Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2015 года с.Сухобузимское
Сухобузимский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Русиной М.П.,
при секретаре Шейфер В.В.,
с участием лиц, участвующих в деле Алексеевой Т.В. и её представителя Скрибан В.А., Богдановой Н.А., Кузнецовой З.А., Синицыной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-650/2015 по иску Алексеевой Татьяны Викторовны к администрации Нахвальского сельсовета о признании права собственности на наследственное имущество,
и по встречному иску Богдановой Натальи Александровны к Алексеевой Татьяне Александровне, Кузнецовой Зинаиде Анатольевне, Герасимову Николаю Андреевичу, Андрееву Виктору Анатольевичу, Синицыной Марии Александровне о признании принявшей наследство,
У С Т А Н О В И Л:
Алексеева Т.В. обратилась в суд с иском и уточнениями к нему (л.д.87) к администрации Нахвальского сельсовета с требованиями о признании права собственности на наследство по завещанию, оставшееся после смерти её бабушки Андреевой Валентины Семеновны, умершей 08.10.2008 года, в виде квартиры, расположенной по адресу: Красноярский <адрес> и земельного участка с кадастровым номером 24:35:0530501:172 площадью 4600 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский <адрес> Требования мотивированы тем, что она сразу после смерти бабушки вступила в фактическое владение наследственным имуществом, и дала разрешение на проживание в квартире, входящей в состав наследства, своей племяннице Богдановой Н.А., которая обязалась сохранять квартиру, и вносить плату за коммунальные услуги.
Богданова Н.А. обратилась со встречным иском (л.д.73) к Алексеевой Т.А., Кузнецовой З.А., Герасимову Н.А., Андрееву В.А., Синицыной М.А. с требованиями о признании её принявшей наследство её бабушки Андреевой Валентины Семеновны, умершей 08.10.2008 года, мотивировав требования тем, что она является её наследником по праву представления, и после смерти наследодателя фактически приняла её наследство, стала проживать в принадлежавшем наследодателю жилом помещении - квартире, расположенной по адресу: <адрес> оплачивала коммунальные услуги.
В судебном заседании Алексеева Т.В. и её представитель Скрибан В.А. настаивали на удовлетворении исковых требований Алексеевой Т.В., а в удовлетворении встречного иска просили отказать, по основаниям, изложенным в иске Алексеевой Т.А.
Богданова Н.А. настаивала на удовлетворении своих исковых требований, просила отказать в иске Алексеевой Т.А., по основаниям, изложенным в своем исковом заявлении. Дополнительно Богданова Н.А. пояснила суду, что о наличии у неё оснований для наследования по закону по праву представления она узнала лишь в августе 2015 года, при этом в жилом доме, принадлежавшем наследодателю она проживала с самого детства вместе с бабушкой, а после её смерти продолжала в нем жить, оплачивать коммунальные услуги, но думала, что у неё не имеется прав на данный дом. Не отрицала, что с Алексеевой Т.В. после смерти бабушки был заключен письменный договор аренды данного жилого помещения. Кроме того, Богданова Н.А. пояснила, что производила ремонт в квартире на свои собственные деньги, поскольку с Алексеевой Т.В. у неё была договоренность о том, что когда та оформит свои права на квартиру, то перепишет её ей – Богдановой Н.А.
Кузнецова З.А., Синицына М.А., будучи привлеченными к участию в деле по иску Алексеевой Т.А. в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований, а также являющиеся ответчиками по встречному иску Богдановой Н.А., в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований Богдановой Н.А., просили отказать в иске Алексеевой Т.А., по мотивам того, что наследодатель Андреева В.С. при жизни желала, чтобы квартира перешла в собственность Богдановой Н.А. и Синицыной М.А.
Герасимов Н.А., Андреев В.А., будучи привлеченными к участию в деле по иску Алексеевой Т.А. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, а также являющиеся ответчиками по встречному иску Богдановой Н.А., в суд не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, возражений против иска суду не представили. Герасимов Н.А. представил суду письменные пояснения, согласно которых просил удовлетворить исковые требования Богдановой Н.А.
Выслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав доказательства по делу, суд находит, что исковые требования Алексеевой Т.А. подлежат удовлетворению в полном объеме, а в удовлетворении встречного иска Богдановой Н.А. следует отказать, по следующим основаниям.
Судом установлено, что Андреева Валентина Семеновна, умершая 08.10.2008 года, имела при жизни в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес> и земельный участок с кадастровым номером 24:35:0530501:172 площадью 4600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
При жизни, 15.05.2000 года, Андреева В.С. составила завещание, в котором завещала все свое имущество своей внучке Алексеевой Т.В. До своей смерти данное завещание она не отменила и не изменила.
После смерти Андреевой В.С. наследник по завещанию Алексеева Т.В. вступила в фактическое владение частью наследственного имущества, распорядившись им, дав разрешение другой внучке наследодателя, Богдановой Н.А., проживать в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, а Богданова Н.А. обязалась в свою очередь за пользование жилым помещением оплачивать жилищно-коммунальные услуги, следить за сохранностью жилого помещения.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти Андреевой В.С. (л..10); копией договора от 25.08.1995 года о передаче квартиры в собственность Андреевой В.С. (л.д.6-7); справкой о переадресации (л.д.15); кадастровым паспортом квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.8-9); свидетельством о праве собственности на земельный участок и выпиской из решения Нахвальского сельского Совета народных депутатов от 16.12.1992 года №68 о предоставлении в собственность Андреевой В.С. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.32,33); копией завещания от 15.05.2000 года, и справкой администрации Нахвальского сельсовета о том, что данное завещание не отменялось и не изменялось (л.д.12-14).
У наследодателя Андреевой В.С. после смерти остались наследники по закону - её дети Кузнецова З.А. (свидетельства о рождении и браке л.д.29,30), Герасимов Н.А., Андреев В.А., а также дети её дочери Синицыной Г.А., умершей раньше Андреевой В.С. (свидетельства о рождении и браке л.д.75,76, свидетельство о смерти л.д.81) – Синицина М.А. и Богданова Н.А. (свидетельства о рождении и о браке л.д.77,78).
Из вышеприведенных наследников после смерти Андреевой В.С. к нотариусу обратилась в течение шести месяцев Кузнецова З.А., а также, пропустив установленный законом шестимесячный срок обращения, Алексеева Т.В.. Никому из обратившихся свидетельство о праве на наследство нотариусом выдано не было (копия наследственного дела л.д.24-39).
Согласно ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления. В силу положений ч.1 ст. 1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных и делится между ними поровну.
На основании ч.1ст.1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.
Согласно ч.2 ст. 1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
На основании требований ч.ч. 1, 2, 4 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу положений ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных ч. 2 ст.1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Анализируя установленные по делу обстоятельства суд приходит к выводу, что именно Алексеева Т.В., дав разрешение проживать в квартире Богдановой Н.А., фактически осуществила действия по управлению наследственным имуществом, сохранению его в надлежащем состоянии, проявляла свое отношение к наследственному имуществу как к собственному. В то же время Богданова Н.А., утверждающая в заявленных исковых требованиях, что она фактически приняла наследство, не проявляла такого отношения к наследственному имуществу, поскольку проживая в жилом помещении, оплачивая жилищно-коммунальные услуги, производя ремонт квартиры, она полагала вплоть до обращения в суд, что она не имеет наследственных прав на данное наследственное имущество, а проживает в нем с разрешения законного наследника.
Именно так Богданова Н.А. пояснила в судебном заседании, будучи допрошенной в качестве свидетеля, до её привлечения судом к участию в деле в качестве третьего лица (протокол судебного заседания л.д.47). Впоследствии частично изменив свои пояснения.
Факт распоряжения истицей Алексеевой Т.В. наследственным имуществом непосредственно после смерти наследодателя Андреевой В.С. подтверждается также показаниями свидетелей Савкиной Н.В., Андреевой В.В., показавшими в судебном заседании, что через несколько дней после похорон Андреевой В.С. Богданова Н.А. обратилась с просьбой к Алексеевой Т.В. разрешить ей проживать в завещанной наследнику Алексеевой Т.В. квартире, и та дала свое согласие. Впоследствии Алексеева Т.В. пыталась принимала меры к оформлению своих прав на наследство, что было для нее проблематично в виду, как она пояснила в суде, затруднительного материального положения.
То обстоятельство, что Богданова Н.А. не относилась к наследству как своему собственному, подтверждается также и тем, что она в качестве члена семьи своего супруга Богданова С.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 06.03.2015 года, что подтверждается постановлением администрации Нахвальского сельсовета от 06.03.2015 года №40, из текста которого следует, что каких-либо сведений о наличии в собственности, либо в пользовании у членов семьи Богданова С.В. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, не указано.
Эти же данные пояснил в судебном заседании свидетель Богданов С.В., показавший, что проживая в наследственной спорной квартире ни он, ни его супруга не относились к ней как к своей собственной, и именно поэтому встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку считали, что не имеют своего жилья.
Богданова Н.А. представила квитанции об оплате за электроэнергию, свидетельствующие об отсутствии задолженности. При этом судом установлено, что Алексеева Т.В. контролировала своевременность оплаты Богдановой Н.А. жилищно-коммунальных услуг, обращаясь в ПОА «Красноярскэнергосбыт» по вопросам начислений и оплат за наследственную квартиру, что подтверждается письмом ПОА «Красноярскэнергосбыт» от 27.10.2015 года № 010/7.2-876.
Таким образом, судом установлено, что Богданова Н.А., проживая в жилом помещении, являющемся наследственным имуществом, не проявляла своего отношения к нему как к своему собственному, считала, что не имеет прав на него, полагая, что не является наследником Андреевой В.С.
В то же время Алексеева Т.В. представила суду доказательства, что после смерти наследодателя она стала управлять наследственным имуществом и распорядилась им, дав разрешение Богдановой Н.А. на проживание в наследственном имуществе, следя за его сохранностью, своевременной оплатой счетов. Тем самым судом установлено, что Алексеева Т.В., являясь единственным наследником Андреевой В.С. по завещанию фактически приняла наследство Андреевой В.С., в установленные законом сроки вступив в управление наследственным имуществом в виде квартиры, расположенной по адресу <адрес>
Поскольку судом достоверно установлен факт принятия Алексеевой Т.В. части наследства Андреевой В.С., за ней следует признать право собственности в порядке наследования в силу требований ч.2ст.1152 ГК РФ на все наследство Андреевой В.С., в связи с чем исковые требования Алексеевой Т.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Алексеевой Татьяны Викторовны к администрации Нахвальского сельсовета о признании права собственности на наследственное имущество удовлетворить.
Признать за Алексеевой Татьяной Викторовной право собственности в порядке наследования на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> и земельный участок с кадастровым номером 24:35:0530501:172 площадью 4600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В удовлетворении встречного иска Богдановой Натальи Александровны – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Сухобузимский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2015 года.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья Сухобузимского районного суда М.П.Русина