24OS0000-01-2019-000660-17

Дело № 3А-675/2019

121а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 октября 2019 года                          г. Красноярск                                

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Козиной Е.Я.,

с участием представителя административного истца Соколовской Е.С. – Бакаловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-675/2019 по административному иску Соколовской Екатерины Сергеевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Соколовская Е.С. обратилась с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка, мотивируя тем, что она является собственником нежилого здания с кадастровым номером 24:50:№:159804, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:252, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>

По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 20 сентября 2013 года для нежилого здания с кадастровым номером 24:50:№:159804 установлена кадастровая стоимость в размере 13 247 970 рублей 25 копеек; для земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:252 по состоянию на 05 июня 2019 года установлена кадастровая стоимость в размере 21 894 483 рубля 60 копеек.

По итогам независимой оценки, выполненной оценщиком Чемеревой Л.В. и представленной в отчетах № ДО-019 и № ДО-018 от 24 июля 2019 года, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:50:№:159804 по состоянию на 20 сентября 2013 года составляет 6 894 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:252 по состоянию на 05 июня 2019 года составляет 2 181 000 рублей.

Установление кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка, не соответствующей их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку она имеет намерение продать объекты недвижимости по их реальной рыночной стоимости, которая меньше кадастровой стоимости, в связи с чем при их продаже будет обязана заплатить налог на доходы физических лиц, при расчете которого будет использоваться кадастровая стоимость нежилого здания и земельного участка. Кроме того, она является плательщиком налога на имущество и земельного налога, размер которых определяется исходя из кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка.

Просит восстановить пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания; установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:50:№:159804 в размере его рыночной стоимости – 6 894 000 рублей, определенной по состоянию на 20 сентября 2013 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:252 в размере его рыночной стоимости – 2 181 000 рублей, определенной по состоянию на 05 июня 2019 года.

Представитель административного истца Соколовской Е.С. – Бакалова А.В., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам, ходатайствовала о восстановлении срока на обращение в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что нежилое здание было приобретено после истечения срока на подачу административного иска, а также на то, что очередная государственная кадастровая оценка до настоящего времени не проведена.

Правительство Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация города Красноярска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации города Красноярска, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель Соколовской Е.С. – Бакалова А.В., не возражал.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 данного Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).

Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Законом Красноярского края от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).

Судом установлено, что Соколовская Е.С. является собственником нежилого здания с кадастровым номером 24:50:№:159804, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:252, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, <адрес> что подтверждается договором купли-продажи недвижимого имущества от 10 июня 2019 года, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24 июня 2019 года (т. 1 л.д. 17-19, 20-24).

Земельный участок с кадастровым номером 24:50:№:252 общей площадью 3 366 кв.м отнесен к категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: объекты придорожного сервиса (код - 4.9.1), в части размещения автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещения автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей.

Согласно выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 04 и 05 июля 2019 года, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:50:№:159804 по состоянию на 20 сентября 2013 года составляет 13 247 970 рублей 25 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости – 01 октября 2013 года; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:252 по состоянию на 05 июня 2019 года составляет 21 894 483 рубля 60 копеек, дата внесения сведений о кадастровой стоимости – 05 июня 2019 года (т. 1 л.д. 25, 26).

Вышеуказанная кадастровая стоимость нежилого здания определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края», кадастровая стоимость земельного участка была определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».

Оспаривая кадастровую стоимость нежилого здания и земельного участка, административный истец представила в суд отчеты об оценки их рыночной стоимости № ДО-019 и № ДО-018 от 24 июля 2019 года, выполненные оценщиком Чемеревой Л.В., согласно которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:50:№:159804 по состоянию на 20 сентября 2013 года составляет 6 894 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:252 по состоянию на 05 июня 2019 года составляет 2 181 000 рублей (т.1 л.д. 34-181, т. 2 л.д. 1-134).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).

Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).

Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).

Судом установлено, что при оценке объектов недвижимости оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.

Оформление и содержание отчетов об оценке № ДО-019 и № ДО-018 от 24 июля 2019 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Достоверность данных, содержащихся в отчетах, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.

У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:50:№:159804 по состоянию на 20 сентября 2013 года составляет 6 894 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:252 по состоянию на 05 июня 2019 года составляет 2 181 000 рублей.

Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.

Как следует из материалов дела, 20 августа 2019 года между Соколовской Е.С. и Ярушиной А.В., заключен предварительный договор купли-продажи земельного участка с находящимся на нем нежилым зданием, в соответствии с которым административный истец обязуется продать нежилое здание с кадастровым номером 24:50:№:159804 и земельный участок с кадастровым номером 24:50:№:252 по цене, которая меньше кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7 (т. 1 л.д. 27-29).

Поскольку цена объектов недвижимости определена в предварительном договоре купли-продажи меньше, чем их кадастровая стоимость, при определении налоговой базы подлежит применению пункт 5 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым при расчете налога на доходы физических лиц будет применятся кадастровая стоимость объектов недвижимости. В этой связи, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, будут затрагивать права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости нежилого здания и земельного участка в размере их рыночной стоимости.

Кроме того, поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении нежилого здания определяется исходя из его кадастровой стоимости, а также поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельного участка определяется исходя из его кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, также затрагивают права административного истца

Поскольку до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 24:50:№:159804 подлежит восстановлению, учитывая при этом, что право собственности административного истца в отношении нежилого здания возникло после истечения срока проведения очередной государственной кадастровой оценки, а Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения очередной массовой государственной кадастровой оценки.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:50:№:159804 должна быть определена по состоянию на 20 сентября 2013 года равной его рыночной стоимости в размере 6 894 000 рублей, а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:252 должна быть определена по состоянию на 05 июня 2019 года равной его рыночной стоимости в размере 2 181 000 рублей, поскольку рыночная стоимость указанных объектов недвижимости подтверждена соответствующими доказательствами.

Датой обращения Соколовской Е.С. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 24:50:№:159804 и земельного участка с кадастровым номером 24:50:№:252 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 04 сентября 2019 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:50:№:159804, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 6 894 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░░ 2013 ░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:50:№:252, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 2 181 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 05 ░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:50:№:159804 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 24:50:№:252 ░░░░░░░ 04 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (630005, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, ░. 57░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░             ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-675/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Соколовская Екатерина Сергеевна
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата по Красноярскому краю"
Правительство Красноярского края
Другие
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Бакалова Анастасия Викторовна
Администрация города Красноярска
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.07.2020Регистрация административного искового заявления
26.07.2020Передача материалов судье
26.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2020Дело оформлено
22.11.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее