Дело № 2а-5005/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Шумейко Е.С.,
при секретаре Суминой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Банка России в лице Отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж) к Кредитному потребительскому кооперативу «Социальная касса», Мельникову ФИО24, Колтакову ФИО25, Золотухину ФИО26, Губскому ФИО27, Канарейкину ФИО28, Качала ФИО29, Маликову ФИО30, Мельниковой ФИО31, Мещерякову ФИО32, Маликову ФИО33 Понамареву ФИО34, Тимохину ФИО35, Тройнину ФИО36, Бородину ФИО37, Чернышевой ФИО38:
- о ликвидации КПК «Социальная касса»
- о возложении обязанности по ликвидации на учредителей,
установил:
Банк России в лице Отделения Воронеж обратился в суд с административным исковым заявлением к Кредитному потребительскому кооперативу «Социальная касса» о ликвидации, о возложении обязанности по ликвидации на учредителей, ссылаясь на невыполнение кредитным кооперативом установленного ч. 3 ст. 35 Закона о кредитной кооперации требования, что нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит действующему в сфере кредитной кооперации законодательству.
В судебном заседание представитель административного истца Банк России в лице Отделения Воронеж Никитина Ю.А., поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель КПК «Социальная касса» по доверенности Лебедева О.И. возражала относительно заявленных требований.
Ответчики Губский В.М., Понамарев Н.С. против удовлетворения исковых требований не возражали.
Ответчики Мельников А.Б., Колтаков В.И., Золотухин Н.М., Канарейкин А.Д., Качала В.П., Маликов И.С., Мельникова О.В., Мещеряков И.Н., Маликов С.И., Тимохин Н.Н., Тройнин В.И., Бородин О.Н., Чернышева М.А. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени слушания дела надлежащим образом, судебные повестки возвращены в адрес суда за истечением срока хранения.
По правилам статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, устанавливают, что не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.
Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия (часть 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 263 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.
Суд, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В силу пункта 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 5, пункта 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" Банк России осуществляет регулирование отношений в сфере кредитной кооперации, в том числе в рамках установленных полномочий обращается в суд с требованием о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом о кредитной кооперации.
В силу пункта 9.1 статьи 4, статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно п. 12 ст. 76.1 Закона о Центральном банке, лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. Согласно п. 8 ч. 2 ст. 5 Закона о кредитной кооперации Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 11.12.2015 № ОД-3565 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации саморегулируемыми организациями кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовыми организациями, ломбардами, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами в Банке России» контроль и надзор за кредитными потребительскими кооперативами осуществляют территориальные учреждения Банка России на подведомственных им территориях.
Согласно сведениям о юридическом лице, размещенным на сайте ФНС России (www.nalog.ru) Кредитный потребительский кооператив «Социальная касса» (сокращенное наименование - КПК «Социальная касса», ОГРН № ИНН №, место нахождения: <адрес> является действующим юридическим лицом.
В судебном заседании исследованы предоставленные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> документы (копии учредительных документов), согласно которым КПК «Социальная касса» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ДД.ММ.ГГГГ
Учредителями Кредитный потребительский кооператив «Социальная касса» на момент его создания, являлись 20 физических лиц: Мельников ФИО39, Колтаков ФИО40, Золотухин ФИО41, Губский ФИО42, Канарейкин ФИО43, Качала ФИО44, Маликов ФИО45 Мельникова ФИО46, Мещеряков ФИО47, Маликов ФИО48, Понамарев ФИО49, Тимохин ФИО50, Тройнин ФИО51, Бородин ФИО52, Чернышева ФИО53.
Из устава кредитного кооператива следует, что КПК «Социальная касса» является некоммерческой организацией, деятельность которого не связана с целью извлечения прибыли, созданной добровольно объединившимися гражданами для удовлетворения потребности в финансовой взаимопомощи.
Создание и деятельность кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней регулируется положениями Закона о кредитной кооперации.
Согласно части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов, создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с Законом о кредитной кооперации, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения части 3 статьи 35 вышеназванного закона.
Согласно данным ЕГРЮЛ КПК «Социальная касса» не является потребительским кооперативом 2-го уровня в значении, определенном подпунктом 4 части 3 статьи 1 Закона о кредитной кооперации (кредитный кооператив второго уровня - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы).
В соответствии со ст. 37 Закона о кредитной кооперации и п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» на сайтах саморегулируемых организаций должна размещаться информация о реестре членов.
В силу п. 4, 5 ч. 2 ст. 5 Закона о кредитной кооперации Банк России ведет Государственные реестры кредитных потребительских кооперативов, а также саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов (информация находится в свободном доступе на сайте ЦБ РФ - www.cbr.ru). Согласно Указанию Банка России от 16.12.2015 №3898-У «О порядке ведения Банком России государственного реестра кредитных потребительских кооперативов» в данном реестре содержатся сведения в отношении кредитного потребительского кооператива, в том числе наименование саморегулируемой организации, членом которой является кооператив, дата вступления и исключения из членов саморегулируемой организации.
На основании объяснений представителя административного истца, представителя ответчика КПК «Социальная касса», ответчиков Губского В.М., Понамарева Н.С., итогов мониторинга сайтов в сети Интернет, ответов судом установлено, что КПК «Социальная касса», в нарушение части 3 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, никогда не являлся и не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных кооперативов.
Таким образом, невыполнение кредитным кооперативом установленного ч. 3 ст. 35 Закона о кредитной кооперации требования нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит действующему в сфере кредитной кооперации законодательству и является самостоятельным и достаточным основанием для инициирования Банком России процедуры ликвидации такого кредитного кооператива в судебном порядке в соответствии с частью 4 статьи 35 Закона о кредитной кооперации. В связи с чем, Банк России в лице его территориального учреждения (Отделение Воронеж) инициирует процедуру ликвидации КПК «Социальная касса».
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в том числе при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации.
На основании п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда обязанность по совершению действий по ликвидации кредитного кооператива может быть возложена на его учредителей (участников).
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 ГК РФ.
Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей (участников) КПК «Социальная касса» и выполнения следующих необходимых действий, связанных с его ликвидацией: назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации в соответствии с законом; помещение в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикации о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторами составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществление ликвидационной комиссией продажи имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; осуществление ликвидационной комиссией выплаты денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами составление и утверждение ликвидационного баланса; представление в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности кредитного кооператива.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административные ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не направили в суд представителя, не представили суду своих доводов и возражений, не опровергли доводы административного истца, что рассматривается судом как нежелание воспользоваться предоставленными правами.
Руководствуясь главой 27, ст. ст. 262-264 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Банка России в лице Банка России в лице Отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж) о возложении обязанности по ликвидации КПК «Социальная касса» удовлетворить.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Социальная касса» (сокращенное наименование - КПК «Социальная касса», ОГРН № ИНН <адрес> место нахождения: <адрес>
Возложить обязанность по осуществлению ликвидации КПК ««Социальная касса» на его учредителей (участников): Мельникова ФИО54, Колтакова ФИО55, Золотухина ФИО56, Губского ФИО57, Канарейкина ФИО58, Качала ФИО59, Маликова ФИО60 Мельникову ФИО61, Мещерякова ФИО62, Маликова ФИО63, Понамарева ФИО64, Тимохина ФИО65, Тройнина ФИО66, Бородина ФИО67, Чернышеву ФИО68 в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Дело № 2а-5005/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Шумейко Е.С.,
при секретаре Суминой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Банка России в лице Отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж) к Кредитному потребительскому кооперативу «Социальная касса», Мельникову ФИО24, Колтакову ФИО25, Золотухину ФИО26, Губскому ФИО27, Канарейкину ФИО28, Качала ФИО29, Маликову ФИО30, Мельниковой ФИО31, Мещерякову ФИО32, Маликову ФИО33 Понамареву ФИО34, Тимохину ФИО35, Тройнину ФИО36, Бородину ФИО37, Чернышевой ФИО38:
- о ликвидации КПК «Социальная касса»
- о возложении обязанности по ликвидации на учредителей,
установил:
Банк России в лице Отделения Воронеж обратился в суд с административным исковым заявлением к Кредитному потребительскому кооперативу «Социальная касса» о ликвидации, о возложении обязанности по ликвидации на учредителей, ссылаясь на невыполнение кредитным кооперативом установленного ч. 3 ст. 35 Закона о кредитной кооперации требования, что нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит действующему в сфере кредитной кооперации законодательству.
В судебном заседание представитель административного истца Банк России в лице Отделения Воронеж Никитина Ю.А., поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель КПК «Социальная касса» по доверенности Лебедева О.И. возражала относительно заявленных требований.
Ответчики Губский В.М., Понамарев Н.С. против удовлетворения исковых требований не возражали.
Ответчики Мельников А.Б., Колтаков В.И., Золотухин Н.М., Канарейкин А.Д., Качала В.П., Маликов И.С., Мельникова О.В., Мещеряков И.Н., Маликов С.И., Тимохин Н.Н., Тройнин В.И., Бородин О.Н., Чернышева М.А. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени слушания дела надлежащим образом, судебные повестки возвращены в адрес суда за истечением срока хранения.
По правилам статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, устанавливают, что не полученные адресатами (их уполномоченными представителями) регистрируемые почтовые отправления и почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.
Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия (часть 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 263 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.
Суд, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В силу пункта 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 5, пункта 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" Банк России осуществляет регулирование отношений в сфере кредитной кооперации, в том числе в рамках установленных полномочий обращается в суд с требованием о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом о кредитной кооперации.
В силу пункта 9.1 статьи 4, статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно п. 12 ст. 76.1 Закона о Центральном банке, лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. Согласно п. 8 ч. 2 ст. 5 Закона о кредитной кооперации Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 11.12.2015 № ОД-3565 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации саморегулируемыми организациями кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовыми организациями, ломбардами, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами в Банке России» контроль и надзор за кредитными потребительскими кооперативами осуществляют территориальные учреждения Банка России на подведомственных им территориях.
Согласно сведениям о юридическом лице, размещенным на сайте ФНС России (www.nalog.ru) Кредитный потребительский кооператив «Социальная касса» (сокращенное наименование - КПК «Социальная касса», ОГРН № ИНН №, место нахождения: <адрес> является действующим юридическим лицом.
В судебном заседании исследованы предоставленные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> документы (копии учредительных документов), согласно которым КПК «Социальная касса» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ДД.ММ.ГГГГ
Учредителями Кредитный потребительский кооператив «Социальная касса» на момент его создания, являлись 20 физических лиц: Мельников ФИО39, Колтаков ФИО40, Золотухин ФИО41, Губский ФИО42, Канарейкин ФИО43, Качала ФИО44, Маликов ФИО45 Мельникова ФИО46, Мещеряков ФИО47, Маликов ФИО48, Понамарев ФИО49, Тимохин ФИО50, Тройнин ФИО51, Бородин ФИО52, Чернышева ФИО53.
Из устава кредитного кооператива следует, что КПК «Социальная касса» является некоммерческой организацией, деятельность которого не связана с целью извлечения прибыли, созданной добровольно объединившимися гражданами для удовлетворения потребности в финансовой взаимопомощи.
Создание и деятельность кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней регулируется положениями Закона о кредитной кооперации.
Согласно части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов, создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с Законом о кредитной кооперации, прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
В соответствии с частью 4 статьи 35 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения части 3 статьи 35 вышеназванного закона.
Согласно данным ЕГРЮЛ КПК «Социальная касса» не является потребительским кооперативом 2-го уровня в значении, определенном подпунктом 4 части 3 статьи 1 Закона о кредитной кооперации (кредитный кооператив второго уровня - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы).
В соответствии со ст. 37 Закона о кредитной кооперации и п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» на сайтах саморегулируемых организаций должна размещаться информация о реестре членов.
В силу п. 4, 5 ч. 2 ст. 5 Закона о кредитной кооперации Банк России ведет Государственные реестры кредитных потребительских кооперативов, а также саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов (информация находится в свободном доступе на сайте ЦБ РФ - www.cbr.ru). Согласно Указанию Банка России от 16.12.2015 №3898-У «О порядке ведения Банком России государственного реестра кредитных потребительских кооперативов» в данном реестре содержатся сведения в отношении кредитного потребительского кооператива, в том числе наименование саморегулируемой организации, членом которой является кооператив, дата вступления и исключения из членов саморегулируемой организации.
На основании объяснений представителя административного истца, представителя ответчика КПК «Социальная касса», ответчиков Губского В.М., Понамарева Н.С., итогов мониторинга сайтов в сети Интернет, ответов судом установлено, что КПК «Социальная касса», в нарушение части 3 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, никогда не являлся и не является членом ни одной из саморегулируемых организаций кредитных кооперативов.
Таким образом, невыполнение кредитным кооперативом установленного ч. 3 ст. 35 Закона о кредитной кооперации требования нарушает права неопределенного круга лиц, противоречит действующему в сфере кредитной кооперации законодательству и является самостоятельным и достаточным основанием для инициирования Банком России процедуры ликвидации такого кредитного кооператива в судебном порядке в соответствии с частью 4 статьи 35 Закона о кредитной кооперации. В связи с чем, Банк России в лице его территориального учреждения (Отделение Воронеж) инициирует процедуру ликвидации КПК «Социальная касса».
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в том числе при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации.
На основании п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда обязанность по совершению действий по ликвидации кредитного кооператива может быть возложена на его учредителей (участников).
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 ГК РФ.
Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей (участников) КПК «Социальная касса» и выполнения следующих необходимых действий, связанных с его ликвидацией: назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации в соответствии с законом; помещение в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикации о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторами составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществление ликвидационной комиссией продажи имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; осуществление ликвидационной комиссией выплаты денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами составление и утверждение ликвидационного баланса; представление в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности кредитного кооператива.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административные ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не направили в суд представителя, не представили суду своих доводов и возражений, не опровергли доводы административного истца, что рассматривается судом как нежелание воспользоваться предоставленными правами.
Руководствуясь главой 27, ст. ст. 262-264 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Банка России в лице Банка России в лице Отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж) о возложении обязанности по ликвидации КПК «Социальная касса» удовлетворить.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Социальная касса» (сокращенное наименование - КПК «Социальная касса», ОГРН № ИНН <адрес> место нахождения: <адрес>
Возложить обязанность по осуществлению ликвидации КПК ««Социальная касса» на его учредителей (участников): Мельникова ФИО54, Колтакова ФИО55, Золотухина ФИО56, Губского ФИО57, Канарейкина ФИО58, Качала ФИО59, Маликова ФИО60 Мельникову ФИО61, Мещерякова ФИО62, Маликова ФИО63, Понамарева ФИО64, Тимохина ФИО65, Тройнина ФИО66, Бородина ФИО67, Чернышеву ФИО68 в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: