Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6539/2017 ~ М-3747/2017 от 10.04.2017

Дело № 2-6539\2017

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2017 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Васильковой О.М.,

при секретаре Балабановой Я.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рямова А. П. к Управлению МВД России по г.Екатеринбургу и ГУ МВД России по Свердловской области о восстановлении на учете,

УСТАНОВИЛ:

Рямов А.П. обратился в суд с иском к Управлению МВД России по г.Екатеринбургу и ГУ МВД России по Свердловской области о понуждении ответчиков восстановить истца на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты постановки на учет, с оспариванием решения ГУ МВД России по Свердловской области о снятии с очереди.

В обоснование заявленного иска указано на то, что с 20 июля 1987 года истец состоял в службе в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного. 29 июля 2017 года Рямов А.П. уволен со службы в связи с выходом на пенсию. За период прохождения службы истец состоял в очереди на улучшение жилищных условий по месту работы в <адрес>, а с 22 ноября 2004 года в Орджоникидзевском РУВД г.Екатеринбурга, а также на учете в администрации Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга. С 2004 года ответчики никакие требования, в том числе о предоставлении дополнительных документов, не предъявляли, более того, неоднократно подтверждали тот факт, что Рямов А.П. в порядке, предусмотренном законом был поставлен на учет и состоял на нем в связи с необеспеченностью жилым помещением. В то же время, 04 февраля 2015 года и 28 ноября 2016 года истец был снят с учета и очереди на получение единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием документов, подтверждающих право состоять на учете, учетное дело сохранено не было. Данные действия, по мнению истца, являются незаконными, нарушающими право на получение жилого помещения, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании истец Рямов А.П. и его представитель на иске настаивали, подвергнув критической оценке представленные ответчиком списки сотрудников, состоявших на учете по состоянию на 2008 год, так как в данные списки не были включены лица, являвшиеся пенсионерами.

В судебном заседании представители ответчиков просили в удовлетворении иска отказать, так как при принятии оспариваемых решений отсутствовали первичные документы, необходимые для принятия на учет. Более того, как таковое учетное дело истца отсутствует, доказательства принятия на учет именно в РУВД Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга также не представлены.

В судебное заседание не явилась Рямова Н.А., действующая также в интересах Рямовой А.А., Рямовой Ю.А., Рямова Я.А., о проведении слушания дела извещена надлежащим образом и своевременно. С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил разрешить иск при установленной явке.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные сторонами доказательства, по итогам их исследования и совокупной оценки, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдением и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищного строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 455-О от 03.11.2006 года, согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2).

В силу ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из принципов жилищного законодательства является необходимость обеспечения безопасности жилища, недопустимости произвольного лишения жилища.

Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.

Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно представленным суду документам, Рямов А.П. проходил службу в органах МВД России с <данные изъяты> Приказом ГУВД Свердловской области от 11 сентября 2007 года уволен по выслуге лет, с выходом на пенсию с 30 августа 2007 года.

Согласно выписке из Протокола от 04 февраля 2015 года заседания жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г.Екатеринбургу Рямов А.П. снят с учета, в связи с постановкой на учет после 01 марта 2005 года.

Решением Жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Свердловской области от 28 ноября 2016 года (протокол ) Рямов А.П. снят с учета очередников для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ГУ МВД России по Свердловской области в связи с отсутствием документов, подтверждающих наличие права состоять на учете.

Истец в судебном заседании указал, что с 22 ноября 2004 года он и члены его семьи - Рямова Н.А. (супруга), дети - Рямова Ю.А., Рямова А.А., а впоследствии и Рямов Я.А., состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в РУВД Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга.

Данные факты подтверждаются исследованными доказательствами.

Так, согласно ответу УМВД России по г.Екатеринбургу от 06 августа 2012 года Жилищно-бытовая комиссия УМВД России по г.Екатеринбургу подтверждает, что Рямов А.П. действительно числится в списках очередников ну улучшение жилищных условий с 22 ноября 2004 года, в соответствии с первичным рапортом, номер очереди , за период службы в органах внутренних дел безвозмездная финансовая помощь (субсидия) для строительства и приобретения жилья не выделялась, жилье не предоставлялось.

Данная справка ответчиками не опровергнута. Довод ответчика о том, что она оформлена ошибочно, судом принята быть не может, поскольку она исходит из уполномоченного органа - публичного субъекта, действия которого, как и бездействие, влекут за собой определенные правовые последствия, при отсутствии при этом необходимого и предусмотренного законом порядка отмены решений или их изменений..

Как пояснил в судебном заседании истец, с 2004 года какие-либо данные о не принятии на учет или снятии его с учета до 2015 года от ответчиков не поступали.

В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена Мозарева Т.Л., которая показала, что в 2004 году она работала в отделе кадров РУВД Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга и 22 ноября 2004 года ею были приняты документы от Рямова А.П. в связи с постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий – рапорт, справка из администрации г.Екатеринбурга о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Эти документы она передала в жилищно-бытовую комиссию.

Сам по себе факт того, что истцом были переданы не все документы, на что ссылается ответчик, не свидетельствует о недобросовестности поведения истца. Когда как иные документы у Рямова А.П. не запрашивались.

Также значимым является тот факт, что истец состоял на учете, несмотря на ссылку ответчиков об отсутствии учетного дела. Так, согласно справке ГУ МВД России по Свердловской области, решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Свердловской области от 05 декабря 2012 года, протокол Рямов А.П. был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилого помещения, номер в списке сотрудников, поставленных на учет на 2013 года – 89.

Основания, по которым истец, как указывают ответчики, незаконно числившийся на учете, значился в списках, суду не указаны.

Ответчиками не учтено, что в правоотношениях с гражданами, реализацией ими своих жилищных прав, ошибочность, халатность со стороны должностных лиц уполномоченных органов также должна быть доказана соответствующими относимыми и достоверными доказательствами.

Ответчиком УМВД России по г.Екатеринбургу был представлен список очередников на 2008 год. При этом истец указал на то, что в данный список включены только сотрудники, пенсионеры в список не включались. Указанный факт подтвердила свидетель Мозарева Т.Л.

В то же время эти возражения не были опровергнуты ответчиком, данные о том, что списки являются полными, по всем сотрудникам и лицам, прекратившим службу, не представлены.

В соответствии с требованиями Жилищного кодекса РСФСР, согласно ст.ст. 28, 30, 31 которого граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

На момент возникновения, по мнению истца, спорных правоотношений (2004 год) порядок постановки на учет был регламентирован Законом Свердловской области от 04.05.1995 № 14-ОЗ «О предоставлении жилища в Свердловской области», согласно ст.ст. 13, 14, 15, 17, 18 которого для принятия на учет гражданин подает заявление. Заявление подписывается проживающими совместно с ним совершеннолетними членами семьи.

К заявлению прилагаются: справка с места жительства; справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии, а также стоимости жилища на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи; в необходимых случаях другие документы, подтверждающие право для постановки на учет и предоставления жилища, в соответствии со ст. 8, 9 настоящего Закона.

В случае наличия у граждан нескольких квартир или комнат, занимаемых по договору аренды, найма и на праве собственности, расчет площади при принятии на учет производится, исходя из суммарного размера всех занимаемых жилых помещений.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в жилище.

Поступившие заявления рассматриваются в течение одного месяца со дня представления всех необходимых документов.

Заявления граждан проверяются органами местного самоуправления и общественными жилищными комиссиями, а на предприятиях - лицом, уполномоченным руководством предприятия и общественными комиссиями; о результатах проверки составляется акт и осуществляется письменное уведомление граждан о принятии на учет с указанием способа улучшения жилищных условий.

В случае отказа в приеме на учет нуждающихся в предоставлении жилища на условиях найма жилого помещения в социальном жилищном фонде, гражданин по его требованию принимается на учет для получения жилища в аренду или в собственность в домах муниципального или государственного жилищных фондов. Отказ в постановке на учет может быть обжалован гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего постановления главы местного самоуправления, а на предприятиях - со дня вынесения решения руководства предприятия по согласованию с профсоюзными организациями.

При одновременном рассмотрении заявлений нескольких граждан их очередность определяется по дате подачи ими заявления с необходимыми документами.

Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилище, которая ведется в органах местного самоуправления, на предприятиях и в организациях по установленной форме.

На каждого гражданина, принятого на учет нуждающихся в жилище, заводится учетное дело, в котором содержатся необходимые документы. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в Книге учета граждан, нуждающихся в жилище.

Органы местного самоуправления и предприятия обеспечивают надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в жилище.

Списки граждан, нуждающихся в жилище, и их учетные дела хранятся три года после предоставления жилого помещения, а Книга выдачи ордеров - в течение 25 лет.

Органы местного самоуправления, предприятия и организации ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилище.

В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников, а для состоящих на учете для получения жилища на условиях найма - сведения о доходах и наличии жилища, недвижимого или иного имущества, подлежащего государственной регистрации в соответствии со ст. 13 настоящего Закона, и уточняются списки граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилище.

Согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Истец указал, что он обращался с рапортом о принятии на учет, что свидетельствует о том, что Рямов А.П. выразил свою волю быть принятым на учет. Какие-либо действия, в том числе, по принятию решения об отказе в принятии на учет, ответчиком приняты не были, дополнительные документы истребованы не были, когда как истец несколько лет значился в соответствующих списках, что ответчиком не опровергнуто.

Само по себе принятие решения на основании поданного гражданином рапорта является обязанностью уполномоченного органа, бездействие же которого не должно влечь за собой негативные правовые последствия для лица, совершившего все необходимые юридически значимые действия и заявившего о наличии права на обеспечение жилым помещением.

Право истца быть поставленным на учет никем из заинтересованных лиц не оспаривается.

Решение об исключении из списков в связи с ненуждаемостью истца, ответчиками принято не было.

Рямов А.П. в судебном заседании указал, что при первоначальном обращении с заявление о принятии на учет и при принятии положительного решения, никакие требования, в том числе о предоставлении дополнительных документов, не предъявлялись. В течение длительного периода истец состоял на учете и рассчитывал на предоставление жилого помещения.

Таким образом, ответчиками в течение продолжительного периода времени признавалось и не оспаривалось право истца на принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а имеющиеся в материалах учетного дела документы подтверждают факт принятия на данный учет и нахождение в списках сотрудников, имеющих право на предоставление жилого помещения вплоть до исключения из очереди.

При этом ЖБК при подаче документов, никакие дополнительные сведения не истребовала, решения об отказе в принятии на учет не принимала, более того, в течение длительного времени истребовались документы в подтверждение статуса истца.

Также суд учитывает, что истец до настоящего времени состоит на учете в Администрации Орждоникидзевского района г.Екатеринбурга, жилым помещением муниципальным образованием не обеспечен.

Кроме этого, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Шалабанов С.Б. показал, что с 1994 года он являлся председателем жилищно-бытовой комиссии при прохождении службы также в органах внутренних дел. Истец же в этот период состоял на учете в РУВД и жилым помещением в период службы не обеспечивался.

Представитель ГУ МВД России по Свердловской области указала на производность вынесенного решения от 28 ноября 2016 года, поскольку ответчику поступило решение о снятии истца с учета УМВД г.Екатеринбурга, однако данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку это возможно при наличии признаков правомерности оспариваемого акта и отсутствии нарушений прав и законных интересов лица, обращающегося за судебной защитой.

Таким образом, суд признает неправомерными действия должностных лиц, повлекших за собой нарушение прав истца, которые в порядке и по основаниям, предусмотренным в законе, имея право на обеспечение жилым помещением, обратились в уполномоченный орган, были поставлены на учет, что прямо следует из учетного дела, и незаконно были исключены с учета, учитывая, что именно на ЖБК лежала обязанность принять соответствующее решение о принятии на учет, запросить у истцов или истребовать самостоятельно необходимые сведения, однако этого в течение значительного периода времени сделано не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ – 22 ░░░░░░ 2004 ░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░ ░░░░░

░░░░░:

░░░░░░░░░:

2-6539/2017 ~ М-3747/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рямов А.П.
Ответчики
УМВД России по г. Екатеринбургу
ГУ МВД России по Свердловской области
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Василькова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
10.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2017Передача материалов судье
11.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2017Судебное заседание
30.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее