Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-617/2013 ~ М-652/2013 от 26.08.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 октября 2013 г. Пос.Одоев

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Мелешкова А.А.,

при секретаре Кирсанове А.Ю.,

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Дворникова М.Н. к ответчику - Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Дворников М.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района».

В свих требованиях истец просит признать за ним право, как ветерана труда, на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, и обязать ответчика назначить и выплачивать ему ежемесячную денежную выплату согласно ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Требования обосновывает тем, что является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда» серии , которое выдано ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района», с заявлением о назначении ей в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ежемесячных денежных выплат как ветерану труда. Письмом Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района от ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ в назначении ежемесячных денежных выплат. Полагает, что в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года №493- ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на получение указанных мер социальной поддержки.

Истец Дворников М.Н. в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» по доверенности Ларионова Н.В. иск не признала, поддержала поданные ранее возражения на исковое заявление.

В возражениях ответчик – государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района», ссылается на следующие обстоятельства.

Приказом министерства здравоохранения и социального развития Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ -осн утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», в котором определено, что заявителями являются ветераны труда, а так же граждане приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности. В результате изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом №122 – ФЗ часть льгот была заменена денежным эквивалентом (произошла монетизация льгот, направленная на повышение адресности предоставления и целевого использования бюджетных средств). Ответчик полагает, что в данном случае необходимо принять во внимание то, что возникла трансформация права – право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), при этом круг лиц – участников правоотношений остался прежним, что, по мнению ответчика, является существенным для рассмотрения заявленных требований. Субъективный состав и объем правоотношений остались прежними как до 1 января 2005 года, так и после 1 января 2005 года. Ответчик полагает, что нельзя руководствоваться ст.7 без учета положений ст.3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» Ответчик так же считает, что поскольку истец не является получателем пенсии и не достигла возраста 60 лет, правовых оснований для назначения ежемесячной денежной выплаты Дворникову М.Н. не усматривается.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.

В силу ч. 1ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместно ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд установил, что истец Дворников М.Н. в порядке, установленном действующим законодательством, является ветераном труда.

Данный факт подтвержден удостоверением серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ на имя Дворникова М.Н. государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района».

Как усматривается из заявления Дворникова М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) и из ответа ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6) истец в установленном порядке обратился ДД.ММ.ГГГГ в органы социальной защиты населения по месту своего жительства с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст.7 Законом Тульской области от 28.12.2004 года №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», но в удовлетворении данных требований истцу было отказано.

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года установлены статьями 3 и 7 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО).

В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Материалами дела доказан факт наличия у Дворникова М.Н., как ветерана труда, права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому его требование о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 подлежат удовлетворению.

Основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты послужил тот факт того, что Дворников М.Н. не достиг возраста 60 лет, при наличии которого, по мнению ответчиков, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанной льготы.

Между тем, суд считает, что указанная позиция ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения Одоевского района» не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Несостоятельными суд считает и доводы ГУ ТО «Управлению социальной защиты населения Одоевского района» о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку она не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» и другими региональными нормативными правовыми актами, поскольку такого ограничения ст.7 указанного Закона Тульской области №493-ЗТО не предусмотрено.

Представитель ГУ ТО «Управление социальной защиты населения по Одоевскому району» так же ссылается на Приказ министерства здравоохранения и социального развития Тульской области от 29 мая 2012 года №665-осн, которым утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области». Данным регламентом определено, что заявителями являются ветераны труда, а так же граждане приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Указанный регламент противоречит ст.7 Закона Тульской области №493-ЗТО, который имеет большую юридическую силу, в связи с чем ссылка представителя ответчика на Приказ министерства здравоохранения и социального развития Тульской области от 29 мая 2012 года №665-осн, которым утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области, не может быть принята судом во внимание.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Дворникова М.Н. удовлетворить.

Признать право Дворникова М.Н., как ветерана труда, на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Одоевского района» назначить Дворникову М.Н. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Одоевский районный суд Тульской области в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.А.Мелешков

2-617/2013 ~ М-652/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дворников Михаил Николаевич
Ответчики
ГУ ТО Управление социальной защиты населения
Суд
Одоевский межрайонный суд Тульской области
Судья
Мелешков Алексей Алексеевич
Дело на странице суда
odoevsky--tula.sudrf.ru
26.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.08.2013Передача материалов судье
30.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2013Подготовка дела (собеседование)
19.09.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2013Судебное заседание
01.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2013Дело оформлено
10.01.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее