Дело № 2-210(2)/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петуховский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Ершовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 сентября 2015 года в с. Частоозерье Частоозерского района Курганской области гражданское дело по иску прокурора Частоозерского района в интересах Шепелиной Н.В. к Администрации Частоозерского района, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Частоозерского района Курганской области, действуя в интересах Шепелиной Н.В. к Администрации Частоозерского района о предоставлении вне очереди отдельного жилого помещения. В обоснование указывает, что при проведении проверки соблюдения федерального законодательства, гарантирующего предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были установлены нарушения закона, которые заключаются в том, что дд.мм.гггг г.р., родилась в <адрес>. Родителями Шепелиной Н.В. являются ФИО3 и ФИО4. Шепелина П.В. относится к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать - ФИО3 лишена родительских прав дд.мм.гггг, отец - ФИО4 лишен родительских прав дд.мм.гггг. В соответствии с постановлением Администрации Частоозерского района от дд.мм.гггг № Шепелина Н.В. отобрана у матери ФИО3 и на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в приемную семью № от дд.мм.гггг передана ФИО1В июне 2015 год Шепелина Н.В. окончила ГКС(К)ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». Шепелина Н.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данная квартира ей на праве собственности не принадлежит, а принадлежит приемному родителю ФИО1 В данной квартире Шепелина Н.В. до совершеннолетия (дд.мм.гггг) проживала как член семьи. В настоящее время проживает, поскольку иного жилья не имеет. В настоящее время ведет с ФИО1 раздельное хозяйство. На территории Частоозерского района за Шепелиной Н.В. жилое помещение не закреплялось. Договор социального найма жилого помещения с Шепелиной Н.В. не заключался.Прав на проживание в жилом помещении Шепелина Н.В. не имеет, поскольку её мать ФИО3 в собственности жилья не имеет, проживание в доме отца ФИО4 невозможно, поскольку он в отношении Шепелиной Н.В. в родительских правах не восстановился, является собственником жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м, и проживает совместно со своим сыном ФИО2, дд.мм.гггг г.р., вследствие чего, общей площади помещения недостаточно для обеспечения жильём ещё одного человека. Просят обязать Администрацию Частоозерского района предоставить Шепелиной Н. В., дд.мм.гггг г.р., жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, соответствующим санитарно-техническими и иным требованиям действующего законодательства, расположенное на территории с. Частоозерье Частоозерского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Частоозерского района Курганской области жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Частоозерского района Курганской области Погадаев С.А. на исковых требованиях настаивал, ссылаясь на доводы искового заявления. Кроме того, указывал, что Шепелина Н.В. не имеет в собственности либо закрепленного за ней жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения с Шепелиной Н.В. не заключался, она проживает до настоящего времени в жилом помещении, опекуна, с которой живут две несовершеннолетние сестры Шепелиной Н.В., которые также находятся под опекой и дочь опекуна. Иного жилья в котором бы могла проживать Шепелина Н.В., у нее не имеется. Шепелиной Н.В. на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с учетной нормой в Частоозерском районе должно быть предоставлено не менее 15 кв.м. на территории Частоозерского района. В настоящее время осуществляется строительство домов в с. Частоозерье, в котором могут быть приобретены квартиры для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, данные обязательства являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, в связи с чем, данные жилые помещения подлежат приобретению за счет средств Курганской области. Собственного жилья либо собственных средств для приобретения жилья лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Частоозерский район не имеет. В 2015 году в бюджет Частоозерского района поступило 1 511 735 рублей 20 копеек, на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда и 4 047 648 рублей на исполнение судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам, однако все средства израсходованы на приобретение квартир и иных средств, для приобретения жилья не имеется. Лица, получившие жилые помещения, исключены из списка детей-сирот, нуждающихся в получении жилых помещений. В настоящее время, в данном списке состоит 21 человек. Однако предоставить им жилые помещение невозможно, по причине отсутствия денежных средств.
В судебном заседании Шепелина Н.В. исковые требования поддерживала. Пояснила, что в настоящее время она проживает у опекуна ФИО1, которой принадлежит дом. Также в доме проживает дочь опекуна и две несовершеннолетние сестры Шепелиной Н.В., находящиеся под опекой у ФИО1 Жилое помещение за ней не закреплялось, так как при лишении родительских прав у родителей не было жилья.
Представитель ответчика Администрации Частоозерского района в судебное заседание не явился, извещался повесткой, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменных возражениях на иск требования не признал, указал, что в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, которые несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Истцом не представлены доказательства не выполнения Правительством Курганской области полномочий по финансированию переданных полномочий. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетного процесса, поэтому Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, уполномоченным органом по однократному предоставлению жилых помещений является Главное Управление образования Курганской области.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, извещен повесткой, предоставил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что Шепелина Н.В. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Частоозерского района.
Представитель Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, в возражениях на исковое заявление просил рассмотреть дело без участия его представителя, просил в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование указывает, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Прокурор не представил документов, подтверждающих, что Шепелина Н.В. соответствует указанным требованиям. При этом полномочиями по однократному предоставлению детям-сиротам жилым помещений обладают органы местного самоуправления. С 2013 года изменен порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и жилье предоставляется по сформированным спискам, на основании предоставленных детьми-сиротами заявлений, в связи с чем истцу необходимо обратиться за включением в установленном законом порядке в уполномоченные органы с заявлением на включение его в список. В связи с этим с 01.01.2013 право указанных категорий граждан на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует, следовательно, исковые требования необоснованны. Прокурор, обращаясь в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, не указал в чем именно выражено нарушение, какие права и законные интересы истца нарушены, нормативно не обоснованно требование к каждому из ответчиков. Кроме того, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы, в связи с чем суд первой инстанции не должен решать вопросы, касающиеся бюджетных правоотношений, поэтому иск к Правительству Курганской области по возложению обязанности финансирования мероприятий заявлен за пределами подведомственности суда общей юрисдикции. Также прокурором не указаны суммы финансирования, что делает решение суда неисполнимым.
Представитель органов опеки и попечительства Частоозерского района Курганской области Иванова А.С. в судебном заседании поддержала исковые требования, подтвердив доводы, изложенные представителем истца и истцом.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявишихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав прокурора, истца и представителя ответчика и изучив представленные письменные материалы гражданского дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подп. «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что родители Шепелиной Н.В. - ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении дочери, что подтверждается решениями Частоозерского районного суда Курганской области от 04.06.2007 года.
В материалы дела представлена копия постановления Администрации Частоозерского района Курганской области № от дд.мм.гггг об отобрании у матери ФИО3 детей, в том числе и Шепелиной Н.В.
Также представлен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью № от дд.мм.гггг, согласно которому дети, в том числе и Шепелина Н.В. передана в приемную семью ФИО1
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от дд.мм.гггг ФИО1 и ФИО1 принадлежит на праве собственности каждому в 1/2 доле жилой дом по <адрес>.
Из свидетельства о регистрации по месту пребывания № от дд.мм.гггг Шепелина Н.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> на период с дд.мм.гггг.
Из паспорта Шепелиной Н.В. следует, что постоянной регистрации она не имеет.
Из справок Администрации Восточного сельсовета № от дд.мм.гггг и № от дд.мм.гггг следует, что Шепелина Н.В. жилья на территории Восточного сельсовета не имеет, а также у нее отсутствует право на жилое помещение по договору социального найма для детей сирот, так как на балансе администрации Восточного сельсовета жилья нет.
В материалы представлена справка ГУП «Кургантехинвентаризация» от дд.мм.гггг № о том, что на имя Шепелиной Н.В. недвижимого имущества не учтено, не зарегистрировано, в приватизации не участвовала.
Из справки МКУ Частоозерский районный отдел образования № от дд.мм.гггг следует, что за Шепелиной Н.В., дд.мм.гггг г.р., зарегистрированной по адресу: <адрес>, имеющей статус ребенка-сироты, жилье не закреплялось.
Сведения о правах Шепелиной Н.В. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (уведомление № от дд.мм.гггг).
Также в материалы дела представлены: заявление Шепелиной Н.В. о включении ее в список нуждающихся в получении жилого помещения, в связи с наличием статуса ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей от дд.мм.гггг, постановление Администрации Частоозерского района Курганской области от дд.мм.гггг № о постановке на учет Шепелиной Н.В., имеющей статус ребенка-сироты, для предоставления жилого помещения, а также список очередности детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Частоозерского района по состоянию на дд.мм.гггг, в котором занесено 21 лицо, в том числе под номером 17 - Шепелина Н.В.
Согласно свидетельству об обучении № ГК(К)ОУ Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, Шепелина Н.В. окончила учебное заведение в 2015 году.
В соответствии со ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 в редакции, действовавшей до 01.01.2013 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди жилым помещением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке, установленном Правительством Курганской области, однократно обеспечивается ремонт жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, при подготовке их к заселению.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ) с 01.01.2013 предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке ст. 8 настоящего закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01.01.2013 такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье» (далее по тексту Закон Курганской области от 31.12.2004 № 6)
Право на получение жилья истец не реализовал, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен, что нарушает его жилищные права и дает основания для обращения в суд с иском в защиту своих прав.
Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств (п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Начиная с 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями, посредством заключения с ними договоров найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (далее Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам).
В соответствии с п. 3 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, ни Федеральный закон № 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ), ни законодательство Курганской области, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Вместе с тем, предоставление жилых помещений детям-сиротам действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в жалобе, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору найма при наступлении 18-летнего возраста, а также в случае приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
С учетом наличия у истца не оспоренного права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ и признания его нуждающимся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения требования о предоставлении жилья подлежат удовлетворению.
Жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Частоозерской сельской Думы № от дд.мм.гггг установлена норма предоставлении площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в муниципальном жилищном фонде Частоозерского сельсовета, в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Таким образом, истцу должно быть предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории с. Частоозерье Частоозерского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе, обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч.3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзц. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч. 6 его ст. 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно ч. 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 №1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, которые определяют порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2007 № 633 утвержден Порядок расходования субвенций, предоставленных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который определяет условия расходования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области, на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Постановлением Администрации Частоозерского района от дд.мм.гггг № Принят норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Частоозерскому району на 3 квартал 2015года в размере 30 664 руб. за кв.м.
При расчете на норматив предоставления жилых помещений 15 кв.м. при стоимости 30 664 руб. за кв.м. размер субвенции на приобретение одного жилого помещения должен составлять не менее 459 960 рублей.
В материалы дела представлен список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного жилого помещения на 30.08.2015, в который включено 22 лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений. Таким образом, для приобретения им жилых помещений необходимо не менее 10 119 120 рублей.
Как следует из представленной в материалы дела справки администрации Частоозерского района № от дд.мм.гггг в 2015 году в бюджет Частоозерского района поступило 1 511 735 рублей 20 копеек, на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда и 4 047 648 рублей на исполнение судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам, однако все средства израсходованы на приобретение квартир и иных средств, для приобретения жилья не имеется.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Таким образом, в связи с недостаточным финансированием на Правительство Курганской области должна быть возложена обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, которые по уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд.
Также прокурор в соответствии со ст. 10 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вправе обратиться в суд для защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В данном случае обращение прокурора в суд с заявлением связано с защитой жилищных прав лица, относящегося к социально незащищенной категории и находящегося в социально опасном положении, что затрудняет его самостоятельное обращение в суд.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах Шепелиной Н.В. к Администрации Частоозерского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Частоозерского района Курганской области предоставить Шепелиной Н.В., дд.мм.гггг года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории с. Частоозерье Частоозерского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.
Возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Частоозерского района Курганской области жилого помещения Шепелиной Н.В..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форма, путем подачи апелляционной жалобы либо представления через Петуховский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 05.10.2015.
Председательствующий судья: Ю.А.Димова
Решение обжаловалось, оставлено без изменения, вступило в законную силу 24.11.2015 года.