Дело №12-486/16
Р Е Ш Е Н И Е
18 ноября 2016 года г.Смоленск
Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Олифер А.Г.,
при секретаре Максимовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Устюшенкова Я.В. на постановление начальника ОГИБДД УМВД России по г.Смоленску Ф. от 17.08.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника ОГИБДД УМВД России по г.Смоленску Ф. (далее также – Должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ Устюшенков Я.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.3 ч.2 КоАП РФ, выразившегося в управлении ДД.ММ.ГГГГ в 23:00 часов транспортным средством в отсутствие при себе страхового полиса.
В своей жалобе Устюшенков Я.В. выражает несогласие с принятым Должностным лицом постановлением, полагая его незаконным и необоснованным и подлежащим отмене, полагая, что, поскольку автомобиль им получен в пользование за день до составления протокола об административном правонарушении, пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» допускается управление транспортным средством в течение 10 дней с момента возникновения права владения автомобилем до регистрации транспортного средства.
Заявитель Устюшенков Я.В., извещавшийся о времени и месте судебного заседания заблаговременно и надлежащим образом, от получения судебного извещения уклонился; в суд не явился, своего представителя направил.
Проверив письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Диспозиция части 2 статьи 12.3 КоАП РФ предполагает административную ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОБ ДПС ОГИБДД УМВД России по г.Смоленску в отношении Устюшенкова Я.В. составлен протокол об административном правонарушении по факту управления автомобилем <данные изъяты> (рег.знак <данные изъяты>) в отсутствие при себе страхового полиса ОСАГО.
Оспаривая вынесенное в отношении него Должностным лицом постановление, Устюшенков Я.В. ссылается на наличие заключенного между ним и Устюшенковой Г.И. договора от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого в его пользование на условиях аренды без экипажа передано принадлежащее на праве собственности Устюшенковой Г.И. транспортное средство - автомобиль <данные изъяты> (рег.знак <данные изъяты> 67).
Пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090 (далее ПДД РФ), предусмотрен перечень документов, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки, в числе которых страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Такая обязанность владельцев транспортных средств предусмотрена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон).
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).
Частью 6 статьи 4 Федерального закона предусмотрено, что лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона под владельцем транспортного средства понимаются собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.
Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года №1090, механические транспортные средства должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Аналогичное положение содержится в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
Таким образом, действительно, поскольку пункт 2 статьи 4 Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им, а, следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из норму пункта 2.1.1 ПДД РФ, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.
Между тем, оценивая доводы заявителя на предмет состоятельности, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – Постановление) обязанность зарегистрировать в установленном порядке транспортные средства или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных возложена лишь на собственников транспортных средств либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств).
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 года №1001 (далее – Правила), собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В соответствии с пунктом 20 вышеуказанных Правил, транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, согласно пункту 3 Постановления, пункту 4 Правил регистрировать транспортные средства в Госавтоинспекции должны их собственники либо владельцы (лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами). При этом в пункте 20 Правил уточняется, что, по общему правилу, транспортные средства регистрируются только за их собственниками - физическими и юридическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством РФ.
Регистрация транспортных средств за их владельцами производится только в случаях, прямо предусмотренных самими Правилами (пункт 20 Правил). К таким случаям относятся:
- регистрация транспортных средств, являющихся предметом договора лизинга, за лизингополучателем (по соглашению сторон договора лизинга транспортное средство может регистрироваться либо за лизингодателем, либо за лизингополучателем);
- регистрация транспортных средств за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (которым транспортные средства принадлежат на праве хозяйственного ведения), а также казенными предприятиями и учреждениями (которым транспортные средства принадлежат на праве оперативного управления).
При этом в силу абзаца 2 пункта 6 Правил, если организация или физическое лицо приобретает транспортное средство, которое ранее было зарегистрировано на иное лицо, происходит не регистрация, а изменение регистрационных данных о собственнике транспортного средства.
Из представленного заявителем договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что транспортное средство передано ему в срочное пользование на условиях аренды без экипажа, то есть на праве отличном от права собственности или иного вещного права (оперативного управления или хозяйственного ведения) и для использования в своих личных целях, но не в целях использования от имени собственника, то есть по основанию и в целях, не требующих от арендатора Устюшенкова Я.В. осуществить государственную регистрацию арендуемого транспортного средства или регистрацию данных о собственнике.
При этом, как следует из договора, в отношении арендованного Устюшенковым Я.В. автомобиля уже осуществлена государственная регистрация за Устюшенковой Г.И.
Таким образом, после регистрации арендованного заявителем транспортного средства любое лицо, вне зависимости от вида права пользования транспортным средством, у которого отсутствует на момент управления транспортным средством полис обязательного страхования ответственности, несет бремя ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ.
Данный вывод суда согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому в тех случаях, когда владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия следует квалифицировать по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ. При этом водитель несет административную ответственность независимо от того, управляет ли он транспортным средством по доверенности, договору аренды либо на ином законном основании.
Доказательств тому, что на момент управления Устюшенковым Я.В. его гражданская ответственность в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона застрахована иным лицом (страхователем), суду не представлено.
Статья 26.11 КоАП РФ требует от должностного лица, судьи, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Данные требования КоАП РФ, при вынесении оспариваемого постановления Должностным лицом выполнены в полном объеме.
Так, Должностным лицом правильно установлены фактические обстоятельства дела, указывающие на наличие события административного правонарушения и виновности Устюшенкова Я.В. в его совершении.
Действия Устюшенкова Я.В. правильно квалифицированы по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции данной статьи.
Нарушений норм КоАП РФ, регламентирующих производство по делу об административном правонарушении, влекущих изменение или отмену постановления Должностного лица, суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст.30.5- 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░ ░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.12.3 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 10-░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░