Судья Биянов К.А. Дело №
Решение
Судья Верховного Суда У. Республики Соловьев В. А., с участием Шкляева А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 26 августа 2020 года жалобу Шкляева А.Ю. на постановление судьи Октябрьского районного суда <адрес> У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Шкляева А. Ю.,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда <адрес> У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ Шкляев А. Ю. подвергнут штрафу в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд У. Республики, Шкляев А.Ю. просит отменить постановление судьи, ссылаясь на его не законность и необоснованность.
В судебном заседании Шкляев А.Ю. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Из протокола об административном правонарушении следует, что событие административного правонарушения, вмененное Шкляеву А.Ю., имело место при следующих обстоятельствах.
Шкляев А.Ю., на момент проверки являлся должностным лицом - директором магазина «Фиджинка» АО «Тандер», по адресу: <адрес>. 29.05.2020 г. с 12-20 час. до 14-30 час. в магазине «Фиджинка» по адресу: <адрес> в ходе эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний по распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя Управления Роспотребнадзора по У. Республике в отношении АО «Тандер» в связи с получением информации из ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в У. Республике» о положительном результате лабораторного исследования на новую коронавирусную инфекцию у сотрудника предприятия торговли АО «Тандер» по указанному адресу проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территории и находящихся там вещей и документов, в ходе которого административным органом установлены следующие нарушения:
- входной фильтр персонала проводится путем заполнения журнала «Здоровья», в котором отсутствуют разделы опроса сотрудников о состоянии здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации;
- ряд сотрудников не отмечают температуру тела в начале смены;
- при входе в магазин со стороны служебного входа для сотрудников отсутствует кожный антисептик;
- в туалете для сотрудников около раковины для мытья рук, в моечной торгового инвентаря, в комнате приема пищи отсутствуют дозаторы для обработки рук кожными антисептиками;
- для обработки кожи рук и перчаток персонала в торговом зале на кассе представлена ёмкость (пластиковая бутылка) с надписью маркером «Бетасептин», для обработки кожи рук покупателей при входе в магазин имеется ёмкость (пластиковая бутылка) с надписью маркером «Санитэль».
Инструкции по применению и маркировки с тары производителя данных антисептиков отсутствуют, вследствие чего невозможно идентифицировать жидкость из бутылочек с представленным свидетельством о государственной регистрации, установить срок годности препаратов и правильность их использования.
По мнению административного органа Шкляевым А.Ю. нарушаются следующие требования санитарного законодательства:
СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» (далее СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13):
П. 2.3. Для оперативного руководства и координации деятельности по предупреждению возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней, а также их ликвидации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований создают межведомственные санитарно-противоэпидемические комиссии (СПЭК). Заседания СПЭК в плановом порядке проводятся не реже одного раза в квартал, а также в оперативном порядке при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.
П. 2.5. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные, региональные, муниципальные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в региональные, муниципальные комплексные планы по профилактике инфекционных и паразитарных болезней.
П. 2.6. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Распоряжения Г. У. Республики от 18.03.2020г №-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции на территории У. Республики» (ред. от 28.05.2020г.):
п.7. Руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, чья деятельность допускается в соответствии с пунктами 2. 6 настоящего распоряжения указано: 1) обеспечить с целью защиты работников от новой коронавирусной инфекции выполнение санитарных норм и правил, установленных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2. от ДД.ММ.ГГГГ N 3. от ДД.ММ.ГГГГ N 5. от ДД.ММ.ГГГГ N 6. от ДД.ММ.ГГГГ N 7, от ДД.ММ.ГГГГ N 9. рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ N 02/7500-2020-24 по организации работы на предприятиях общепита и торговли, от ДД.ММ.ГГГГ N 02/7495-2020-32 о проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли, от ДД.ММ.ГГГГ N 02/7376-2020-24 по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19, иных актов и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также иных актов уполномоченных органов, принимаемых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.
Приложения к Письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ № 02/7495-2020-32 «О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли» - рекомендаций по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в организациях торговли.
В п. 1 Рекомендаций указано, что в рамках профилактических мер по осуществлению мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию) рекомендуется осуществлять следующие меры:
п.п.1.2. - организация ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или признаками респираторного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование).
п.п. 1.3. - Организация при входе на предприятие мест обработки рук сотрудников кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов, или дезинфицирующими салфетками.
В п. 2 Рекомендаций указано, что в рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на предприятия работодателям целесообразно организовать и осуществлять следующие мероприятия:
п.п. 2.3. - оборудование умывальников для мытья рук с мылом и дозаторов для обработки рук кожными антисептиками в местах общего пользования;
п.п. 2.11. - выделение для приема пищи сотрудников комнаты приема пищи, оборудованной дозатором для обработки рук кожным антисептиком.
Согласно п. 10.7. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» - в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя.
Рассматривая дело и назначая административное наказание, судья районного суда пришел к выводу о доказанности виновности Шкляева А.Ю. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Однако с таким выводом согласиться нельзя по нижеследующим основаниям.
Административная ответственность по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Исходя из буквального толкования диспозиции данной нормы, по делу должны быть установлены и доказаны нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу ч.2 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ - государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" - нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы). На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Таким образом, санитарные правила и гигиенические нормативы, обязанность выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Соответственно распоряжение Г. У. Республики от 18.03.2020г №-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции на территории У. Республики» и Приложения к Письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ № 02/7495-2020-32 «О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли» не являются санитарными правилами и гигиеническими нормативами и их не исполнение, не может являться объективной стороной ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Однако нарушение п. 10.7 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» по делу установлено и доказано.
СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
Раздел 10 данных санитарных правил устанавливает требования к содержанию помещений и оборудования.
Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ, которая является специальной нормой по отношению к ст. 6.3 КоАП РФ.
Как разъяснено в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" - если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Санкция ст. 6.4 КоАП РФ является менее суровой, чем санкция ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, поэтому необходимо квалифицировать нарушение Шкляевым А.Ю. п. 10.7 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» по ст. 6.4 КоАП РФ, что не ухудшает его положения.
При указанных обстоятельствах, постановление судьи подлежит изменению, из объективной стороны допущенного Шкляевым А.Ю. правонарушения необходимо исключить указание на нарушения:
- в журнале контроля здоровья отсутствуют разделы опроса сотрудников о состоянии здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации;
- ряд сотрудников не отмечают температуру тела в начале смены;
- при входе в магазин со стороны служебного входа для сотрудников отсутствует кожный антисептик;
- в туалете для сотрудников около раковины для мытья рук, в моечной торгового инвентаря, в комнате приема пищи отсутствуют дозаторы для обработки рук кожными антисептиками;
Нарушение п. 10.7 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», выразившееся в использовании для обработки кожи рук и перчаток персонала в торговом зале на кассе ёмкости (пластиковая бутылка) с надписью маркером «Бетасептин», для обработки кожи рук покупателей при входе в магазин ёмкости (пластиковая бутылка) с надписью маркером «Санитэль» в отсутствии инструкции по применению и маркировки с тары производителя, вследствие чего невозможно идентифицировать жидкость из бутылочек с представленным свидетельством о государственной регистрации и установить срок годности препаратов и правильность их использования, необходимо квалифицировать по ст. 6.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания, с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, указанных в ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Октябрьского районного суда <адрес> У. Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Шкляева А. Ю. изменить.
Из объективной стороны допущенного Шкляевым А.Ю. правонарушения исключить нарушения, выразившееся в том, что:
- в журнале контроля здоровья отсутствуют разделы опроса сотрудников о состоянии здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации;
- ряд сотрудников не отмечают температуру тела в начале смены;
- при входе в магазин со стороны служебного входа для сотрудников отсутствует кожный антисептик;
- в туалете для сотрудников около раковины для мытья рук, в моечной торгового инвентаря, в комнате приема пищи отсутствуют дозаторы для обработки рук кожными антисептиками;
Нарушение п. 10.7 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», выразившееся в использовании для обработки кожи рук и перчаток персонала в торговом зале на кассе ёмкости (пластиковая бутылка) с надписью маркером «Бетасептин», для обработки кожи рук покупателей при входе в магазин ёмкости (пластиковая бутылка) с надписью маркером «Санитэль» в отсутствии инструкции по применению и маркировки с тары производителя, вследствие чего невозможно идентифицировать жидкость из бутылочек с представленным свидетельством о государственной регистрации и установить срок годности препаратов и правильность их использования, квалифицировать по ст. 6.4 КоАП РФ.
Назначить Шкляеву А. Ю. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, административный штраф в размере 1000 (одной тысячи) рублей.
Жалобу Шкляева А.Ю. удовлетворить частично.
Судья Верховного Суда
У. Республики Соловьев В.А.