. В настоящее время органы местного самоуправления столкнулись с тем, что государственный заказчик - главный распорядитель бюджетных средств подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия своими действиями (бездействием) нарушает порядок рассмотрения учетных дел, прописанный в подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы, то есть подпрограммой предусмотрено,вынесение Министерством именно решений: решение о разрешении использования субсидий на предоставлении социальной выплаты собственнику жилого помещения либо решение об отказе в использовании субсидий на предоставление социальной выплаты в семидневный срок, что до сегодняшнего дня не сделано. ТакжеМинистерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в соответствии с п. 2.1 должны принять решение об использовании субсидии на предоставление социальной выплаты принятыми в течение семи дней после предоставления муниципальными образованиями, только двух документов, а именно: - перечня заключений о признании жилых помещений непригодными для проживания/жилых домов аварийными и подлежащими сносу; - реестра принятых решений жилищной комиссии о предоставлении социальных выплат, что ими было сделано. Данные перечни принятых решений и заключений имеются в наличии и были предоставлены. В подпрограмме не указано о том, что Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия имеет право не принимать учетные дела к рассмотрению, а также исключать граждан по иным основаниям не указанным в п. 2.2 Порядка, на что они ссылаются в письмах. В письмах Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия не указано о том, что это решение об отказе в использовании субсидии, они лишь утверждают о том, что учетные дела были приняты с нарушением. Однако ссылок на нарушение Порядка предоставления социальных выплат не указано, а лишь сделаны ссылки на нарушение ст.4 ФЗ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-I, а так же ссылки на наличие задолженности по коммунальный платежам, хотя в силу Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов» взыскание дебиторской задолженности по коммунальным услугам является обязанностью ресурсоснабжающей организации, которая предоставляет коммунальные услуги. Также считают, что нарушение п.2.1 Порядка выдачи ими не нарушен, так как участие в программе носит заявительный характер. В соответствии с п.2.1 Порядка, формирование списков собственников желающих получить социальную выплату, осуществляется по дате подачи заявления граждан, с учетом плана сноса ветхих и аварийных домов. Данные списки подлежат ежеквартальной корректировке. Заявления граждан на участие в подпрограмме в адрес Администрации начали поступать в ДД.ММ.ГГГГ, поэтому корректировка изменения плана сноса 20** года осуществлена только по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по факту, исходя из даты обращения граждан. Исходя из этого следует, что главное условие это - чтобы на момент обращения гражданина за предоставлением социальной выплаты, дом стоял в плане сноса и гражданин был собственником жилого помещения, вне зависимости о того, когда он стал собственником до признания дома ветхим и аварийным или после. В соответствии с п.2.2 Порядка прописано только два основания в отказе на получение социальных выплат, это: - умершие; - ранее получившие бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения, в том числе жилищные субсидии. В данном пункте указано лишь два основания по которым могут исключаться граждане из участия в программе, таким образом, еще раз подтверждается то, что Министерство не основательно исключило граждан, у которых право собственности возникло на основании договора приватизации, заключенного, по мнению Министерства с нарушением требований ст.4 «О приватизации». В п.2.2. порядка предоставления соц.выплаты, а так же в подпрограмме не указано, что из подпрограммы исключаются граждане, которые приобрели право собственности на жилые помещения в нарушение законодательства Российской Федерации. Кроме того, договоры приватизации являются законными. Министерством не представлены доказательства того, что приватизация жилых помещений незаконна, а именно решение суда об опровержении законности приватизации указанных жилых помещений. Договоры приватизации прошли государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия. Так же в реестре прав право собственности имеет место быть, и оно не прекращено, то есть гражданин на момент подачи является собственником. Даже несмотря на то, что прокуратурой была проведена проверка на нарушение ст.4. закона о приватизации и то, что действительно было ими обнаружено нарушение, но это не влияет и не умоляет жилищные права граждан, по результатам проверки не была прекращена запись о регистрации права собственности в ЕГРП. На сегодняшний день имеется судебная практика о признании муниципальным образованием договора передачи жилого помещения в собственность недействительным, в требованиях Муниципального образования было отказано в связи с тем, что гражданин является добросовестным приобретателем, так как иное нарушает конституционные права гражданина на жилище. Считают, что Министерство не имеет полномочий утверждать о том, что приватизация была произведена с нарушением закона. В подпрограмме не указано о том, что граждане, которые стали собственниками квартир после признания их аварийными и ветхими не имеют права на получение социальной выплаты. В подпрограмме не указано, когда и в какое время должна быть произведена приватизация жилых помещений, то есть до или после признания их ветхими и аварийными. В подпрограмме лишь указано, что получатель субсидии на момент обращения должен быть собственником жилого помещения, кем являются обратившиеся граждане. Полагают, что Министерство строительства и модернизации жилищно- коммунального комплекса Республики Бурятия действительно намеренно затягивало рассмотрение учетных дел граждан без каких – либо на то законных и обоснованных основаниях. В случае отсутствия решения об использовании субсидии на использование социальной выплаты Министерство нарушает права граждан на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов в части обжалования отказа Министерства в использовании субсидии на предоставление социальной выплаты. Министерство нарушает своими действиями подпрограмму, целью которой является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в зоне Бурятского участка БАМа в жилищном фонде, признанном непригодным для проживания, с ликвидацией существующего ветхого и аварийного жилищного фонда после переселения граждан. Действиями Минстроя нарушаются жилищные права граждан, что не допустимо. Администрацией уже вынесены решения о предоставлении истцам социальной выплаты в 20** году, когда имелись средства для их выплаты. Мотивы в иске указаны именно по 20** году, а не по 20** году, поэтому считают, что суд должен вынести решение, не опираясь на то, что подпрограмма отменена с 01.01.2014г. Просит суд отказать истцам в части требований к Администрации МО «город Северобайкальск», а именно: признать решения Администрации МО«город Северобайкальск» об отказе в предоставлении социальных выплат незаконным; обязать Администрацию МО«город Северобайкальск» предоставить социальную выплату по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы собственникам жилого помещения. Так как письма носят для заявителей уведомительный характер, данными письмами Администрация уведомляла граждан о письмах Минстроя, в заголовке неправильно указано, что это Решение, это просто уведомление, так как Администрацией были приняты решения о выплате истцам социальных выплат. Решение о предоставлении социальных выплат истцам были приняты на заседаниях жилищной комиссии, которая утверждена Постановлением Администрации МО «город Северобайкальск» от 17.09.2013г. №1138, что подтверждается, так же протоколами заседания жилищной комиссии. Так же имеется Положение о работе городской жилищной комиссии, которое утверждено Постановлением Администрации МО «город Северобайкальск» от 13.09.2013г. №1110. Так же считают, что Администрацию не нужно понуждать в предоставлении социальной выплаты, так как их действия зависят только от Министерства, если бы Министерство вынесло решение об использовании субсидии на предоставление социальной выплаты истцам, то Администрация выдала бы данную социальную выплату. Кроме того, считают, что нецелевого использования бюджетных средств в данном случае невозможно, истцам денежные средства предоставляются в виде сертификата на приобретение жилья на территории Бурятии, данные денежные средства переводятся на блокированный счет получателя социальной выплаты, при предоставлении договора купли-продажи жилья, денежные средства переводятся банком на счет продавца, таким образом, денежные средства в руки получателя соцвыплаты не попадают, они не могут потратить указанные денежные средства на другие цели.

Представитель Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ просил рассмотреть дело без их участия, суд, учитывая мнение участников процесса, считает возможным рассмотрение дела.

Из отзывов на исковые требования истцов Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ следует, что реализация мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда расположенного в зоне БАМа осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы (постановление Правительства Российской Федерации № 1050 от 17.12.2010) и подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РБ №185 от 25.04.2011г. (далее - Подпрограмма). Порядок предоставления муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания, утвержден в рамках Госпрограммы, (далее - Порядок). Порядок определяет условия предоставления и расходования межбюджетных субсидий, выделяемых из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия. Государственным заказчиком Подпрограммы является Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Министерство).В настоящее время в рамках реализации Подпрограммы в МО «Город Северобайкальск» осуществлялось предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, для приобретения жилых помещений на территории Республики Бурятия. В соответствии с пунктом 2.5 Порядка по запросу Министерства муниципальное образование предоставляют сформированные и заверенные учетные дела граждан, в том числе содержащие:

- акты проверки жилищных условий граждан, оформленные согласно приложению № 2 к Порядку;

-заключения межведомственной комиссии муниципального образования о признании жилых помещений непригодными для проживания/жилых домов аварийными и подлежащими сносу.При рассмотрении, представленных МО «Город Северобайкальск» учетных дел истцов установлено, что Администрацией МО «Город Северобайкальск» в нарушение статьи 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 (в редакции от 16.10.2012 № 170-ФЗ) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», осуществлена приватизация жилых помещений, ранее признанных аварийными и подлежащими сносу. Учитывая изложенное, жилищная комиссия Администрации МО «Город Северобайкальск», созданная в соответствии с пунктом 2.7 Порядка, в нарушении федерального законодательства, приняла решение о предоставлении истцам социальной выплаты.Министерство, как Государственный заказчик Подпрограммы контролирует целевое и эффективное использование бюджетных средств, используемых на реализацию мероприятий подпрограммы. Предоставление социальных выплат гражданам, жилые помещения которым переданы муниципальным образованием в собственность с нарушением федерального законодательства, является не целевым использованием бюджетных средств. По вопросу предоставления Министерством социальных выплат истцам в случае отсутствия средств в местном бюджете, предусмотренных на реализацию мероприятий Подпрограммы, в соответствии с порядком межбюджетные субсидии из республиканского бюджета предоставляется местным бюджетом на основании соглашений и в целях реализации мероприятий подпрограммы, которой установлен порядок предоставления муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилья, переселяемых из ветхого и аварийного жилищного фонда зоны БАМа, иное условиями Подпрограммы не предусмотрено. Просят в исках отказать в полном объеме.

Согласно дополнении к отзывам от 25.03.2014г. Минстрой по РБ сообщает следующее, что в соответствии с п.1.334 постановления Правительства РБ от 21.01.2014г. №15 «О признании утратившим силу некоторых постановлений Правительства Республики Бурятия и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства РБ» постановление Правительства республики Бурятия от 25.04.2011г. №185 « О республиканской целевой программе «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015годы» утратило силу. Мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда расположенного в зоне БАМа и Порядок предоставления МО социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных непригодными для проживания утверждены Государственной программой Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов республики Бурятия» ( постановление Правительства РБ от 02.08.2013г. №424).

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса,принимая во внимание заключение Органа опеки и попечительства МО «г. Северобайкальск», что удовлетворение исковых требований соответствует интересам несовершеннолетней К., суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что Алагуева С.Г. является собственником жилого помещения по <адрес>, Клочихина О.В. с несовершеннолетней дочерью К. являются по 1/2 доли собственниками жилого помещения по <адрес>, Корчемаха Е.А. является собственником жилого помещения по <адрес>, Шишина И.В. собственник жилого помещения по <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права. Согласно подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы, ДД.ММ.ГГГГ Алагуева С.Г., ДД.ММ.ГГГГ Клочихина О.В., также в интересах несовершеннолетней дочери К., ДД.ММ.ГГГГ Корчемаха Е.А., ДД.ММ.ГГГГ Шишина И.В., обратились с заявлениями в администрацию МО «г. Северобайкальск» на предоставление социальных выплат, при этом, предоставив необходимый полный пакет документов, ранее никаких жилищных субсидий не получал, в указанных квартирах зарегистрированы и проживают, задолженности по коммунальным услугам не имеют. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шишиной И.В., ДД.ММ.ГГГГ –Корчемахе Е.А., ДД.ММ.ГГГГ –Алагуевой С.Г., Клочихиной О.В. жилищной комиссией администрации МО «город Северобайкальск» приняты решения о предоставлении истцам социальных выплат. Администрацией МО «города Северобайкальск» учетные дела истцов о предоставлении социальной выплаты, сформированные в соответствии с Подпрограммой, направлены в Минстрой по РБ для принятия решения об использовании субсидии на предоставление им социальных выплат. Однако, Минстроем по РБ к рассмотрению учетные дела истцов не были приняты, разрешений об использовании субсидии на предоставлении социальных выплат не были приняты (отказано), были направлены письма в адрес главы АМО «г. Северобайкальск» со ссылками на нарушение Закона о приватизации и на наличие задолженности по комуслугам, в связи с чем истцам не были предоставлены социальные выплаты согласно действовавшей Подпрограммы.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания;признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;самозащиты права;присуждения к исполнению обязанности в натуре;возмещения убытков;взыскания неустойки;компенсации морального вреда;прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с Правилами предоставления субсидий, предназначенных для реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, ФЦП «Жилище» на 2011-2015гг., бюджетные средства могут быть направлены на приобретение, строительство жилых помещений, предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, для приобретения жилых помещений.

Порядок предоставления муниципальными образованиями социальных выплат собственникам жилых помещений, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда зоны БАМа в соответствии с условиями Подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы» утвержден Постановлением Правительства РБ от 25.04.2011 N 185.

Согласно п.2.1, п.2.2 Порядка единый сводный список (далее - список) собственников жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, расположенных в зоне БАМа (далее - граждан), на предоставление социальных выплат формирует Министерство до 15 декабря текущего года на основании официальных списков, предоставленных муниципальными образованиями зоны БАМа, которые несут ответственность за обоснованность внесения в него граждан и достоверность указанных в списке сведений.

Список формируется по очередности обращения граждан (дате подачи заявления) в муниципальные образования в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка, с учетом утвержденного муниципальным образованием плана сноса ветхих и аварийных жилых домов, котельных, инженерных сетей коммунальной инфраструктуры (далее - список).

(в ред. Постановлений Правительства РБ от 22.12.2011 N 688, от 03.12.2013 N 626)

Контрольные экземпляры утвержденных списков хранятся в Министерстве.

В последующем списки подлежат ежеквартальной проверке и корректировке муниципальными образованиями.

Планы очередности сноса ветхого и аварийного жилья, направляемые муниципальными образованиями в Министерство в составе заявки на получение межбюджетных субсидий, подлежат корректировке при изменении планируемых сроков сноса.

(в ред. Постановления Правительства РБ от 25.06.2013 N 329)

Муниципальные образования осуществляют использование субсидий на предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений в соответствии с решениями Министерства, принятыми в течение семи дней после предоставления муниципальными образованиями: перечня заключений о признании жилых помещений непригодными для проживания/жилых домов аварийными и подлежащими сносу; реестра принятых решений жилищной комиссии о предоставлении социальных выплат.

Из списков исключаются граждане:

- умершие;

- ранее получившие бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения, в том числе жилищные субсидии.

В соответствии с п.п. 2.3-2.9 Порядка предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, осуществляется в соответствии со списком, с учетом даты обращения граждан в муниципальное образование.

Для получения социальной выплаты граждане, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, подают в муниципальные образования по месту проживания заявления, оформленные согласно приложению N 1 к Порядку, с приложением следующих документов:

- копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина;

- копий правоустанавливающих документов на занимаемое жилое помещение;

- копии финансового лицевого счета или выписки из домовой книги;

- обязательства о безвозмездном отчуждении гражданином принадлежащего ему на праве собственности или ему и членам его семьи на праве общей собственности и свободного от обязательств жилого помещения в муниципальную собственность.

По запросу Министерства муниципальные образования представляют сформированные и заверенные учетные дела граждан, в том числе содержащие:

- акты проверки жилищных условий граждан, оформленные согласно приложению N 2 к Порядку;

- заключения межведомственной комиссии муниципального образования о признании жилых помещений непригодными для проживания/жилых домов аварийными и подлежащими сносу.

(в ред. Постановления Правительства РБ от 22.12.2011 N 688)

На основании представленных гражданами документов жилищная комиссия муниципального образования в течение пятнадцати дней оформляет решение о предоставлении/отказе в предоставлении гражданину социальной выплаты в соответствии со списком.

(п. 2.6 в ред. Постановления Правительства РБ от 22.12.2011 N 688)

Положение о жилищной комиссии и ее состав утверждаются правовым актом муниципального образования.

Муниципальное образование в течение пяти дней со дня оформления жилищной комиссией правового акта о предоставлении социальной выплаты гражданину оформляет правовой акт о выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты.

Состав комиссии по обследованию жилищных условий граждан, для оформления актов согласно приложению N 2 к Порядку утверждается правовым актом муниципального образования, в котором расположены жилые помещения, признанные ветхим и аварийным жильем.

В соответствии с п. 2.10-2.12 Порядка социальная выплата используется гражданином для приобретения жилья на первичном или вторичном рынке, при долевом строительстве жилья на территории Республики Бурятия, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. Гражданин вправе приобрести или осуществить строительство жилья площадью сверх установленных норм за счет собственных и (или) заемных средств. Общая площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не менее минимального размера рекомендуемой площади жилого помещения, определяемой с учетом количества жилых комнат, ранее занимаемого гражданином жилого помещения, в соответствии с пунктом 5.2 СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 778. При этом количество комнат приобретаемого жилого помещения не ограничено.(в ред. Постановления Правительства РБ от 27.02.2012 N 83)

Право гражданина на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья по форме согласно приложению N 3 к Порядку, срок действия которого составляет девять месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Свидетельство о предоставлении социальной выплаты (далее - свидетельство) является гарантией предоставления гражданину социальной выплаты.

Право на приобретение жилья с использованием социальной выплаты предоставляется один раз.

Оформление и выдачу свидетельств осуществляют муниципальные образования в двухнедельный срок с даты подписания правового акта муниципального образования о выдаче гражданам свидетельства.

В случаях утери либо изменения данных в оформлении свидетельства решение о замене свидетельства и выдаче его дубликата принимается муниципальным образованием в пятидневный срок со дня поступления заявления гражданина.

Гражданам, включенным в список, предоставляется социальная выплата в соответствии с действующим законодательством в размере, рассчитанном исходя из: общей площади занимаемого жилого помещения, но не ниже минимального размера площади жилого помещения, установленного пунктом 5.2 СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные"; средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в Республике Бурятия, определенной Министерством регионального развития Российской Федерации.

Размер социальной выплаты рассчитывается жилищной комиссией на дату оформления правового акта о предоставлении социальной выплаты гражданину, который указывается в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты.

Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Администрации МО «г. Северобайкальск» о признании недействительными договоров о передаче жилых помещений в собственность истцов оставлены без удовлетворения. Решение суда вступило в законную силу.

Учитывая выполнение условий участниками подпрограммы Порядка предоставления социальных выплат собственникам жилых помещений, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда зоны БАМа, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 25.04.2011 N 185, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, несогласие заказчика в лице Министерства строительства и ЖКК РБ с вынесенным жилищной комиссией муниципального образования решением не могло являться основанием для исключения граждан из списков в предоставлении социальной выплаты.

С учетом установленных обстоятельств дела, согласно анализа вышеуказанных норм законодательства, суд находит исковые требования истцов в части признания незаконными действия (бездействия) по невынесению решения об использовании субсидии на предоставление социальных выплат, а также решений Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ об отказе использования субсидий на предоставление социальных выплат, понуждении Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ принять решения об использовании субсидии на предоставлении социальных выплат согласно Подпрограмме, законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку судом усматриваются нарушения со стороны Минстроя по РБ порядка при реализации указанной Подпрограммы на время обращения истцов о получении соцвыплаты, направлении ОМСУ верно сформированного необходимого пакета документов (учетного дела) в отношении собственников на время действия Подпрограммы. При этом, суд полагает, что у Минстроя РБ не имелось законных оснований для невынесения разрешения на использование субсидии согласно Подпрограммы с указанием, что в учетных делах граждан, претендующих на получение соцвыплат имеются нарушения при осуществлении приватизации жилых помещений, поскольку право собственности граждан, претендующих на получение соцвыплат в установленном законом порядке зарегистрировано, не оспорено, поэтому указанные основания не могли являться нарушением порядка и условий предоставления и расходования субсидий. С учетом фактического признания требования о понуждении выплатить соцвыплаты представителем ответчика администрации города, что соцвыплаты, при разрешении использования субсидии и при ее наличии, будут предоставлены истцам, суд находит требования о понуждении администрации муниципального образования «город Северобайкальск» предоставить социальные выплаты по Подпрограммесобственникам жилого помещения, при наличии средств в местном бюджете, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, также подлежащими удовлетворению.

Исковые требования о понуждении Минстроя РБ предоставлении МО «г. Северобайкальск» субсидии для предоставления соцвыплат истцам, признании незаконным отказа администрации муниципального образования «город Северобайкальск», в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья не подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, администрацией города решения об отказе в предоставлении истцам социальной выплаты не выносилось (направлялись уведомления по письмам Минстроя по РБ), напротив жилищной комиссией согласно п. 2.6 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 25.04.2011 N 185 решение о предоставлении истцам социальных выплат было принято; согласно соглашения о предоставлении межбюджетных субсидий Минстроем предоставляется субсидия на соцвыплату Уполномоченному органу на реализацию мероприятий Подпрограммы.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,суд

Решил:

Признать действия (бездействия) государственного заказчика - главного распорядителя бюджетных средств подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по невынесению решения об использовании субсидий на предоставление социальной выплаты незаконными.

Обязать государственного заказчика – главного распорядителя бюджетных средств подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальных выплат собственникам Алагуевой С.Г., Шишиной И.В., Корчемахе Е.А., Клочихиной О.В. и К. по Подпрограмме, как собственникам ветхого и аварийного жилья.

Признать письма (решение) Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ об отказе в получении социальной выплаты незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования «город Северобайкальск» предоставить социальную выплату по подпрограмме"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы собственникам жилых помещений собственникам Алагуевой С.Г., Шишиной И.В., Корчемахе Е.А., Клочихиной О.В. и К. при наличии средств в местном бюджете, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение 1-ого месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 04.05.2014г.

Судья: Н.Г. Рабдаева

2-70/2014 (2-1575/2013;) ~ М-1557/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Корчемаха Елена Аркадьевна
Ответчики
Администрация МО "город Северобайкальск"
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия
Другие
Орлов Вадим Валерьевич
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Рабдаева Намсалма Гасроновна
Дело на странице суда
severobaikalsky--bur.sudrf.ru
11.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2013Передача материалов судье
13.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.01.2014Предварительное судебное заседание
18.03.2014Производство по делу возобновлено
18.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2014Судебное заседание
29.04.2014Судебное заседание
04.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2014Дело оформлено
10.09.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее