№ №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года
Боровичский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО10
при секретаре ФИО2,
истца ФИО1,
представителей ответчика ФИО3, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> в <адрес> (межрайонное), Пенсионному фонду Российской Федерации, Государственному учреждению - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости, произвести доплату неполученной пенсии, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ посредством личного кабинета на сайте Пенсионного фонда РФ ею было подано заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости в УПФР в <адрес>, поскольку в период с 1989 года по 2013 год она работала в районах Крайнего Севера и местности, приравненной к Крайнему Северу. Квитанция о регистрации заявления застрахованного лица получена. В начале ноября 2019 года по телефону с ней связался сотрудник Управления с просьбой отправить на электронную почту сканированные изображения трудовой книжки и прочих необходимых для назначения пенсии документов (паспорта, свидетельства о рождении детей, справки о заключении и расторжении брака, СНИЛС, ИНН), что истцом было выполнено ДД.ММ.ГГГГ, получение сканированных изображений всех документов было подтверждено по телефону сотрудником УПФР. После чего никаких более звонков и уведомлений о необходимости явиться лично либо представить оригиналы документов в УПФР в <адрес>, она не получала. ДД.ММ.ГГГГ Управлением было вынесено решение об отказе в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Решение получено письмом, направленным посредством «Почты России», на адрес ее постоянного проживания в <адрес>. При оценке права Управлением был учтен стаж, подтвержденный сведениями индивидуального персонифицированного учета, при этом стаж, подтверждаемый иными документами, в том числе данными трудовой книжки, учтен не был. Считает данное Решение незаконным и необоснованным, ввиду того, что не был учтен весь период трудовой деятельности, из подсчета специального и общего стажа были необоснованно исключены периоды, подтвержденные трудовой книжкой. По просьбе сотрудника УПФР посредством электронной почты ею были предоставлены все необходимые для назначения пенсии документы, в том числе трудовая книжка с указанием начала трудовой деятельности на Крайнем Севере ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает ее право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. В случае, если представленных документов было недостаточно для назначения пенсии (в том числе, если необходимо было представить подлинники, либо, заверенные в установленном законом порядке, копии документов) Управление обязано было направить в ее адрес уведомление о необходимости предоставления документов. Такого уведомления от Управления не поступало, в связи с чем Управлением нарушено ее право на предоставление недостающих документов в трехмесячный срок. В телефонном разговоре не шла речь о предоставлении оригиналов имеющихся документов в отделение ПФР.
Её заявление в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о неправомерном отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости оставлено без удовлетворения. Просит с учетом вышеизложенных обстоятельств провести проверку правомерности вынесенного решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать органы УПФР назначить страховую пенсию по старости с даты первичного обращения ДД.ММ.ГГГГ и произвести доплату своевременно неполученной по вине Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) <адрес> пенсии за период до ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) <адрес> моральный вред, причиненный незаконными действиями сотрудников УПФР в <адрес>, в размере 500 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчиков по заявленным требованиям привлечены Пенсионный фонд Российской Федерации, ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в <адрес>, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Санкт-Петербурга.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена пенсия в УПФР в <адрес> Санкт-Петербурга. Просит отменить решение УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей пенсию со дня первоначального обращения. Считает, что неправомерными действиями сотрудников УПФР в <адрес> она лишена права своевременного получения пенсионного обеспечения, на момент обращения в УПФР в <адрес> она такое право имела. Не оспаривает, что с ней связывался сотрудник Управления по телефону, но необходимости предоставления подлинников документов ей не разъясняли. Речь шла о том, что ей вышлют в письменном виде уведомление о том, что еще необходимо представить, которое она так и не получила. В её личном кабинете сервиса ПФР России до настоящего времени размещена информация о том, что ДД.ММ.ГГГГ принято её заявление в обработку и указано, что не позднее ДД.ММ.ГГГГ будет направлено уведомление о наличии в распоряжении ПФР сведений о персональных данных, никакого уведомления не поступало. Уведомление, представленное ответчиком, она не получала, впервые увидела в суде. Рассчитывая на получение пенсии, она перешла работать на полставки. Отказ ответчика в назначении пенсии значительно ухудшил её материально положение, её дети были вынуждены оказывать ей материальную поддержку.
Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонного) ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление с заявлением о назначении пенсии в форме электронного документа через Личный кабинет застрахованного лица на сайте Пенсионного фонда РФ (далее - Личный кабинет). Заявление, направленное гражданином через Личный кабинет, автоматически регистрируется в программно-техническом комплексе «Клиентская служба ПФР» (далее - ПТК КС). Заявление ФИО1 зарегистрировано в ПТК КС под №. Поскольку к заявлению не были приложены документы, необходимые для назначения пенсии, специалистом Управления ДД.ММ.ГГГГ было сформировано и направлено ФИО1 в форме электронного документа уведомление, в котором были указаны документы, которые в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ заявитель обязан представить для назначения пенсии (свидетельства о рождении детей, свидетельство о браке, трудовая книжка), а также документы, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда РФ, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (справка о заработной плате, справка, уточняющая характер работы). Кроме того, специалист Управления, обрабатывающий заявление, ДД.ММ.ГГГГ связался с ФИО1 по телефону и проинформировал ее о том, что для назначения пенсии необходимо представление в Управление подтверждающих документов. Впоследствии ответственный специалист связывался с ФИО1 по вопросу представления документов неоднократно, разъяснял, что она вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту фактического проживания в Санкт-Петербурге, представить оригиналы всех необходимых документов для того, чтобы специалист данного территориального органа Пенсионного фонда РФ мог направить сканированные образы документов в Управление по защищенным каналам связи, заверив их подлинность своей электронной подписью. Просьба специалиста Управления о направлении копий документов по электронной почте была продиктована необходимостью предварительной (до поступления их оригиналов) оценки и направления необходимых запросов для подтверждения права ФИО1 на назначение досрочной пенсии. Направление копий документов по электронной почте не освобождало ФИО1 от обязанности представления в Управление оригиналов документов. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на электронный адрес Управления были направлены сканированные образы паспорта, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, свидетельства о рождении заявителя, свидетельств о рождении детей (2 шт.), свидетельств о расторжении, брака заявителя с ФИО4 и ФИО5, трудовой книжки. Специалистом клиентской службы Управления для подтверждения отраженных в трудовой книжке периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, были направлены запросы в территориальные органы Пенсионного фонда РФ по месту осуществления ФИО1 трудовой деятельности об оказании содействия в истребовании сведений о стаже и заработной плате истца. На запросы Управления до истечения трехмесячного срока с даты подачи заявления поступили архивные справки от ДД.ММ.ГГГГ №, № о периоде работы ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ № о периоде работы ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения Управлением имеющихся документов было установлено, что ФИО1 имеет общий стаж - 32 года 04 месяца 25 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (МКС) - 16 лет 20 дней. В связи с недостаточной продолжительностью специального стажа в МКС было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО1 в установлении пенсии. Решение было направлено ФИО1 заказным почтовым отправлением, получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
Считает решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО1 в установлении пенсии полностью соответствующим действующему законодательству Российской Федерации. Исковые требования ФИО1 являются незаконными, так как необходимости представления подлинных документов, подтверждающих ее право на досрочное пенсионное обеспечение, ФИО1 была неоднократно уведомлена специалистом Управления. Даже в случае представления ФИО1 подлинника трудовой книжки, данный документ не мог бы быть принят в качестве документа, подтверждающего страховой стаж ФИО1, поскольку оформлен с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации. Документ, подтверждающий изменение фамилии «ФИО11 на фамилию «ФИО9», ФИО1 в Управление не был представлен, что не позволило Управлению рассматривать для целей назначения пенсии периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по архивной справке Войсковой части 36070 Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № (на фамилию Макарова), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по архивной справке Войсковой части 36070 Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № (на фамилию ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по архивной справке МКУ «ФИО12» от ДД.ММ.ГГГГ № (на фамилию Макарова).
Действующим законодательством возможность компенсации морального вреда территориальными органами Пенсионного фонда РФ не предусмотрена. Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонного) ФИО7 поддержала вышеизложенные возражения, пояснив, что уведомление истцу направлялось, факт его получения истцом документально подтвердить не могут, также истец неоднократно уведомлялся по телефону о необходимости представления документов. Представленные в суд истцом справки о заключении брака получены после обращения с заявлением о назначении пенсии, что подтверждает доводы о том, что информация о необходимости их представления была доведена до истца.
Представитель ответчика ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражает против удовлетворения заявленных исковых требований. В возражениях указал, что с ДД.ММ.ГГГГ Центр осуществляет прием и обработку документов, поступивших от управлений ПФР и от иных организаций в целях подготовки и принятия решений (распоряжений), относящихся к компетенции Центра согласно Регламенту взаимодействия между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации при установлении и выплате пенсий и иных социальных выплат в условиях функционирования Центра по выплате пенсий и обработке информации. На основании принятых управлениями ПФР и Центром решений (распоряжений) по выплатному делу, а также документов, сведений, и информации, поступающей из управлений ПФР, производит начисление сумм пенсий в электронном лицевом счете пенсионера, в том числе с учетом доплат и удержаний, осуществляет контроль произведенных начислений. Центр не является правопреемником Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) и не может отвечать за решения, принятые Управлением, следовательно Центр по данному делу может являться лишь третьим лицом (заинтересованным), ввиду того что выплаты формируются и производятся по первоначальным документам и решениям поступающим из территориальных органов. Также поддерживают доводы возражений УПФР в <адрес> по существу заявленных ФИО1 исковых требований.
Представитель ответчика Пенсионного Фонда РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в письменном отзыве на иск указывают на отсутствие законных оснований взыскания морального вреда, решение УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО1 в установлении пенсии считают полностью соответствующим действующему законодательству Российской Федерации.
Представитель третьего лица УПФР в <адрес> Санкт-Петербурга в судебное заседания не явился, уведомлены надлежаще.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьего лица.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях (п.2); женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (п.6).
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок обращения за пенсией, являются: Федеральный закон № 400-ФЗ, Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденные Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 № 884н (далее - Правила № 884н), Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденный Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» (далее - Перечень № 958н), Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 23 января 2019 № 16п (далее - Административный регламент № 16п). Все вышеуказанные нормативные правовые акты официально опубликованы, доступны для ознакомления.
Граждане обращаются за назначением пенсии путем подачи заявления о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (пункт 3 Правил № 884н).
Заявление о назначении пенсии может быть представлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица» (часть 4 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ, пункт 4 Правил № 884н, пункт 84 Административного регламента № 16п).
Перечнем № 958н и Административным регламентом № 16н определены документы, которые должны быть представлены лицом, претендующим на назначение пенсии. Должностное лицо не позднее рабочего дня, следующего за днем получения территориальным органом ПФР заявления, осуществляет его регистрацию, а также формирует и направляет гражданину в форме электронного документа уведомление, в котором содержится информация о получении его заявления с указанием даты представления в территориальный орган ПФР документов, необходимых для предоставления государственной услуги. При направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на Едином портале и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются. Срок представления гражданином документов, необходимых для назначения пенсии, не должен превышать 3 месяцев со дня подачи соответствующего заявления (пункт 85 Административного регламента 16п).
Пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона № 400- ФЗ, пункт 24 Правил № 884н).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем (часть 2 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ, пункт 25 Правил № 884н).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ).
При этом положением ч. 3 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке» и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня № 958н).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением ею деятельности в районе Крайнего Севера и местности, приравненной к Крайнему Северу, направив такое заявление через информационную систему ПФР.
Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.6 ч.1 ст.32 Закона №400-ФЗ отказано из-за отсутствия специального в МКС стажа, на момент обращения в территориальный пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ её специальный стаж определен в 16 лет 20 дней.
Основанием не включения при подсчете ряда периодов трудовой деятельности истца послужило непредставление истцом необходимых для назначения документов в подлинниках и непредставление ряда иных документов.
Вместе с тем, в судебном заседании не нашло своего подтверждения исполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению, какие документы ФИО1 должна представить дополнительно.
Представителями Управления в подтверждение надлежащего уведомления ФИО1 представлены копия уведомления с указанием документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя и документов, которые могут быть представлены по собственной инициативе, где указана дата направления ДД.ММ.ГГГГ и отметка о направлении через Портал государственных услуг.
Однако истец получение данного уведомления отрицает, в судебном заседании истцом предъявлена на обозрение страница личного кабинета ФИО1 информационной системы ПФР, где до настоящего времени размещена информация относительно её заявления о назначении пенсии – ДД.ММ.ГГГГ заявление принято ПФР, запрос принят в обработку, не позднее ДД.ММ.ГГГГ Вам будет направлено уведомление о наличии в распоряжении ПФР сведений о Ваших пенсионных правах, что согласуется с позицией истца о том, что она не была надлежащим образом уведомлена о том, какие документы она должна представить для назначения ей пенсии.
Доводы об уведомлении истца сотрудниками Управления по телефону суд не принимает во внимание, поскольку такой способ уведомления законом не предусмотрен, надлежащих доказательств направления уведомления ФИО1 с указанием перечня документов, которые она обязана представить, и срока их представления, ответчиками суду не представлено. Представленным списком атрибутов процессов также достоверно не подтверждается факт направления уведомления истцу, как и само уведомление.
По заявлению ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ УПФР в <адрес> назначена страховая пенсия по старости бессрочно на основании п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ. Как следует из справки о назначенных пенсиях и социальных выплатах, продолжительность периодов работы и иной деятельности ФИО1в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 23 года 05 месяцев 23 дня.
Из представленных в материалы дела документов – трудовой книжки истца, свидетельств о рождении детей, документов о заключении и расторжении брака, архивных справок, усматривается, что на момент обращения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ она имела право на назначение страховой пенсии по старости.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности по назначению ей страховой пенсии по старости со дня обращения за её назначением и выплате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обоснованны и подлежат удовлетворению, поскольку пенсионный орган обязан был направить лицу, обратившемуся за страховой пенсией, уведомление о том, какие он должен представить документы, чего Управлением сделано не было, что лишило истца своевременно представить необходимые документы, подтверждающие её право на назначение пенсионного обеспечения и, соответственно, своевременного назначения пенсионного обеспечения.
Поскольку обязанность по начислению и выплате пенсии у Центра по выплате пенсий возникает на основании принятых управлениями ПФР и Центром решений (распоряжений) по выплатному делу, а также документов, сведений и информации, поступающей из Управлений ПФР, УПФР в <адрес> (межрайонноное) обязано направить соответствующее решение для осуществления начисления и выплаты пенсии ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Согласно ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ (ч. 1). Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (ч.2).
Как следует из п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Каких-либо доказательств, подтверждающих факт нарушения ответчиками личных неимущественных прав истца, последним суду не представлено. В судебном заседании установлено, что между ФИО1 и УПФР в <адрес> (межрайонным) возник и разрешается спор относительно имущественных прав ФИО1. Доказательств того, что именно вследствие противоправных действий (бездействия) ухудшилось состояние здоровья, истцом не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 в части взыскания компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
В связи с частичным удовлетворением судом исковых требований с ответчика в пользу истца на основании ч.1 ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░) № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 (░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░14