Дело №2-5046/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2016 года Коминтерновский районный суд города Воронежа
в составе председательствующего судьи Ятленко В.В.,
при секретаре Назаровой И.А.,
с участием истцов Помаза В.А., Помаз И.Н., представителя ответчика Антонова И.С., представителя третьего лица Алексеевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Помаза В.А., Помаз И.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Районное эксплуатационное предприятие-101» о признании незаконными действий по передаче полномочий исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Помаз В.А., Помаз И.Н. обратились в Коминтерновский районный суд г. Воронежа с исковым заявлением к ООО УК «РЭП-101» о признании действий управляющей компании ООО УК «РЭП-101» по передаче своих полномочий исполнителя коммунальных услуг по электроснабжению и холодной воде по дому <адрес> ресурсоснабжающим организациям «ТНСэнерго Воронеж» и ООО «РВК-Воронеж» незаконными; об обязании ООО УК «РЭП-101» быть одним исполнителем коммунальных услуг <адрес>; о признании действий ООО УК «РЭП-101» по начислению объемов коммунальных услуг по электроэнергии и холодной воде на общедомовые нужды незаконными и обязании управляющей компании пересчитать по <адрес> объемы потребления указанных коммунальных услуг с 1 октября 2014 года по май 2016 года включительно согласно нормативам; о взыскании с ООО УК «РЭП-101» в пользу Помаза В.А. компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, в пользу Помаз И.Н. компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками (по ? доли) <адрес> на основании свидетельств о государственной регистрации права (№) и (№) от 10 января 2002 года.
Управлением домом (№), содержанием и обслуживанием общего имущества, а также предоставлением коммунальных услуг занимается управляющая компания ООО УК «РЭП-101», избранная общим собранием собственников <адрес> 12.03.2012 года в качестве управляющей организации.
Плату за жилые помещения и коммунальные услуги этим же общим собранием собственников дома решено вносить на счета ООО УК «РЭП-101», как исполнителя коммунальных услуг.
Дом оснащен общедомовыми приборами учета коммунальных услуг по электроэнергии и холодной воде.
В полученном счете за май месяц 2015 года для внесения платы за жилое помещение и предоставленные коммунальные услуги, исполнителями коммунальных услуг объявлены три организации: ООО «РВК-Воронеж», ОАО «ВОР энергосбыт компания», ООО УК «РЭП-101» (при одном штрихе коде на три компании). Управляющая компания ООО УК «РЭП-101» передала свои полномочия исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям, что, по мнению истцов, является грубым нарушением требований ст. 161, пункта 9 ЖК РФ.
В предварительном судебном заседании к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «РВК-Воронеж», ПАО «ТНС энерго Воронеж».
Впоследствии истцы дополнили исковые требования и просили суд в их исковом заявлении в части «Прошу суд» в пункте 2 внести изменения. После слов в предложении «обязать управляющую компанию пересчитать по <адрес> объемы потребления указанных коммунальных услуг с 1 октября 2014 года» продолжить «по день принятия решения суда, согласно нормативов, исключить все требования по долгам и в дальнейшем начисление платы на общедомовые нужды производить согласно постановления Правительства РФ от 16.06.2013 года (№) в размере, не превышающем объемы коммунальных услуг, рассчитанных по нормативам потребления на ОДН».
В судебном заседании истцы Помаз В.А., Помаз И.Н. поддержали заявленные исковые требования и настаивали на их удовлетворении.
Представитель ООО УК «РЭП-101» Антонов И.С. возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что договоры с ресурсоснабжающими организациями расторгнуты.
Представитель третьего лица Алексеева Н.С. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд, выслушав истцов, представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы гражданского дела, находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы являются собственниками (по ? доли) <адрес> на основании свидетельств о государственной регистрации права (№) и (№) от 10 января 2002 года.
Собственниками многоквартирного <адрес> избран способ управления многоквартирным домом в виде управляющей компании - ООО Управляющая организация «Районное Эксплуатационное Предприятие-101».
В соответствии с требованиями ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг граждан, проживающих в таком доме по стандартам и правилам, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно N 261-ФЗ в редакции от 07.06.2013 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Таким образом, управляющая компания в силу закона обязана решать вопросы обеспечения граждан коммунальными услугами, и обязана проводить мероприятия по энергосбережению.
ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории городского округа город Воронеж с 01.01.2010 г. на основании приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 25.12.2009 г(№) и Информации УРТ Воронежской области от 29.12.2009 года.
В силу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011 г (далее Правила N 354), исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном <адрес> являлась ООО УК «РЭП-101». ОАО «ВЭСК» выступал в качестве ресурсоснабжающей организации, осуществляя продажу коммунальных ресурсов.
Согласно письму ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» от 15.09.2014 года обязательства по обслуживанию потребителей ООО УК «РЭП-101» с (ДД.ММ.ГГГГ) перешли к ОАО "Воронежская энергосбытовая компания". ОАО "ВЭСК" выставляет потребителям ООО УК «РЭП-101» общедомовые расходы, начиная с 01.10.2014 г.
Поставка электрической энергии в вышеуказанный дом осуществлялась на основании договора энергоснабжения (№) от 08.08.2012 года и (№) от 08.08.2012 года, заключенного между ОАО "ВЭСК" (Гарантирующий поставщик) и ООО УК «РЭП-101».
В связи с задолженностью ООО УК «РЭП-101» перед ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» за поставленную электрическую энергию, установленную вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области, и в соответствии с п.53 Основных Положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года (№), ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» 15.09.2014 года уведомило ООО УК «РЭП-101» о расторжении с 01.10.2014 года договоров поставки электрической энергии (№) от 08.08.2012 года и (№) от 08.08.2012 года.
После чего ОАО «Воронежская энергосбытовая компания», фактически предоставляя услугу электроснабжения на общедомовые нужды собственникам жилых помещений в многоквартирном <адрес>, производит начисление и выставление платы за нее.
На основании решения общего собрания акционеров (Протокол ГОСА от 11 июня 2015 года) и в соответствии с нормами главы 4 ГК РФ ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» сменила наименование юридического лица. Указанные изменения зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц 30 июня 2015 года (ГРН 2153668425568). Полное фирменное наименование на русском языке – Публичное акционерное общество «ТНС энерго Воронеж». Сокращенное фирменное наименование на русском языке – ПАО «ТНС энерго Воронеж».
Также между ООО «РВК-Воронеж» и ОАО УК «РЭП-101» с 01.06.2012 года заключен договор водоснабжения и водоотведения (№).
В связи с тем, что по состоянию на 25.08.2014 года задолженность ОАО УК «РЭП-101» за услуги водоснабжения и водоотведения превышала стоимость коммунального ресурса за три расчетных периода, ООО «РВК-Воронеж» уведомило ОАО УК «РЭП-101» о том, что с 01 сентября 2014 года ООО «РВК-Воронеж» переходит на непосредственные расчеты с гражданами, проживающими в домах, находящихся на обслуживании в ОАО УК «РЭП-101».
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям
В соответствии с пунктом 14 указанных Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией; управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
На основании пункта 15 тех же Правил, товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме также не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
В силу подпункта "б" пункта 17 указанных Правил, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в вышеприведенных пунктах 14 и 15 настоящих Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Из буквального толкования указанных норм следует, что предоставление коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме осуществляется не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией, товариществом, кооперативом с ресурсоснабжающей организацией, и если договор о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией расторгнут, то данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу пункта 8 названных Правил, ресурсоснабжающая организация фактически осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (статья 39 Федерального закона "Об электроэнергетике").
В соответствии с пунктом 40 данных Правил, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в составе платы за коммунальные услуги, отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно положения части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
С учетом изложенных норм и поскольку с ПАО «ТНС энерго Воронеж» и с ООО «РВК-Воронеж» договоры энергоснабжения и водоснабжения расторгнуты, а в силу пункта 30 вышеуказанных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что действия управляющей компании ООО УК «РЭП-101» по передаче своих полномочий исполнителя коммунальных услуг по электроснабжению и холодной воде по дому <адрес> ресурсоснабжающим организациям «ТНСэнерго Воронеж» и ООО «РВК-Воронеж» по начислению и взиманию платы за электроэнергию и воду, потребленную на общедомовые нужды, при отсутствии заключенного между ресурсоснабжающими организациями и управляющей организацией (товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами) соответствующего договора об энергоснабжении и водоснабжении являются правомерными.
При этом расторжение с ПАО «ТНС энерго Воронеж» и ООО «РВК-Воронеж» договоров не должно повлечь освобождение потребителей в безусловном порядке от оплаты электроэнергии и воды, потребленной на общедомовые нужды.
Истцами не оспаривается, что третьи лица выполняют свои обязанности по поставке электроэнергии и воды. При этом судом не установлено, что существующий в многоквартирном доме способ оплаты общедомового энергопотребления и водопотребления не обеспечивает эффективное использование подаваемой ответчиком электроэнергии и воды в доме, что данный способ является противоправным, нарушающим права истцов, которые на данные обстоятельства и не ссылаются, полагая о том, что оплачивать общедомовое потребление электроэнергии и воды они должны управляющей организации. Не установлено судом, что избранный способ оплаты за общедомовое потребление энергии, воды приводит к необоснованно завышенному объему потребления электроэнергии, воды, оплата которой ложится на истцов, в частности, а оплата за электроэнергию и воду управляющей компании является единственно верным способом, при котором исключается возможность необоснованного завышения объема потребляемой электроэнергии, что истцы при этом способе будут обязаны меньше платить за данную услугу.
Не оспаривается, что в доме установлены общедомовые приборы учета потребления электроэнергии и вды. В соответствии с N 261-ФЗ в редакции от 07.06.2013 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жильцы многоквартирных домов, в которых установлены общедомовые приборы учета потребления электроэнергии, в том числе и энергоснабжающей организацией за свой счет, обязаны оплачивать расходы на электрическую энергию, израсходованную в местах общего пользования согласно показаниям расчетных приборов учета за фактически потребленные ресурсы, что следует из требований ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Данными же Правилами предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг вправе привлекать на основании соответствующего договора организацию или индивидуального предпринимателя для снятия показаний индивидуальных, общих, коллективных приборов учета, а также осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Действующее законодательство допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям электроэнергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме в случае, предусмотренном п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (далее Положения N 442).
Так, п. 53 Положений N 442 предусмотрено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем коммунальных услуг обязательств по оплате электрической энергии Гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. При этом для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание, организованное в установленном разделом II Основных положений порядке.
В связи с ненадлежащим исполнением ООО УК «РЭП-101» обязательств по оплате поставленной электроэнергии, воды, руководствуясь вышеуказанной нормой, «ТНС энерго Воронеж» и ООО «РВК-Воронеж» осуществляют с указанных выше дат выставление платежных документов как за электроэнергию и воды в жилых помещениях, так и электроэнергию и воду на общедомовые нужды.
Учитывая вышеизложенное, у суда не имеется оснований для удовлетворении иска Помаз В.А., Помаз И.Н. к ООО УК «РЭП-101» о признании незаконными действий по передаче своих полномочий исполнителя коммунальных услуг по электроснабжению и холодной воде по дому <адрес> ресурсоснабжающим организациям «ТНС энерго Воронеж» и ООО «РВК-Воронеж», то не подлежат удовлетворению и требования истцов об обязании ответчика произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, поскольку данные требования являются производными от первоначальных требований. Также при рассмотрении дела судом не установлено нарушение прав потребителя.
Также суд считает, что иск Помаз В.А. и Помаз И.Н. к ООО УК «РЭП-101» о признании действий ООО УК «РЭП-101» по начислению объемов коммунальных услуг по электроэнергии и холодной воде на общедомовые нужды незаконными и обязать управляющую компанию пересчитать по <адрес> объемы потребления указанных коммунальных услуг с 1 октября 2014 года по день вынесения решения суда включительно согласно нормативам, заявлен к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Помазу В.А., Помаз И.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Районное эксплуатационное предприятие-101» о признании незаконными действий по передаче полномочий исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись В.В. Ятленко
Дело №2-5046/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2016 года Коминтерновский районный суд города Воронежа
в составе председательствующего судьи Ятленко В.В.,
при секретаре Назаровой И.А.,
с участием истцов Помаза В.А., Помаз И.Н., представителя ответчика Антонова И.С., представителя третьего лица Алексеевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Помаза В.А., Помаз И.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Районное эксплуатационное предприятие-101» о признании незаконными действий по передаче полномочий исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Помаз В.А., Помаз И.Н. обратились в Коминтерновский районный суд г. Воронежа с исковым заявлением к ООО УК «РЭП-101» о признании действий управляющей компании ООО УК «РЭП-101» по передаче своих полномочий исполнителя коммунальных услуг по электроснабжению и холодной воде по дому <адрес> ресурсоснабжающим организациям «ТНСэнерго Воронеж» и ООО «РВК-Воронеж» незаконными; об обязании ООО УК «РЭП-101» быть одним исполнителем коммунальных услуг <адрес>; о признании действий ООО УК «РЭП-101» по начислению объемов коммунальных услуг по электроэнергии и холодной воде на общедомовые нужды незаконными и обязании управляющей компании пересчитать по <адрес> объемы потребления указанных коммунальных услуг с 1 октября 2014 года по май 2016 года включительно согласно нормативам; о взыскании с ООО УК «РЭП-101» в пользу Помаза В.А. компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, в пользу Помаз И.Н. компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками (по ? доли) <адрес> на основании свидетельств о государственной регистрации права (№) и (№) от 10 января 2002 года.
Управлением домом (№), содержанием и обслуживанием общего имущества, а также предоставлением коммунальных услуг занимается управляющая компания ООО УК «РЭП-101», избранная общим собранием собственников <адрес> 12.03.2012 года в качестве управляющей организации.
Плату за жилые помещения и коммунальные услуги этим же общим собранием собственников дома решено вносить на счета ООО УК «РЭП-101», как исполнителя коммунальных услуг.
Дом оснащен общедомовыми приборами учета коммунальных услуг по электроэнергии и холодной воде.
В полученном счете за май месяц 2015 года для внесения платы за жилое помещение и предоставленные коммунальные услуги, исполнителями коммунальных услуг объявлены три организации: ООО «РВК-Воронеж», ОАО «ВОР энергосбыт компания», ООО УК «РЭП-101» (при одном штрихе коде на три компании). Управляющая компания ООО УК «РЭП-101» передала свои полномочия исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям, что, по мнению истцов, является грубым нарушением требований ст. 161, пункта 9 ЖК РФ.
В предварительном судебном заседании к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «РВК-Воронеж», ПАО «ТНС энерго Воронеж».
Впоследствии истцы дополнили исковые требования и просили суд в их исковом заявлении в части «Прошу суд» в пункте 2 внести изменения. После слов в предложении «обязать управляющую компанию пересчитать по <адрес> объемы потребления указанных коммунальных услуг с 1 октября 2014 года» продолжить «по день принятия решения суда, согласно нормативов, исключить все требования по долгам и в дальнейшем начисление платы на общедомовые нужды производить согласно постановления Правительства РФ от 16.06.2013 года (№) в размере, не превышающем объемы коммунальных услуг, рассчитанных по нормативам потребления на ОДН».
В судебном заседании истцы Помаз В.А., Помаз И.Н. поддержали заявленные исковые требования и настаивали на их удовлетворении.
Представитель ООО УК «РЭП-101» Антонов И.С. возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что договоры с ресурсоснабжающими организациями расторгнуты.
Представитель третьего лица Алексеева Н.С. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд, выслушав истцов, представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы гражданского дела, находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы являются собственниками (по ? доли) <адрес> на основании свидетельств о государственной регистрации права (№) и (№) от 10 января 2002 года.
Собственниками многоквартирного <адрес> избран способ управления многоквартирным домом в виде управляющей компании - ООО Управляющая организация «Районное Эксплуатационное Предприятие-101».
В соответствии с требованиями ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг граждан, проживающих в таком доме по стандартам и правилам, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно N 261-ФЗ в редакции от 07.06.2013 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Таким образом, управляющая компания в силу закона обязана решать вопросы обеспечения граждан коммунальными услугами, и обязана проводить мероприятия по энергосбережению.
ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории городского округа город Воронеж с 01.01.2010 г. на основании приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 25.12.2009 г(№) и Информации УРТ Воронежской области от 29.12.2009 года.
В силу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011 г (далее Правила N 354), исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном <адрес> являлась ООО УК «РЭП-101». ОАО «ВЭСК» выступал в качестве ресурсоснабжающей организации, осуществляя продажу коммунальных ресурсов.
Согласно письму ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» от 15.09.2014 года обязательства по обслуживанию потребителей ООО УК «РЭП-101» с (ДД.ММ.ГГГГ) перешли к ОАО "Воронежская энергосбытовая компания". ОАО "ВЭСК" выставляет потребителям ООО УК «РЭП-101» общедомовые расходы, начиная с 01.10.2014 г.
Поставка электрической энергии в вышеуказанный дом осуществлялась на основании договора энергоснабжения (№) от 08.08.2012 года и (№) от 08.08.2012 года, заключенного между ОАО "ВЭСК" (Гарантирующий поставщик) и ООО УК «РЭП-101».
В связи с задолженностью ООО УК «РЭП-101» перед ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» за поставленную электрическую энергию, установленную вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области, и в соответствии с п.53 Основных Положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года (№), ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» 15.09.2014 года уведомило ООО УК «РЭП-101» о расторжении с 01.10.2014 года договоров поставки электрической энергии (№) от 08.08.2012 года и (№) от 08.08.2012 года.
После чего ОАО «Воронежская энергосбытовая компания», фактически предоставляя услугу электроснабжения на общедомовые нужды собственникам жилых помещений в многоквартирном <адрес>, производит начисление и выставление платы за нее.
На основании решения общего собрания акционеров (Протокол ГОСА от 11 июня 2015 года) и в соответствии с нормами главы 4 ГК РФ ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» сменила наименование юридического лица. Указанные изменения зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц 30 июня 2015 года (ГРН 2153668425568). Полное фирменное наименование на русском языке – Публичное акционерное общество «ТНС энерго Воронеж». Сокращенное фирменное наименование на русском языке – ПАО «ТНС энерго Воронеж».
Также между ООО «РВК-Воронеж» и ОАО УК «РЭП-101» с 01.06.2012 года заключен договор водоснабжения и водоотведения (№).
В связи с тем, что по состоянию на 25.08.2014 года задолженность ОАО УК «РЭП-101» за услуги водоснабжения и водоотведения превышала стоимость коммунального ресурса за три расчетных периода, ООО «РВК-Воронеж» уведомило ОАО УК «РЭП-101» о том, что с 01 сентября 2014 года ООО «РВК-Воронеж» переходит на непосредственные расчеты с гражданами, проживающими в домах, находящихся на обслуживании в ОАО УК «РЭП-101».
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям
В соответствии с пунктом 14 указанных Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией; управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
На основании пункта 15 тех же Правил, товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме также не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
В силу подпункта "б" пункта 17 указанных Правил, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в вышеприведенных пунктах 14 и 15 настоящих Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Из буквального толкования указанных норм следует, что предоставление коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме осуществляется не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией, товариществом, кооперативом с ресурсоснабжающей организацией, и если договор о приобретении коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией расторгнут, то данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
При этом в силу пункта 8 названных Правил, ресурсоснабжающая организация фактически осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (статья 39 Федерального закона "Об электроэнергетике").
В соответствии с пунктом 40 данных Правил, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в составе платы за коммунальные услуги, отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно положения части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
С учетом изложенных норм и поскольку с ПАО «ТНС энерго Воронеж» и с ООО «РВК-Воронеж» договоры энергоснабжения и водоснабжения расторгнуты, а в силу пункта 30 вышеуказанных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что действия управляющей компании ООО УК «РЭП-101» по передаче своих полномочий исполнителя коммунальных услуг по электроснабжению и холодной воде по дому <адрес> ресурсоснабжающим организациям «ТНСэнерго Воронеж» и ООО «РВК-Воронеж» по начислению и взиманию платы за электроэнергию и воду, потребленную на общедомовые нужды, при отсутствии заключенного между ресурсоснабжающими организациями и управляющей организацией (товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами) соответствующего договора об энергоснабжении и водоснабжении являются правомерными.
При этом расторжение с ПАО «ТНС энерго Воронеж» и ООО «РВК-Воронеж» договоров не должно повлечь освобождение потребителей в безусловном порядке от оплаты электроэнергии и воды, потребленной на общедомовые нужды.
Истцами не оспаривается, что третьи лица выполняют свои обязанности по поставке электроэнергии и воды. При этом судом не установлено, что существующий в многоквартирном доме способ оплаты общедомового энергопотребления и водопотребления не обеспечивает эффективное использование подаваемой ответчиком электроэнергии и воды в доме, что данный способ является противоправным, нарушающим права истцов, которые на данные обстоятельства и не ссылаются, полагая о том, что оплачивать общедомовое потребление электроэнергии и воды они должны управляющей организации. Не установлено судом, что избранный способ оплаты за общедомовое потребление энергии, воды приводит к необоснованно завышенному объему потребления электроэнергии, воды, оплата которой ложится на истцов, в частности, а оплата за электроэнергию и воду управляющей компании является единственно верным способом, при котором исключается возможность необоснованного завышения объема потребляемой электроэнергии, что истцы при этом способе будут обязаны меньше платить за данную услугу.
Не оспаривается, что в доме установлены общедомовые приборы учета потребления электроэнергии и вды. В соответствии с N 261-ФЗ в редакции от 07.06.2013 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жильцы многоквартирных домов, в которых установлены общедомовые приборы учета потребления электроэнергии, в том числе и энергоснабжающей организацией за свой счет, обязаны оплачивать расходы на электрическую энергию, израсходованную в местах общего пользования согласно показаниям расчетных приборов учета за фактически потребленные ресурсы, что следует из требований ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Данными же Правилами предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг вправе привлекать на основании соответствующего договора организацию или индивидуального предпринимателя для снятия показаний индивидуальных, общих, коллективных приборов учета, а также осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Действующее законодательство допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям электроэнергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме в случае, предусмотренном п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (далее Положения N 442).
Так, п. 53 Положений N 442 предусмотрено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем коммунальных услуг обязательств по оплате электрической энергии Гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. При этом для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание, организованное в установленном разделом II Основных положений порядке.
В связи с ненадлежащим исполнением ООО УК «РЭП-101» обязательств по оплате поставленной электроэнергии, воды, руководствуясь вышеуказанной нормой, «ТНС энерго Воронеж» и ООО «РВК-Воронеж» осуществляют с указанных выше дат выставление платежных документов как за электроэнергию и воды в жилых помещениях, так и электроэнергию и воду на общедомовые нужды.
Учитывая вышеизложенное, у суда не имеется оснований для удовлетворении иска Помаз В.А., Помаз И.Н. к ООО УК «РЭП-101» о признании незаконными действий по передаче своих полномочий исполнителя коммунальных услуг по электроснабжению и холодной воде по дому <адрес> ресурсоснабжающим организациям «ТНС энерго Воронеж» и ООО «РВК-Воронеж», то не подлежат удовлетворению и требования истцов об обязании ответчика произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, поскольку данные требования являются производными от первоначальных требований. Также при рассмотрении дела судом не установлено нарушение прав потребителя.
Также суд считает, что иск Помаз В.А. и Помаз И.Н. к ООО УК «РЭП-101» о признании действий ООО УК «РЭП-101» по начислению объемов коммунальных услуг по электроэнергии и холодной воде на общедомовые нужды незаконными и обязать управляющую компанию пересчитать по <адрес> объемы потребления указанных коммунальных услуг с 1 октября 2014 года по день вынесения решения суда включительно согласно нормативам, заявлен к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Помазу В.А., Помаз И.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Районное эксплуатационное предприятие-101» о признании незаконными действий по передаче полномочий исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающим организациям, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись В.В. Ятленко