Судья: фио Дело № 33-54124/2023 (II инстанция)
№ 2-3059/2023 (I инстанция)
УИД 77RS0021-02-2023-001493-16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2023 года адрес
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Федерякиной Е.Ю.,
судей фио, фио,
при помощнике судьи Булгачевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционному представлению Военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона на решение Пресненского районного суда адрес от 25 июля 2023 года, которым постановлено:
«В иске Военного прокурора 42 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести комплекс землеустроительных мероприятий по установлению на местности границ земельного участка военного городка, отказать»,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 42 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности произвести комплекс землеустроительных мероприятий по установлению на местности границ земельного участка военного городка № 17 А, площадью 160 000 кв.м., с адресным ориентиром: адрес (н.п. Сатино-Татарское), адрес, после чего поставить земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости и оформит на него право собственности Российской Федерации.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что 42 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка в войсковой части 61991 требований законодательства государственной собственности, в части надлежащего оформления земель обороны, в ходе которой установлено, что на балансовом учете ФГКУ территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» и передаточного акта от ФГКЭУ «192 КЭЧ адрес от 26.08.2011 находится объект имущества – земельный участок площадью 160 000 кв.м, с адресным ориентиром: адрес (н.п. Сатино-Татарское), адрес. На указанном земельном участке дислоцировано подразделение войсковой части 61991 (командный пункт). Границы земельного участка военного городка № 17А, расположенного вблизи адрес (н.п. Сатино-Татарское), адрес, в соответствии с действующим законодательством не установлены, межевой план на него не составлен, на государственный кадастровый учет указанный объект недвижимости не поставлен, государственная регистрация права собственности на него произведена. По результатам проверки военным прокурором гарнизона в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», начальнику ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, при этом нарушения законодательства не устранены. Ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации и подчиненным Управлением обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания и надлежащего оформления принадлежащего ему объекта недвижимого имущества, влечет нарушение законодательства Российской Федерации, а также создает предпосылки к незаконному вовлечению (отчуждению) земель обороны в хозяйственный оборот со стороны муниципальных органов власти, организаций, физических лиц ввиду отсутствия границ и правоустанавливающих документов на землю (далее - земельный участок).
Представитель истца в судебном заседании исковые требований поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Минобороны РФ в судебном заседании предоставил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица ФГБУ «ЦТУИО» Минобороны России, Департамента военного имущества МО РФ в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец Военный прокурор 42 военной прокуратуры гарнизона по доводам апелляционного представления, указывая, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Судебная коллегия, выслушав представителя ответчика Министерства обороны РФ по доверенности фио, который возражал против доводов апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не содержит положений об обязанности правообладателей уточнять границы, сроки проведения кадастровых (межевых) работ в отношении земельных участков действующим законодательством также не предусмотрены. Кроме того, суд учел пояснения ответчика, который намерен выполнить кадастровые работы, однако для этого необходимо финансирование, которое в настоящее время на указанные цели бюджетом не предусмотрено.
Не находя оснований для удовлетворения иска, суд первой инстанции также указал на то, что прокуратура не является органом, непосредственно осуществляющим надзор в сфере земельного законодательства, а довод прокурора о наличии ущерба Российской Федерации ничем не подтвержден.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как следует из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом военный прокурор вправе был обратиться в суд с заявленными требованиями, а выводы суда первой инстанции об обратном противоречат действующему законодательству.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. ст. 125 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, права собственника и обязанности, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частями 1, 2 и 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации), земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Как следует из материалов дела, 42 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка в войсковой части 51858 требований законодательства государственной собственности, в части надлежащего оформления земель обороны.
В ходе проверки установлено, что на балансовом учете ФГКУ территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» и передаточного акта от ФГКЭУ «192 КЭЧ адрес от 26.08.2011 находится объект имущества - земельный участок площадью 160000 кв.м, с адресным ориентиром: адрес (н.п. Сатино-Татарское), адрес.
На указанном земельном участке дислоцировано подразделение войсковой части 61991 (командный пункт)
Проведенной ранее 42 военной прокуратурой гарнизона проверкой установлено, что границы земельного участка военного городка № 17А, расположенного вблизи адрес (н.п. Сатино-Татарское), адрес, в соответствии с действующим законодательством не установлены, межевой план на него не составлен, на государственный кадастровый учет указанный объект недвижимости не поставлен, государственная регистрация права собственности на него произведена.
Вместе с тем, из письма ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России от 15 ноября 2022 г. № 141/1/11655нс следует, что земельный участок площадью 160 000 кв.м, с адресным ориентиром: адрес (н.п. Сатино-Татарское), адрес включен в перечень первоочередных земельных участков, кадастровые работы в отношении которых необходимо провести.
По сведениям Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, земельный участок включен в перечень земельных участков, в отношении которых необходимо провести кадастровые работы в 2024 году.
Учитывая требования действующего законодательства, судебной защите подлежит не только нарушенное право, но и право, в отношении которого существует угроза нарушения.
В данном случае ответчик, вопреки положениям законодательства, не организовал производство работ по установлению границ земельного участка, составлению межевого плана, необходимых для постановки на кадастровый учет земельного участка и осуществления государственной регистрации права собственности, тем самым допустив предпосылки к незаконному вовлечению земель обороны в хозяйственный оборот, препятствуя установлению запретных зон военных объектов, нарушая тем самым интересы Российской Федерации, как собственника земельного участка.
Представленный суду апелляционной инстанции государственный контракт по оказанию кадастровых работ в отношении спорного земельного участка выводы суда, которые послужили основанием для отказа в удовлетворении требования прокурора, не подтверждают.
Относимых и допустимых доказательств, которые подтверждают проведение комплекса землеустроительных мероприятий по установлению на местности границ спорного земельного участка, стороной ответчика на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не представлено.
Учитывая вышеизложенное, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, так как выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об обязании Министерства обороны Российской Федерации в течение года со дня вступления решения в законную силу заключить на конкурсной основе государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельном участке военного городка № 17А, площадью 160000 кв.м. с адресным ориентиром: адрес (н.п. Сатино-Татарское), адрес, установить границы земельного участка с составлением межевого плана, поставить земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости и произвести государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 25 июля 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение года со дня вступления решения в законную силу заключить на конкурсной основе государственный контракт на оказание услуг по осуществлению комплекса кадастровых работ на земельном участке военного городка № 17А, площадью 160000 кв.м. с адресным ориентиром: адрес (н.п. Сатино-Татарское), адрес, установить границы земельного участка с составлением межевого плана, поставить земельный участок на государственный кадастровый учет недвижимости и произвести государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи: