№ 2а-2529/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2018 г. г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
при секретаре судебного заседания Палаткиной А.С.,
с участием в деле:
административного истца Козлова Н.А., его представителя адвоката Арискина С.И., действующего на основании ордера № 2737 от 09.10.2018,
административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия», его представителя Беляркиной М.С., действующей на основании доверенности №5287 от 05.10.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козлова Н. А. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным решения призывной комиссии городского округа Саранск от 21 июня 2018 года, обязании выдать военный билет
установил:
Козлов Н.А. обратился в суд с указанным выше административным иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия», в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии городского округа Саранск от 21 июня 2018 года № 5У о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислении в запас по достижении 27 лет, обязать выдать военный билет.
В обоснование административного иска о признании этого решения незаконным, сослался на то, что решением призывной комиссии ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 1 октября 2015 года, а после прекращения ее действия мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении него военным комиссариатом не проводились, соответственно, от службы в армии он не уклонялся, зачисление в запас в связи с достижением предельного возраста как не прошедшего военную службу без законных оснований с выдачей справки взамен военного билета является неправомерным и нарушает его трудовые права.
В судебном заседании административный истец Козлов Н.А. и его представитель Арискин С.И. исковые требования поддержали по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Беляркина М.С. с исковыми требованиями не согласилась, дав возражения согласно доводам письменного отзыва.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства суд приходит к следующему.
Козлов Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 16.11.2012 состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата по городу Саранску.
Призывная комиссия на основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решением от 5 октября 2011 года предоставила истцу очередную отсрочку от призыва на военную службу на время обучения в аспирантуре до 1 октября 2015 года.
14 марта 2016 года Козлов Н.А. достиг возраста 27 лет.
Решением призывной комиссии Республики Мордовия от 15 мая 2018 года, на основании рекомендаций заседания комиссии по противодействию коррупции в военном комиссариате от 18 июля 2016 г., решение призывной комиссии городского округа Саранск от 25 мая 2016 года № 3У, которым Козлов Н.А. был передан в запас по достижении 27 лет, отменено.
Решением призывной комиссии городского округа Саранск от 21 июня 2018 года № 5У административный истец зачислен в запас по достижении 27 лет как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, что оформлено протоколом заседания призывной комиссии и записью в учетно-алфавитной книге призывников 1989 года.
Оснований считать состоявшееся заседание призывной комиссии неправомочным, у суда не имеется.
Не согласившись с указанным выше решением призывной комиссии, Козлов Н.А. 13.09.2018 обратился в суд с административным иском о признании этого решения незаконным.
В соответствии с положениями части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации), если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Указанный срок обращения в суд с данным административным иском Козловым Н.А. соблюден.
Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного Закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ закона введен в действие Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ, с 1 января 2014 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Таким образом, анализируя приведенные нормы, оспариваемое решение о зачислении в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета Козлова Н.А. данных о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с 1 января 2014 года до достижения им возраста 27 лет, то есть до 14 марта 2016 года.
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, именно на военный комиссариат в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.
Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Указом Главы Республики Мордовия от 29.09.2015 N 321-УГ "О создании призывных комиссий в Республике Мордовия" была создана призывная комиссия городского округа Саранск, которая осуществляла призыв на военную службу граждан, состоящих на воинском учёте в отделе военного комиссариата по г. Саранску в октябре – декабре 2015 года.
На основании п. 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
В книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в отдел военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранску и выдачи им повесток (раздел II) (учтено по перечню номенклатуры №14-2015, хранить 3 года) под номером 00763 зарегистрирована повестка на имя Козлова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>. Согласно указанной повестке Козлов Н.А. должен был явиться на мероприятия, связанные с призывом на военную службу 20.11.2015. В графе «отметка о прибытии» в книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в отдел военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранску и выдачи им повесток, стоит отметка о неявке призывника на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Из пояснений представителя административного ответчика следует, что повестка по месту регистрации административного истца не вручена ввиду отсутствия последнего.
Оповещение Козлова Н.А. повесткой, учтенной за номером 00763, 08.11.2015 по адресу регистрации (факт проживания в указанный период по адресу: <адрес> административный истец в судебном заседании подтвердил), производил технический работник ФИО3, направленный в военный комиссариат в соответствии с постановлением Администрации г.о. Саранск от 30.09.2015 № 2825 в целях обеспечения выполнения мероприятий, связанных с осенним призывом на военную службу граждан на территории городского округа Саранск на основании приказа МП г.о. Саранск «ГаражСтройЭксплуатация» № 302-4/л от 01.10.2015.
Указанное лицо, будучи опрошенном в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснить об обстоятельствах рассматриваемого административного дела не смогло ввиду значительного периода времени, прошедшего после описываемых событий, при этом свою подпись в представленном ему на обозрение корешке повестки – подтвердило.
Как указано в корешке повестки, учтенной за номером 00763, представленном в подлинном экземпляре суду, вручить данную повестку непосредственно призывнику Козлову Н.А. не представилось возможным.
Таким образом, указанная выше книга учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат, которая в обязательном порядке должна заполняться при направлении повестки призывнику, сведения о направлении повестки Козлову Н.А. содержит.
Согласно п. 7 приложения N 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. приказом Минобороны России N 400 от 02.10.2007, в случае уклонения гражданина от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, председатель призывной комиссии или военный комиссар в установленном порядке направляет в соответствующий территориальный орган внутренних дел персональные письменные обращения для принятия мер по обеспечению его прибытия на указанные мероприятия.
Подпунктом "ж" пункта 4 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утв. Приказом Министра обороны Российской Федерации N 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации N 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 197 от 10 сентября 2007 года установлено, что военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения.
В силу подпункта "а" и "б" пункта 5 указанной Инструкции начальники отделов внутренних дел или лиц, исполняющих их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимать необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 27 ноября 2015 года военным комиссаром г. Саранска в адрес органов внутренних дел – начальнику ОП №3 УМВД России по г.о. Саранск направлялось обращение об установлении местонахождения Козлова Н.А., которому не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат г. Саранска 20 ноября 2015 года на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а в случае установления местонахождения вручения повестки для явки в военный комиссариат.
Обращение об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат г. Саранска, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечения его прибытия на указанные мероприятия от 27 ноября 2015 года, расценено судом как доказательство, подтверждающее надлежащее осуществление мероприятий, направленных на организацию призыва Козлова Н.А. на военную службу. Обращение содержит дату, когда лицу необходимо явиться в военный комиссариат (до 17.12.2015), содержит верные сведения о дате рождения и месте жительства призывника.
Согласно документу об исполнении обращения (невозможности его исполнения), составленном сотрудником внутренних дел, - рапорту УУП ОП №3 УМВД России по г.о. Саранск лейтенанта полиции ФИО2 от 04.12.2015 начальник отдела военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранску органом внутренних дел был извещен о невозможности вручения повестки Козлову Н.А. о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, а также о невозможности обеспечить его прибытие в военный комиссариат в связи с тем, что по адресу: <адрес>, временно не проживает.
Показания опрошенного в суде свидетеля ФИО1 об обстоятельствах работы административного истца в спорный период времени в Администрации г.о. Саранск сами по себе доказательством незаконности обжалуемого решения призывной комиссии не являются.
В силу статьи 84 КАС Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Разрешая заявленные Козловым Н.А. требования, суд, руководствуясь нормами права, регулирующими возникшие правоотношения, пришел к выводу, что поскольку после прекращения действия предоставленной административному истцу отсрочки от призыва на военную службу до 1 октября 2015 года, мероприятия, связанные с его призывом на военную службу до достижения им возраста 27 лет военным комиссариатом проводились, в материалах дела имеются доказательства о направлении ему соответствующей установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат, основания для принятия судом решения о признании обжалуемого решения призывной комиссии незаконным и отмене его отсутствуют.
Решение призывной комиссии городского округа Саранск от 21 июня 2018 года о признании Козлова Н.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислении в запас по достижении 27 лет принято в рамках предоставленной призывной комиссии городского округа Саранск компетенции с соблюдением требований норм законодательства, порядок принятия решения соблюден.
Согласно пунктам 1, 4, 6 статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, за исключением перечисленных в данном законе категорий, обязаны состоять на воинском учете, порядок которого определяется данным Федеральным законом и Положением о воинском учете. Документы воинского учета должны содержать сведения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.07.2014 N 495 утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, предусматривающая Порядок ведения и хранения справки взамен военного билета (приложение к форме N 1/У), согласно пункту 1 которого такая справка оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, поскольку военный билет в таком случае не выдается.
При изложенных обстоятельствах административные исковые требования Козлова Н.А. не подлежит удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований Козлова Н. А. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Мордовия» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии городского округа Саранск от 21 июня 2018 года, обязании выдать военный билет, в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12 октября 2018 г.
Судья А.К. Чибрикин