Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1960/2018 ~ М-1993/2018 от 01.11.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара «12» декабря 2018 года

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Гараевой Р.Р.,

при секретаре Шариповой О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2а–1960/18 по административному исковому заявлению Кожевниковой Т.М., Кожевникова А.В. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

УСТАНОВИЛ:

Кожевникова Т.М. и Кожевников А.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от 12.10.2018 г. № РД-1614 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков»; возложении обязанности на Департамент градостроительства городского округа Самара согласовать схему расположения участка и заключить соглашение о перераспределении земельных участков по заявлению истцов от 17.11.2017 г., зарегистрированного под № СП-9/5770.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересован лиц привлечены Администрация г.о. Самара и Администрация Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара.

В судебном заседании представитель истцов Кожевниковой Т.М. и Кожевникова А.В. по доверенности Баранов А.В.доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал. Пояснил, что Кожевниковой Т.М. и Кожевникову А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером 63:01:0410008:507, площадью 1141 кв.м, расположенный по адресу:
г. Самара, Куйбышевский район, ул. Обувная, 126. Кожевникова Т.М. и Кожевников А.В. обратились в Департамент градостроительства
г.о. Самара о перераспределении принадлежащего им земельного участка и прилегающего к нему земельного участка площадью 299 кв.м. После перераспределения земельных участков, общая площадь вновь образованного участка будет составлять 1440 кв.м. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.12.2018 г. № РД-2629 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что образуемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования и находится в пределах санитарной зоны (500 метров) мусоросжигательных, мусоросортировочных и мусороперерабатывающих объектов мощностью до 40 тыс. т/год со ссылкой на п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов», согласно которому санитарно-защитная зона составляет 500 метров. Кожевникова Т.М. и Кожевников А.В. обжаловали вышеуказанный отказ в судебном порядке, вследствие чего на основании решения Куйбышевского районного суда г. Самары от 19.04.2018 г., вступившим в законную силу на основании Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 26.06.2018 г., признано незаконным Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 18.12.2017 № РД-2629 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» с возложением на Департамент градостроительства городского округа Самара обязанности возобновить рассмотрение заявления Кожевниковой Т.М. и Кожевникова А.В. от 17.11.2017 года о перераспределении земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0410008:507, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Обувная, 126. В нарушении тридцатидневного срока рассмотрения заявления предусмотренного п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ, Департамент градостроительства г.о. Самара вынес Распоряжение от 12.10.2018 г. № РД-1614 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», которым повторно отказал Кожевниковой Т.М. и Кожевникову А.В. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Основанием для отказа является: возможность образования самостоятельного земельного участка без нарушений требований, предусмотренных Земельным кодексом РФ. С данным основанием отказа Кожевникова Т.М. и Кожевников А.В. не согласны, поскольку Департамент градостроительства г.о. Самара не указал, каким образом возможно образовать самостоятельный земельный участок. Кроме того, основание «возможность образовать самостоятельный земельный участок» является третьим основанием, которое не было указано в первоначальном отказе департамента. Однако п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ закрепляет, что решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа. Таким образом, законодательство ограничивает уполномоченные органы в вынесении бесконечных отказов по одному заявлению о перераспределении земельных участков по новым и новым основаниям. Образование самостоятельного земельного участка будет препятствием к его рациональному использованию согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, так как доступ к испрашиваемому земельному участку возможен только через принадлежащий Кожевниковой Т.М. и Кожевникову А.В. земельный участок, поэтому необходимо образовать единый участок путем перераспределения. Соглашение о перераспределении земельных участков или образовании земельных участков предполагает последующий выкуп земельного участка, что является фактически куплей продажей, но с разными условиями выкупа. Если образовать испрашиваемый земельный участок как самостоятельный земельный участок, необходимо увеличить количество покупаемого объекта, а соответственно увеличивается и стоимость земельного участка. Однако навязывание Департаментом градостроительства г.о. Самара выкупить больший объем земельного участка ущемляет права Кожевниковой Т.М. и Кожевникова А.В. как потребителей.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности Баранова Е.В. с административным исковым заявлением Кожевниковых Т.М. и А.В. не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители заинтересованных лиц Администрации г.о. Самараи Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления Кожевниковой Т.М. и Кожевникова А.В.

В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.

Статья 39.1 Земельного кодекса РФ содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно пункту 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).

Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что перераспределение земель является способом образования земельных участков, но не отнесено законодателем к самостоятельным основаниям для предоставления земельного участка и не заменяет порядка и оснований их предоставления.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Исходя из анализа пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ можно сделать вывод, что одним из принципов перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, является приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ и чересполосицы.

Согласно пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим, препятствующим рациональному использованию и охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ
при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 74 от 25.09.2007 года введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Согласно п.7.1.12 указанных СанПиН мусоросжигательные, мусоросортировочные и мусороперерабатывающие объекты мощностью до 40 тыс. т/год., относятся к II классу, санитарно-защитная зона
500 метров; мусороперегрузочные станции относятся к IV классу опасности и санитарно-защитная зона составляет 100 м.

Из материалов дела видно, что Кожевниковой Т.М. и Кожевникову А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью <...> кв.м. и жилой дом с кадастровым номером , расположенные по адресу: Самарская область, <адрес>, что подтверждено Выписками из ЕГРН от 23.10.2017 г.

17 ноября 2017 года Кожевниковы Т.М. и А.В. обратилась к Главе городского округа Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а именно, перераспределении принадлежащего заявителям земельного участка с кадастровым номером и земельного участка площадью <...> кв.м.

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь земельных участков составляет 1440 кв.м. и 299 кв.м.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.12.2017 г. № РД-2629 отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что образуемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, а также находится в пределах санитарной зоны мусоросжигательных, мусоросортировочных и мусороперерабатывающих объектов мощностью до 40 тыс. т/год со ссылкой на п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов», согласно которому санитарно-защитная зона составляет 500 метров.

На основании решения Куйбышевского районного суда
г. Самары от 19.04.2018 г., вступившего в законную силу на основании Апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 26.06.2018 г., признано незаконным Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 18.12.2017 № РД-2629 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» с возложением на Департамент градостроительства городского округа Самара обязанности возобновить рассмотрение заявления Кожевниковой Т.М. и Кожевникова А.В. от 17.11.2017 года о перераспределении земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно Распоряжения от 12.10.2018 г. № РД-1614 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», Департамент градостроительства г.о. Самара повторно отказал Кожевниковой Т.М. и Кожевникову А.В. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Основанием для отказа является: возможность образования самостоятельного земельного участка без нарушений требований, предусмотренных Земельным кодексом РФ.

Согласно Выписке из ЕГРН от 23.10.2017 г., земельный участок площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования: для размещения индивидуального жилого дома. Ограничения и обременения в использовании отсутствуют, сведения об объекта недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

Из представленных административным ответчиком документов следует, что расстояние между границами образуемого земельного участка до границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, вблизи городских очистительных канализационных сооружений (ГОКС), разрешенный вид использования «для строительства мусороперерабатывающей станции», приблизительно 222 м. При перераспределении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0410008:507 расстояние вновь образованного земельного участка до производственных объектов Городских очистительных канализационных сооружений (ГОКС) по адресу: Самарская область,
<адрес>, составляет более 600 м., что соответствует требованиям к санитарно-защитной зоне, установленной для ГОКС.

В судебном заседании представитель административного ответчика не смог дать пояснения суду относительно информации, содержащейся в оспариваемом распоряжении, а именно, в части возможных оснований образования нового земельного участка.

Разрешая спор по существу, учитывая требования закона, установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что обжалуемое распоряжение вынесено Департаментом градостроительства г.о. Самара в пределах своих полномочий, однако основания отказа в перераспределении земельных участков, изложенные в данном распоряжении, являются необоснованными.

Требования административных истцов в части возложения обязанности на Департамент градостроительства городского округа Самара согласовать схему расположения участка и заключить соглашение о перераспределении земельных участков по заявлению истцов от 17.11.2017 г., зарегистрированного под № СП-9/5770 сводятся к возложению обязанности возобновить рассмотрение заявления от 17.11.2017 года по существу, вследствие чего данные требования подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кожевниковой Т.М. и Кожевникова А.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 12.10.2018 № РД-1614 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» и возложить на Департамент градостроительства городского округа Самара обязанность возобновить рассмотрение заявления Кожевниковой Т.М. и Кожевникова А.В. от 17.11.2017 года о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

В остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Куйбышевского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17.12.2018 года.

Председательствующий: Р.Р. Гараева

2а-1960/2018 ~ М-1993/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кожевникова Т.М.
Кожевников А.В.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Администрация г.о. Самара
Баранов А.В.
Администрация Куйбышевского внутригородского района г,С амары
Баранова Е.В.
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Гараева Р. Р.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
01.11.2018Регистрация административного искового заявления
02.11.2018Передача материалов судье
02.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2018Подготовка дела (собеседование)
15.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2018Судебное заседание
17.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2019Дело оформлено
22.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее