Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-562/2023 (2а-3203/2022;) ~ М-2863/2022 от 15.12.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2023 г. г. Тольятти

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Томиловой М.И.,

при секретаре Кондратьевой И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 63RS0030-01-2022-005140-40 (производство № 2а-562/2023 (2а-3203/2022) по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Емельяновой Е.В о взыскании недоимки по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к Емельяновой Е.В. о взыскании недоимки по земельному налогу налогу в размере 2436 руб., пени 149,43руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 3372 руб., пени в размере 56,56 руб.

Требования мотивированы тем, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ей имущества, не своевременно исполнила установленную законом обязанность по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц, в связи с чем в ее адрес были направлены требования об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность, которые оставлены без исполнения.

20.06.2022г. мировым судьей судебного участка №108 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области по заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ №2а-1910/2022 о взыскании Емельяновой Е.В. задолженности по налогам и пени, который определением от 22.07.2022г. отменен.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Емельянова Е.В. в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

При указанных выше обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области не подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. 399 НК РФ).

Объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ, признается расположенное в пределах муниципального образования, имущество, в том числе, квартира.

Как указано в ст. 405 НК РФ, налоговым периодом для уплаты налога на имущество физических лиц является календарный год.

Обязанность исчисления суммы налога, в соответствии с требованиями ст. 408 НК РФ возложена на налоговые органы.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов), (статья 389 НК РФ)

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в 2016-2020 г.г. Емельнова Е.В. являлась собственником земельного участка расположенного по адресу: .... а также квартиры расположенной по адресу: ....

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).

Налоговым органом в адрес налогоплательщика Емельяновой Е.В. были направлены налоговые уведомления № 44838302 от 25.07.2019г., №54699774 от 01.09.2020 г., №45757446 от 01.09.2021 г., в которых предлагалось уплатить в установленные законом сроки транспортные налоги на вышеуказанное имущество.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлена налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Межрайонной ИФНС России по Самарской области посредством почтовой связи в адрес Емельяновой Е.В. были направлены требования об уплате недоимки по налогам и пени:

-№76005 по состоянию на 27.08.2018г. об уплате пени по налогу на имущество, земельному налогу в размере 52 руб., со сроком уплаты до 03.12.2018г.;

-№66867 по состоянию на 11.07.2019г. об уплате пени по налогу на имущество, земельному налогу в размере 71,32 руб., со сроком уплаты до 06.11.2019г.;

-№15917 по состоянию на 11.02.2020г. об уплате за 2018 налоговый период транспортного налога в размере 817 руб., пени – 11,99 руб., со сроком уплаты до 25.03.2020г.;

-№20175 по состоянию на 21.07.2021г. об уплате за 2019 налоговый период земельного налога в размере 817руб., налога на имущество физических лиц в размере 1606 руб., пени – 73,34 руб., со сроком уплаты до 24.11.2021г.;

-№105285 по состоянию на 20.12.2021г. об уплате за 2020 налоговый период налога на имущество в размере 1766 руб., земельного налога в размере 802 руб., пени – 11,56 руб., со сроком уплаты до 03.02.2022г.

В установленный срок обязанность по уплате недоимки по налогам исполнена не была.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

На основании письма ФНС России от 07.09.2021гг. №КЧ-4-8/12644@ «О централизации функций по управлению долгом», в соответствии с приказом УФНС России по Самарской области от 28.12.2021г. №01-04/230 с 01.03.2022г. функции по управлению долгом централизованы на базе Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области.

В соответствии с Положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области, утверждённым приказом УФНС России по Самарской области от 30.12.2021г. №01-04/237, Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции, в том числе, по управлению долгом в части урегулирования (взыскания) задолженности.

В связи с неисполнением требований об уплате недоимки по налогам и пени, Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании Емельяновой Е.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 3372 руб., пени в размере 56,56 руб., земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 2436 руб., пени в размере 149,43 руб., на общую сумму 6013,99 руб.

Мировым судьей судебного участка № 108 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области 20.06.2022 г. был вынесен судебный приказ № 2а-1910/2022, который определением от 22.07.2022 г. отменен на основании возражений поступивших от должника.

После отмены судебного приказа, 15.12.2022 г. налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика не исполненной задолженности по налогам и по пени.

Судом установлено и следует из материалов дела, что по входящим в предмет настоящего административного иска требованиям сумма задолженности Емельяновой Е.В. не превышает 10 000 рублей.

Таким образом, срок уплаты задолженности по самому раннему требованию №76005 от 27.08.2018г., выставленному налоговым органом Емельяновой Е.В. - до 03.12.2018 г., шестимесячный срок подачи заявления о взыскании недоимки по налогам и пени начал исчисляться с указанной даты и истек 03.06.2022 г. (03.12.2018 г. + 3 года+6 месяцев).

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Мартыновой Ю.С. налоговой задолженности, составляющей предмет настоящего административного иска, Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась 20.06.2022 г., то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока.

На основании ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

При этом суд учитывает, что возможность восстановления пропущенного срока действующее законодательство связывает с наличием обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные законом сроки.

Как указал Конституционный суд РФ в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.02.2012 г. № 479-О-О указал, что не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, с учетом того, что налоговый орган, обращаясь с исковым заявлением о взыскании с Емельяновой Е.В. недоимки по налогам и пени уже утратил право на принудительное взыскание налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом исковых требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к Емельяновой Е.В о взыскании недоимки по налогам и пени – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.01.2023 г.

Судья М.И. Томилова

2а-562/2023 (2а-3203/2022;) ~ М-2863/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИ ФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Емельянова Е.В.
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Томилова М. И.
Дело на странице суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
15.12.2022Регистрация административного искового заявления
15.12.2022Передача материалов судье
20.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2023Дело оформлено
06.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее