Решение по делу № 2-1097/2014 ~ М-1106/2014 от 29.09.2014

Дело № 2-1097/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Богородское              24 декабря 2014 года

Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Дрюпина А.В.,

с участием помощника прокурора

Ульчского района Хабаровского края                 Абсатарова М.С.,

при секретаре судебного заседания Васильковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования к администрации Тахтинского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края об обязании зарегистрировать объект недвижимого имущества, автомобильную дорогу, расположенную по ул. Советская Тахта Тахтинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края, -

УСТАНОВИЛ:

29 сентября 2014 года прокурор Ульчского района Хабаровского края обратился в Ульчский районный суд Хабаровского края с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования к администрации Тахтинского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края об обязании зарегистрировать объект недвижимого имущества, автомобильную дорогу, расположенную по ул. Советская Тахта Тахтинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края.

В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой Ульчского района Хабаровского края проведена проверка исполнения Администрацией Тахтинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края требований действующего законодательства в части регистрации прав собственности на автодороги, расположенные в муниципальном образовании. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Администрацией Тахтинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края не исполняются требования федерального законодательства, направленные на регистрацию прав собственности на автодороги, расположенные в Тахтинском сельском поселении, так как единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с тем, что действующим законодательством государственной регистрации подлежат права на объекты недвижимого имущества. Результаты проведенной проверки свидетельствуют о бездействии и неисполнении Администрацией Тахтинского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края требований федерального законодательства, направленного на регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, что не в полной мере служит удовлетворению потребностей населения муниципального образования, не обеспечивает выполнение требований законодательства о местном самоуправлении в части управления собственностью, исполнения полномочий, влечет за собой невозможность планирования расходов бюджета муниципального образования и проведения контроля расходования бюджетных средств, выделенных на содержание муниципальной собственности, так как отсутствие оформленного права собственности затрудняет процедуру расходования бюджетных средств, что в свою очередь может привести к ненадлежащему содержанию автодорог, что создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также потенциальную возможность повреждения имущества. Государственная регистрация права собственности на указанный объект исключит возможность неправомерного завладения им и государственную регистрацию права собственности, иного обременения на весь объект либо его часть третьим лицам, что в полной мере соответствует интересам муниципального образования, как публично-правовому образованию.

28 ноября 2014 года определением Ульчского районного суда Хабаровского края к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края.

В судебном заседании помощник прокурора Ульчского района Хабаровского края Абсатаров М.С. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям и дал показания, аналогичные изложенным в заявлении.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представитель ответчика – администрация Тахтинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился. Ходатайствует о рассмотрении дела без его участия. Представил в суд отзыв, согласно которому, в соответствии с Федеральным законом № 257-ФЗ от 08 ноября 2008 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» специальной процедуры передачи дорог в собственность поселений не предусматривается. Автомобильные дороги местного значения состоят из дорог общего и не общего пользования, и оформление этих дорог осуществляется через принятие решения представительного органа местного самоуправления об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения. Постановлением главы Тахтинского сельского поселения от 29.12.2007 года № 27 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования на территории Тахтинского сельского поселения» утвержден перечень автомобильных дорог Тахтинского сельского поселения. 16 июля 2008 года Администрация сельского поселения направила письмо в КГУП «Хабкрайинвентаризация» г. Николаевска-на-Амуре о проведении инвентаризации автомобильных дорог с. Тахта. На основании заключенного договора работы проведены, техническая документация изготовлена, но в технических паспортах в строке – наименование сооружения прописано «Улица» и «Переулок». Администрацией Тахтинского сельского поселения в 2011 году были поданы заявления в Управление Росреестра по Хабаровскому краю о регистрации прав собственности на улицы: Советская, Нагорная, Ключевая, Центральная, Слободка, Набережная, Хуторская, Северная, Советскаяи переулок Горный. В регистрации прав собственности отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих возникновение права собственности Тахтинского сельского поселения на заявленные улицы и переулки. Требуется проведение кадастровых работ по отведению земельных участков, на которых расположены улицы сельского поселения. Стоимость кадастровых работ по определению границ одного участка не менее 16000 рублей. 15 июля 2013 года на имя начальника филиала «Хабкрайинвентаризация» И.А. Гагуль направлено письмо о рассмотрении внесении изменений в технические паспорта на улицы и переулки Тахтинского сельского поселения в строке «сооружение» указать «Автомобильная дорога» ответ не получен. Расходы на содержание и текущий ремонт дорог с. Тахта предусматривается в бюджете Тахтинского сельского поселения на решение вопроса местного значения «Дорожная деятельность» исходя из фактической возможности. Считает заявление прокурора Ульчского района необоснованными, так как администрация Тахтинского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края ведет работу по данному вопросу, но для завершения работ направленных на регистрацию прав собственности на автодороги Тахтинского сельского поселения не имеет финансовых средств. Бюджет сельского поселения дотационный, раздел расходов «Дорожный фонд» формируется из отчислений от уплаты акцизов на нефтепродукты в зависимости от протяженности дорог сельского поселения. Запланировано на 2014 год 390 тысяч рублей, на 01 октября 2014 года поступило 194,6 тыс. рублей. В связи с тем, что бюджет Тахтинского сельского поселения дотационный, собственные доходы составляют 600 тыс. рублей, на проведение кадастровых работ по отведению земельных участков, на которых расположены улицы сельского поселения, а на этих улицах - дороги, требуется запланировать по двум искам прокурора на 21 дорогу 336 тыс. рублей. Исполнение законных требований Прокурора Ульчского района Хабаровского края об обязании администрации Тахтинского сельского поселения Ульчского района хабаровского края зарегистрировать в установленном законом порядке в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, объекты недвижимого имущества - автомобильные дороги в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования возможно поэтапно, не более 5-6 автомобильных дорог в год.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представитель ответчика администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился. Ходатайствует о рассмотрении дела без его участия. Представил в суд возражения на иск, согласно которому, на основании Федеральных законов от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят закон Хабаровского края от 26.11.2014 года № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения». По данному закону за сельскими поселениями Хабаровского края закреплены полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

В соответствии со ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.

Выслушав истца, исследовав представленные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 5 Устава Тахтинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края к вопросам местного значения сельского поселения относится: - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно запросу от 16 июля 2008 года № 140, адресованного КГУП «Хабкрайинвентаризация», администрация Тахтинского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края просит произвести инвентаризацию автомобильных дорог внутри с. Тахта общей протяженностью 11 километров. Согласно перечню, в который включена улица Лесная.

Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 19.09.2011 года № 01/028/2011-826 «Об отказе в государственной регистрации» администрации Тахтинского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края, на основании абзаца 2,4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказано в государственной регистрации права собственности на улицу, расположенную по адресу: Хабаровский край Ульчский район с. Тахта ул. Лесная.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В соответствии с ч. 8 ст.6 Федерального закона РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 1 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 года № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» за сельскими поселениями Хабаровского края закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (в части организации снабжения населения топливом), 5,6,8,15,18,22,31,33.1,33.2,34,38 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.

Согласно представленным материалам дела автомобильная дорога общего пользования, расположенная по улице Советская в селе Тахта находится в границе Тахтинского сельского поселения.

Таким образом, надлежащим ответчиком по данному иску является Администрация Тахтинского сельского поселения, которая право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на автомобильную дорогу, расположенную по улице Советская с. Тахта Ульчского муниципального района Хабаровского края, не зарегистрировала, в то время как решение данного вопроса, действующим законодательством, закреплено за сельскими поселениями Хабаровского края.

Довод Администрации Тахтинского СП об отсутствии у них обязанности по государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, поскольку представительным органом поселения принято решение об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, суд отклоняет, как основанный на неправильном толковании приведенных норм права.

Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.

Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 14, 15, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

В связи с этим, довод Администрации Тахтинского СП о недостаточности собственных средств местного бюджета на государственную регистрацию права собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, нельзя признать состоятельным, поскольку такая обязанность законом возложена на финансово самостоятельный орган местного самоуправления, который обладает для этого необходимыми бюджетными правами.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования к администрации Тахтинского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края об обязании зарегистрировать объект недвижимого имущества, автомобильную дорогу, расположенную по ул. Советская Тахта Тахтинского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края, - подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд-

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2014 ░░░░.

░░░░░: (░░░░░░░)

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>:                  ░.░. ░░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

2-1097/2014 ~ М-1106/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
неопределенный круг физических лиц
Курганов А.П.
Ответчики
администрация Тахтинского СП
Суд
Ульчский районный суд Хабаровского края
Судья
Дрюпин Александр Владимирович
Дело на сайте суда
ulchsky--hbr.sudrf.ru
29.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2014Передача материалов судье
03.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2014Судебное заседание
29.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2015Дело оформлено
20.04.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее