ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2013 года |
город Гаджиево |
Гаджиевский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Михайлюка А.С., при секретаре Черняк В.И., с участием заявителя Безбородова С.А., представителя заявителя Пинчука Ю.В., командира войсковой части 0000 капитана 1 ранга Зеликова Д.А., представителей командира войсковой части 0000 капитана 2 ранга Патракова А.С., капитана 3 ранга Федорина А.Н., Фёдоровой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 0000 капитан-лейтенанта Безбородова С.А. (…) об оспаривании действий командира войсковой части 0000, связанных с отказом в предоставлении дополнительных суток отдыха,
УСТАНОВИЛ:
Безбородов обратился в военный суд с заявлением, в котором, с учетом пояснений и уточнений, сделанных в ходе судебного заседания, просил:
- признать бездействие и решение должностного лица командира войсковой части 0000 в отношении заявителя незаконным;
- обязать командира войсковой части 0000 предоставить заявителю дополнительные сутки отдыха в количестве неиспользованных суток отдыха в количестве 00 суток, в соответствии с параграфом 00 приказа командира войсковой части 0000 № 00 от (…).
Заявитель и его представитель в судебном заседании на указанных требованиях настаивали в полном объеме, при этом каждый в отдельности пояснили, что несмотря на неоднократное обращение к командиру войсковой части 0000, дополнительные сутки отдыха так и не были ему предоставлены, чем было нарушено право на отдых. Аргументируя причины пропуска срока на обращение с заявлением в суд, заявитель и его представитель показали, что Безбородов не мог обратиться в суд, поскольку находился в служебной командировке, затем был направлен в госпиталь для прохождения военно-врачебной комиссии, был направлен в отпуск на территорию иностранного государства, а о нарушении его прав Безбородову стало известно только после получения ответа из военной прокуратуры, в связи с чем он полагал, что срок на обращение в суд им пропущен не был.
Командир войсковой части 0000 и его представители, каждый в отдельности, просили в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме. В обоснование своей позиции показали, что заявителем не был соблюден порядок, установленный командиром войсковой части 0000 для получения дополнительных суток отдыха, кроме того, Безбородовым пропущен срок на обращение с заявлением в суд, а поскольку войсковая часть 0000 являет частью постоянной готовности, то оспариваемые сутки отдыха вовсе не могут быть предоставлены заявителю.
Руководитель Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ЕРЦ), надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, о причинах неявки не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Рапортом от (…) г. Безбородов обратился к командиру войсковой части 0000 с просьбой о предоставлении дополнительных суток отдыха.
На основании выписного эпикриза, результатов обследования, свидетельства о болезни № 000 установлено, что Безбородов в период (…) проходил военно-врачебную комиссию в ФГКУ «1469 ВМКГ» Министерства обороны Российской Федерации для выяснения годности к прохождению военной службы.
Сообщениями командира войсковой части 0000 от (…) г. до Безбовродова доведено решение по его рапортам, а так же разъяснен порядок и расчет предоставляемых отпусков и дополнительных суток отдыха.
Приказом командира войсковой части 0000 № 000 от (…) г. до военнослужащих войсковой части 0000 было доведено о наличии перед ними задолженностей по нереализованным основным и дополнительным суткам отдыха.
На основании приказов командира войсковой части № 00 от (…) г., № 00 от (…) г., № 00 от (…) г., № 00 от (…) г., № 00 от (…) г., № 00 от (…) г., № 00 от (…) г., № 00 от (…) г., № 00 от (…) г., № 00 от (…) г., № 00 от (…) г., № 00 от (…) г. Безбородову были предоставлены основные отпуска, а так же дополнительные сутки отдыха.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ «О статусе военнослужащих») общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 указанной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1237 от 16 сентября 1999 г. (далее – Положение).
Согласно п. 1 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха, установленного Положением (далее - Порядок), учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее - сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ "О статусе военнослужащих" и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале.
В соответствии с п. 3 Порядка, когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. При этом, дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.
Буквальный анализ вышеуказанных норм говорит о недопустимости накопления данных суток отдыха, так как они должны предоставляться своевременно по рапорту военнослужащего, в другие дни недели, а по желанию военнослужащего, указанные сутки присоединяются к основному отпуску, но в количестве не более 30 суток.
Как установлено в судебном заседании, Безбородов был своевременно ознакомлен с содержанием параграфов 00-00 приказа командира войсковой части 0000 № 00 от (…) г. и знал о наличии задолженности по дополнительным суткам отдыха, а с рапортом о предоставлении дополнительных суток отдыха обратился (…) г. Отказывая в предоставлении дополнительных суток отдыха, командир войсковой части 0000 (…) г. указал на невозможность предоставления указанных суток отдыха без выполнения со стороны Безбородова необходимых действий по сдаче документов.
В (…) г. и (…) г. заявитель повторно обращался с просьбой о предоставлении дополнительных суток отдыха, на что неоднократно получал отказ.
В соответствии со ст. 221 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации (далее – УВС), утвержденного указом Президента РФ № 1495 от 10 ноября 2007 года, военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях постоянной готовности дополнительный отдых в случае участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени – не предоставляется. Вместе с тем, в соответствии с абз. 4 ст. 220 УВС, такие военнослужащие имеют право на денежную компенсацию в размере денежного содержания за каждые дополнительные сутки отдыха.
Однако, в нарушение ст. 249 ГПК РФ ни командиром войсковой части, ни его представителями, каких-либо доказательств в подтверждение доводов об отнесении войсковой части 0000 к частям постоянной готовности представлено не было.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с п. 14 ст. 29 Положения в случае, когда основной и (или) дополнительные отпуска за истекший год не были предоставлены военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, отпуск предоставляется военнослужащему в первом квартале следующего года с учетом времени проезда к месту использования отпуска и обратно.
Согласно п. 7 приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 мая 1999 года № 333 (в редакции от 31 мая 2008 года) "О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации", в целях обеспечения изучения личным составом нормативных правовых актов установлены правовые минимумы для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Правовые минимумы содержат Конституцию Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, международные нормативные правовые акты, составляющие основу международного гуманитарного права. Решениями главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих родами войск, начальников центральных органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации в правовые минимумы могут включаться нормативные правовые акты с учетом специфики вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, центральных органов военного управления.
Указанные нормативно-правовые акты полностью опровергают доводы заявителя и его представителя о том, что о нарушении прав Безбородову стало известно только из ответа, поступившего из военной прокуратуры, поскольку изучение руководящих документов является не правом, а обязанностью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, следовательно, о нарушении прав Безбородову стало известно с 1 апреля 2013 г.
Таким образом, заявителем, даже с учетом времени нахождения в военном госпитале в период с (…) по (…) г., существенно пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с заявлением, а его доводы о невозможности обратиться в суд в связи с нахождением в командировке, отпуске и обращении в военную прокуратуру являются безосновательными.
Каких-либо иных уважительных причин пропуска трехмесячного срока на обращение в суд заявителем и его представителем представлено не было, в связи с чем, в удовлетворении требований заявителя, суд считает необходимым отказать.
Кроме того, оснований для взыскания государственной пошлины, предусмотренных ст. 98 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части 0000 капитан-лейтенанта Безбородова С.А. об оспаривании действий командира войсковой части 0000, связанных с отказом в предоставлении дополнительных суток отдыха – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано вапелляционном порядке в Северный флотский военный суд, через Гаджиевский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.С. Михайлюк