Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2015 года г.о.Самара
Кировский районный суд г.о.Самара Самарской области в составе:
Председательствующего Тароян Р.В.
при секретаре Киселевой О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № года по иску Игумновой Н.П. к Министерству имущественных отношений Самарской области, Администрации городского округа Самара о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, мотивируя свои требования следующим.
Истица Игумнова Н.П. с момента рождения, с 1943г., по настоящее время проживает в самовольном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Вместе с ней проживает семья её сына Игумновы Анастасия и Дмитрий. Фактически по данному адресу жилой дом, согласно сведений домовой книги, выстроен и находится в пользовании семьи истицы с 1948 г. (литер Б). На участке также был выстроен литер Б, который использовался, как летний дачный дом. В 2001г. указанный литер А подвергся пожару, что подтверждается справкой ОГПН от ДД.ММ.ГГГГ г., семья стала проживать в литере Б. Для улучшения своих жилищных условий на участке был выстроен жилой дом под литером В.в (дом пригоден для постоянного проживания). В настоящее время семьей Игумновых используется как литер А, так и литер В (оба литера являются самовольными). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в пользовании семьи Игумновых находился земельный участок, площадью 735,2 кв.м., что подтверждается схематическим планом БТИ. Постановлением Главы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ за № Игумновой Н.П. из всего фактически занимаемого участка в 753,80 кв.м. было передано в собственность 185,1 кв.м. вышеуказанного земельного участка, 224,1 кв.м.- в аренду, судьба остальной части участка, площадью 344,6 кв.м. была не определена.
ДД.ММ.ГГГГ. истица получила свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 185,1 кв.м., с целевым назначением участка для садоводства, затем свидетельство было погашено и ДД.ММ.ГГГГ было получено новое на эту же площадь.
Согласно плана границ ЗАО «Геоинформ» фактически в собственности истицы находится участок в границах точек с 1 по 15 - S2, площадью 223, 00 кв.м., S3 485 кв.м. неоформленные правовыми документами и где расположен объект недвижимости. Оставшаяся часть участка, находящаяся в пользовании, в точках с 12 по 35, не оформлена правовыми документами.
Спора по границам земельного участка находящегося в фактическом пользовании Игумновой Н.П. не имеется, поскольку все пограничные участки стоят на кадастровом учете, что подтверждается сведениями топографического плана ЗАО «Геоинформ». Заключением от ДД.ММ.ГГГГ за № Администрация г.о. Самара отказала истице в подтверждении факта создания на земельном участке жилого дома литера Б и надворных построек со ссылкой на то, что литер Б является садовым домом и часть участка была предоставлена истице в собственность.
Согласно имеющихся технических паспортов на здания под литерами Б и В их назначение определено как жилые строения без права регистрации и проживания, то есть здания являются жилыми домами. Отказ, полагает истец, является основанием для обращения в суд с настоящим иском без обращения в Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, ч. 1,2 ст. 15 ЗК РФ, ст. 59 ЗК РФ, п.2.3, ст.9 Закона СО «О земле» истец просит суд признать за Игумновой Н.П. право собственности на земельный участок, площадью 708 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с целевым назначением под жилым домом с приусадебным участком, что соответствует участкам S2 и S3 на плане границ, выполненном ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Геоинформ», по основаниям, изложенным в иске (л.д.3-4).
Истец Игумнова Н.П. и ее представитель адвокат Лапшина И.А., действующая на основании доверенности и ордера, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовали.
Ранее в судебных заседаниях представитель истца Игумновой Н.П. - адвокат Лапшина И.А., действующая на основании доверенности и ордера, заявленные исковые требования поддерживала в полном объеме, просила суд заявленные исковые требования удовлетворить и при постановлении решения суда просила суд руководствоваться документами и доказательствами, предоставленными в обоснование своей позиции по делу.
Представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен правильно и своевременно, предоставил суду ходатайство о замене Министерство имущественных отношений по Самарской области правопреемником - Администрацией городского округа Самара, в связи с внесением изменений в Земельный кодекс РФ, поскольку изменился порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Представитель Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, предоставив суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что поддерживает предоставленный в материалы дела письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому исковые требования не признает и просит суд в удовлетворении иска отказать, руководствуясь доводами изложенными в письменном отзыве (л.д.106-112). При наличии оснований для оставления искового заявления без рассмотрения, предусмотренных ст.222 ГПК РФ, настаивает на рассмотрении дела по существу (л.д.113).
Третьи лица Игумнова А.Ю., Игумнов Д.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены правильно и своевременно, причины неявки суду не сообщили, возражения на иск не представили.
Представитель третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен правильно и своевременно, причины неявки суду не сообщил, возражения на иск не представил.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен правильно и своевременно, причины неявки суду не сообщил, возражения на иск не представил.
Представитель третьего лица - Департамента управления имуществом городского округа Самара, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен правильно и своевременно, причины неявки суду не сообщил, возражения на иск не представил.
Представитель третьего лица - Департамента Строительства по Самарской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен правильно и своевременно, причины неявки суду не сообщил, возражения на иск не представил.
Представитель третьего лица - Департамента лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен правильно и своевременно, причины неявки суду не сообщил, возражения на иск не представил.
Представитель третьего лица - Департамента водных ресурсов по Самарской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен правильно и своевременно, причины неявки суду не сообщил, возражения на иск не представил, предоставив суду сообщение, указав, что в настоящее время не разработаны и не утверждены в установленном порядке проекты установления водоохранных зон и прибрежных полос по рекам Самарской области, а также по Куйбышескому и Саратовскому водохранилищам. В связи с этим отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ не располагает необходимой технической информацией и картографическим материалом для определения точного месторасположения испрашиваемого земельного участка по отношению к водному объекту. Для принятия решения о принадлежности испрашиваемого земельного участка к береговой полосе, водоохранной зоне Саратовского водохранилища необходимо представить более подробный картографический материал, включающий сведения о расположении земельного участка по отношению к водному объекту. На ситуационном плане должна быть отражена следующая информация: расстояние от участка до водного объекта; береговая полоса (20м), определенная для Саратовского водохранилища по НПУ при отметке уровня воды 30,2 м БС, исполнитель работ топосъемки (ФИО, должность), дата проведения работ, название организации, выполнившей геодезические работы, подпись, печать. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ, «Положением об отделе», решение вопросов о предоставлении земельных участков, признании права собственности на земельный участок, государственном кадастровом учете земельного участка не входит в компетенцию отдела. Просили суд провести судебное заседание по данному делу без участия представителя отдела (л.д.103-104).
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений... Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч.2 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ч.1 ст.16 Земельного кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно ч.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ч.3 ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в соответствии со ст.ст.9,10,11 ЗК РФ.
Это означает, что единственным предусмотренным действующим законодательством основанием возникновения права собственности граждан и юридических лиц (ч. 1 ст. 8 ГК РФ) на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, являются сделки о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, заключенные с уполномоченными органами публичной власти.
Согласно ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в уполномоченные исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В соответствие с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006г. были возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В настоящее время, в связи с внесением изменений в Земельный кодекс РФ изменился порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Частью 1 статьи 6 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Законом Самарской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ. «О внесении изменений в Закон Самарской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» и статью 5.1 Закона Самарской области «О земле», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара с ДД.ММ.ГГГГ. осуществляются органами местного самоуправления г.о. Самара.
Согласно пп. «в» п. 1 ст. 22 Устава г.о. Самара, исполнительно-распорядительным органом г.о. Самара является Администрация г.о. Самара.
В силу пп. «з» п. 3 ст. 25 Устава г.о. Самара, Администрация г.о. Самара осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Самарской области к полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и настоящим Уставом, решениями Думы городского округа Самара, постановлениями Администрации городского округа Самара - к полномочиям Администрации городского округа Самара.
Частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) установлено, что систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений представляет собой информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. Департамент наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара (часть 3 статьи 28 Устава городского округа Самара).
Так, истцом Игумновой Н.П. заявлены требования о признании права собственности на земельный участок на основании ч. 8 ст. 9 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О земле».
В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О земле» расположенный в границах населенного пункта земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, на котором расположен созданный до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О собственности в СССР» жилой дом, предоставляется бесплатно в собственность гражданина (граждан), который (которые) фактически использует (используют) данный земельный участок.
В ст. 10.2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О земле» содержится перечень документов, необходимых для приобретения права собственности гражданина (граждан) на земельный участок на основании ч. 8 ст. 9 Закона Самарской области «О земле». К таким документам, в том числе (в определенных Законом случаях), относится заключение комиссии городского округа или муниципального района, подтверждающее создание на земельном участке жилого дома до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О собственности в СССР», а также фактическое пользование заявителем (заявителями) земельным участком (п. 2 ч. 3 ст. 10.2 Закона).
Судом установлено, что заключением Комиссии по подтверждению создания на земельном участке жилого дома до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О собственности в СССР», а также фактического пользования заявителем (заявителями) земельным участком и хозяйственными постройками (сараем, гаражом и баней) по Кировского району городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано в подтверждении факта создания жилого дома (литера Б) на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О собственности в СССР», а также в подтверждении фактического пользования Игумновой Н.П. спорным земельным участком и хозяйственными постройками на данном земельном участке, поскольку при обследовании земельного участка установлено, что дом (литера Б) является садовым и расположен на предоставленном истице по договору аренды земельном участке, часть земельного участка предоставлена заявителю в собственность на основании постановления Главы г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Таким образом, учитывая данные обстоятельства, суд полагает, что оснований для применения ч. 8 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» не имеется.
Так, в настоящее время статьей 39.5 ЗК РФ определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
В соответствии со ст. 9 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ГД «О земле» предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области. Части 3, 4, 8, 10, 12, 13, 14 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» содержат перечень оснований бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц.
Доказательства наличия предусмотренных указанными нормативными актами оснований для получения в собственность земельного участка бесплатно истицей в материалы дела не представлены.
Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № № спорный земельный участок расположен в двух территориальных зонах - зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) и зоне центра рекреационных территорий (Р-1), согласно действующим Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила).
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
На основании пунктов 1, 11, и 12 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе, зоны рекреационного назначения. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно п. 1 статьи 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (пункт 2 названной нормы).
В силу п. 5 указанной статьи, на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охранные зоны устанавливаются в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Судом также установлено и из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне центра рекреационных территорий (Р-1).
Согласно статье 29 Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденным Решением Думы городского округа г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № на карте правового зонирования города Самары (приложение N 3) выделены, в том числе и зоны рекреации: Р-1. Зона центра рекреационных территорий, Р-2. Зона парков, бульваров, набережных, Р-3. Зона природных ландшафтов, Р-4. Зоны особо охраняемых природных территорий, Р-5. Зона садово-дачных участков и коллективных садов.
В соответствии со ст. 30 Правил для данной зоны установлены следующие виды использования недвижимости: основные разрешенные виды использования земельных участков:
- аллеи, сады, скверы; гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов; спортплощадки; спортзалы, бассейны открытые и закрытые; банно-оздоровительные комплексы; универсальные спортивные и развлекательные комплексы; спортарены (с трибунами); клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения; библиотеки, архивы, информационные центры; музеи, выставочные залы; танцзалы, дискотеки; кинотеатры, видеосалоны; театры, концертные залы; аптеки; поликлиники; пункты первой медицинской помощи; предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов; пункты проката; почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции; магазины товаров первой необходимости в отдельностоящем здании общей площадью не более 300 кв. м; торговые центры, выставки товаров в зданиях общей площадью не более 1500 кв. м, на участках площадью не более 2000 кв. м; рестораны, кафе, закусочные, столовые, бары (с предложением алкогольных напитков); индивидуальное обслуживание клиентов; административные и общественные организации; здания офисов, контор различных организаций, фирм, компаний общей площадью не более 400 кв. м и площадью участка не более 100 кв. м; отделения банков; рекламные агентства; объекты, связанные с отправлением культа; киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения; общественные туалеты на участках не более 60 кв. м; отделения милиции;
Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости: - открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей на каждые 30 кв. м общей площади зданий общественного назначения;
виды использования недвижимости, которые требуют специального согласования: казино.
Соответственно, вид использования спорного земельного участка не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне.
Доказательства того, что изначально спорный земельный участок предоставлялся под строительство индивидуального жилого дома, в материалы дела не представлены.
Так, истцом заявлены требования о признании за ней права собственности на земельный участок с разрешенным видом использования: под индивидуальным жилым домом с приусадебным участком.
Однако установление иных видов разрешенного использования недвижимости для территориальных зон возможно лишь в рамках внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре.
Согласно ст.33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения территориальной зоны, а также установления иных видов разрешенного использования земельных участков, не предусмотренных градостроительным регламентом, в судебном порядке, поскольку данное действие в рамках действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре относится к компетенции органа местного самоуправления, а не суда.
Так, в соответствие с ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005г. № 94-ГД «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
В качестве одного из принципов земельного законодательства закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, который устанавливается с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (ч. 1, ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу п.8 ст.1, ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 ГрК РФ градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Как следует из пункта 8 статьи 1 ГрК РФ, градостроительным регламентом в первую очередь устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Земельным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 85) установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) установлено, что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования.
Вывод о соответствии испрашиваемого земельного участка градостроительному зонированию может быть сделан при условии буквального соответствия цели использования, определенной заявлением о его предоставлении, конкретному виду разрешенного использования, определенному градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
Таким образом, использование данного земельного участка с целевым назначением под жилым домом с приусадебным участком не соответствует основным разрешенным видам использования, установленным Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, противоречит пункту 2 статьи 7 ЗК РФ и пункту 1 статьи 36, статье 37 ГрК РФ.
В силу положений части 4 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
В силу положений п. 6 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. «б» ч. 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара наделен полномочиями по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О земле» в собственность граждан в соответствии с указанной статьей предоставляются свободные от прав третьих лиц земельные участки, предусмотренные зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Таким образом, статья 9 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О земле» носит отсылочный характер и не может применяться в отрыве от норм Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации.
Как следует из изложенного, вывод о соответствии испрашиваемого земельного участка градостроительному зонированию может быть сделан при условии буквального соответствия цели использования, определенной заявлением о его предоставлении (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса), конкретному виду разрешенного использования, определенному градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
Таким образом, согласно статье 9 Закона Самарской области от 11.03.2005г. № 94-ГД «О земле», статье 85 Земельного кодекса, не могут быть предоставлены земельные участки, испрашиваемая цель использования которых не входит в перечень видов разрешенного использования, определенных градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
Согласно пункту 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8, пунктом 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктами «б» и «з» пункта 3 статьи 28 Устава городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № 294, ведение информационных систем, включающих сведения о принадлежности земельных участков в городском округе Самара к той или иной территориальной зоне, а также о соответствующих видах разрешенного использования земельных участков, отнесено к компетенции департамента.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ (п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит выводу, что использование земельного участка с целевым назначением под жилым домом с приусадебным участком не соответствует разрешенным видам использования недвижимости, установленным для территориальной зоны, в которой расположен спорный земельный участок и предоставление его в собственность невозможно в силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований суд полагает отказать.
Доводы истца о том, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен с целевым назначением под жилым домом с приусадебным участком, поэтому в силу Закона Самарской области от 11.03.2005г. № 94-ГД «О земле» истец имеет право приобрести в собственность указанный земельный участок не могут быть приняты во внимание, поскольку в качестве одного из принципов земельного законодательства закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации), а в соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Более того, из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок находится в водоохранной зоне р. Волга.
Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, в частности запрещается: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В материалах дела отсутствуют доказательства о соблюдении истицей условий использования земельного участка в водоохранной зоне.
Таким образом, законные основания для признания за истицей права собственности на земельный участок, площадью 708 кв.м., под индивидуальным жилым домом с приусадебным участком, отсутствуют.
Согласно статье 11.1. ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Как следует из п. 3, 5 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», земельный участок как объект недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, существует после проведения его государственного кадастрового учета.
Согласно представленным в материалах дела документам в настоящее время государственный кадастровый учет спорного земельного участка не осуществлен.
Таким образом, спорный земельный участок может считаться существующим с правовой точки зрения как объект права собственности и иных имущественных прав (ст.ст.128,130 ГК РФ) исключительно после проведения его государственного кадастрового учета.
При оценке доводов сторон, обстоятельств дела, суд исходит из обязанностей каждой из сторон, участвующих в деле, доказать обстоятельства, на которые они ссылаются, как на основание своих требований и возражений.
В силу п.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 19.12.2003г. № «О судебном решении»).
При указанных обстоятельствах, суд, исследовав все материалы дела, оценив доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, исследовав всесторонне, полно, объективно и непосредственно имеющиеся в деле доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Игумновой Н.П. к Министерству имущественных отношений Самарской области, Администрации городского округа Самара о признании права собственности на земельный участок - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно апелляционных жалоб, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобами, представлением и поступившими возражениями относительно них.
Председательствующий: подпись
Решение суда изготовлено в окончательной форме 24.04.2015г.
Решение вступило в законную силу: «_____»_____________20___г.
Копия верна:
Судья: Р.В. Тароян
Секретарь: