12-549/2021
РЕШЕНИЕ
26 июля 2021 года г.Ижевск
Судья Индустриального районного суда г. Ижевска Кочетков Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дашукаева Т.С. на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника МИФНС России № 8 по УР № от -Дата- должностное лицо Дашукаев Т.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20.000 руб.
Директором «УДМ-Строй» Дашукаевым Т.С. подана жалоба на вышеуказанное постановление, в которой он просит обжалуемое постановление изменить, поскольку в данном конкретном случае назначение наказание для заявителя в виде административного штрафа является чрезмерно суровым и несоразмерным принципам публично-правовой ответственности, в связи с чем, учитывая характер допущенных нарушений полагает, что назначение наказания в виде предупреждения в полной мере обеспечит достижение целей наказания
В судебное заседание Дашукаев Т.С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Удмуртской Республике - по доверенности ФИО1 против доводов жалобы возражала, представила письменные возражения, которые поддержала в полном объеме, просит оспариваемое постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителя административного органа, изучив и исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Судом установлено, что по результатам анализа представленных ООО «УДМ-Строй» справок по форме 2-НДФЛ за 2019 г., а также документов и информации, представленных обществом письмом от -Дата- в ответ на запрос Инспекции № от -Дата-., установлено, что в ООО «УДМ-Строй» трудоустроены следующие граждане - нерезиденты:
- ФИО4. на основании срочного трудового договора от -Дата- на должность слесаря-сантехника;
- ФИО3 на основании срочного трудового договора от -Дата- на должность электрогазосварщика;
- ФИО2 на основании срочного трудового договора от -Дата- на должность электрогазосварщика.
Согласно сведениям, представленным -Дата-. № в УВМ МВД по УР установлено, что ФИО4., ФИО3, ФИО2 не имеют вида на жительства в России, в связи с чем, на основании подп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» являлись нерезидентами.
-Дата- ООО « УДМ-Строй» осуществило выплату заработной платы указанным лицам наличным расчетом в общей сумме 12575 руб., в том числе: ФИО4 в сумме 3 600 руб., ФИО3 в сумме 4472,50 руб., ФИО2 в сумме 4 472,50 руб., что подтверждается платежной ведомостью № от -Дата- чем нарушен порядок осуществления валютных операций. Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в РФ, временно пребывающему на территории РФ признается валютной операцией. Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на -Дата- руководителем « УДМ-Строй» является Дашукаев Т.С., следовательно, как руководитель несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетнойсти
По результатам проверки в отношении Дашукаева Т.С. составлен протокол об административном правонарушении № от -Дата-.
Постановлением начальника МИФНС России № 8 по УР № № от -Дата- должностное лицо Дашукаев Т.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены положениями Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 173-Ф3 резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 настоящей статьи.
В соответствии с подп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с ч. 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ.
В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществления такой валютной операции как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Таким образом, при выдаче обществом иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальная норма Федерального закона № 173-ФЗ, то есть работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работнику - нерезиденту исключительно в безналичной форме - через банковские счета в уполномоченных банках.
В нарушение ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, 01.04.2019 г. ООО «УДМ-Строй» осуществило выплату заработной платы указанным лицам наличным расчетом, в том числе: ФИО4 в сумме 3 600 руб., ФИО3 в сумме 4472,50 руб., ФИО2 в сумме 4 472,50 руб., что подтверждается платежной ведомостью № от -Дата-, чем нарушен порядок осуществления валютных операций.
Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Из диспозиции приведенной выше нормы следует, что под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, непредусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «УДМ-Строй», которое является резидентом, где руководителем является Дашукаев Т.С., что не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершило валютную операцию по выдаче денежных средств, минуя счета в банке.
Поскольку возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом физическим лицам - нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит, то заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый в уполномоченном банке, а выплата заработной платы наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Данные ограничения связаны с необходимостью учета проведения валютных сделок, совершенных иностранными гражданами, а также для легального вывоза денежных средств с территории Российской Федерации.
Состав данного правонарушения формальный, то есть основанием для привлечения к административной ответственности, является сам факт совершения незаконной валютной операции вне зависимости от правовых последствий такого правонарушения.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона № 173-ФЗ, а локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.
Понятие валютной операции, содержащееся в ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ, а также права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, определенные ст. 14 данного Закона, не вызывают таких сомнений, не содержат противоречий и неясностей, которые могли быть квалифицированы как неустранимые.
При выдаче иностранному работнику заработной платы применению подлежали специальные нормы Федерального закона № 173-ФЗ, в связи с чем, осуществление руководителем общества Дашукаевым Т.С. вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении заявителем незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, вышеприведенными нормами установлены основания смягчения административной ответственности за правонарушения, совершенные лицами, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «УДМ-Строй» включено в указанный реестр.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что выявленное административным органом нарушение валютного законодательства причинило вред или создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинило имущественный ущерб.
Учитывая приведенные обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, полагаю возможным назначить директору ООО «УДМ-Строй» Дашукаеву Т.С. административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление № от -Дата-, вынесенное в отношении должностного лица – директора ООО «УДМ-Строй» Дашукаева Т.С. изменить в части назначенного административного наказания, назначить должностному лицу – директору ООО «УДМ-Строй» Дашукаеву Т.С. административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья Д.В. Кочетков