Дело № 2-194/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2018 года г. Олонец
Республика Карелия
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Сущевской Е.А., при секретаре Тиккуевой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емуевой Татьяны Викторовны к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида №13 «Колосок» о взыскании недочисленной и невыплаченной заработной платы,
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец работает в МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 13 «Колосок» в должности заведующей хозяйством. Полагая, что работодатель не мог устанавливать истцу заработную плату менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), который с 01 июля 2016 года составлял 7 500 рублей, а с 01 июля 2017 года - 7 800 рублей, истец просит обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, определив заработную плату не менее установленного законом минимального размера оплаты труда без учета начисления районного коэффициента и надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 22 932 рубля 58 копеек (за исключением НДФЛ).
Определением Олонецкого районного суда от 21 февраля 2018 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Олонецкого национального муниципального района.
В судебном заседании истец Емуева Т.В. поддержала заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика и третьего лица, Лукичева Е.Ф., действующая на основании доверенностей, не возражала против удовлетворения исковых требований в период с 07 декабря 2017 года по 31 декабря 2017 года, то есть с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года № 38-П, в остальной части - просила в иске отказать. Указала, что постановление Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, на которое ссылается истец, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 07 декабря 2017 года, соответственно перерасчет необходимо произвести с 07 декабря 2017 года по 31 декабря 2017 года, в связи с чем не возражала против удовлетворения исковых требований в данной части, в остальной части - просила в иске отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец работает в МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №13 «Колосок» с хх.хх.хх г. в должности повара (приказ № от хх.хх.хх г.), хх.хх.хх г. истица переведена на должность заместителя заведующей по административно-хозяйственной работе (трудовой договор № от хх.хх.хх г.), которую она занимает по настоящее время.
В соответствии с трудовым договором от хх.хх.хх г. Емуевой Т.В. установлена заработная плата, состоящая из должностного оклада, размер которого определяется в соответствии со штатным расписанием, районного коэффициента в размере 15% и процентной надбавки в размере 50%, а так же иных выплат стимулирующего характера в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах, Положением об оплате труда, коллективным договором, локальными актами учреждения и настоящим трудовым договором.
В соответствии с Соглашением № от хх.хх.хх г. об изменении трудового договора от хх.хх.хх г. заведующей хозяйством Емуевой Т.В. установлен должностной оклад в размере .... рублей, остальные условия трудового договора остаются неизменными.
Исковой период, за который истец просит произвести перерасчет, полагая, что заработная плата ей начислялась и выплачивалась без учета действующего минимального размера оплаты труда, определен с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.
Согласно статье 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в решении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления решения в силу, а так же порядок, сроки и особенности его исполнения (пункт 12). В случае, если в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в законную силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.
Юридическим последствием постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными акта или его отдельных положений, в том числе с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы, в частности, с момента провозглашения решения, то есть на будущее время. Это означает, что с указанного момента такие акты или их отдельные положения не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.
Из изложенного следует, что положения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года № 38-П, на которое ссылается истец, могут применяться на будущее время, то есть применительно к правоотношениям, имевшим место после 07 декабря 2017 года.
С учетом изложенного, суд рассматривает требования истца, ссылавшегося в обоснование своих требований на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года № 38-П, лишь в отношении искового периода с 07 декабря 2017 года по 31 декабря 2017 года.
Конституцией Российской Федерации установлено, что в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01 июля 2016 года установлен в размере 7 500 рублей, с 01 июля 2017 года - в размере 7 800 рублей.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть вторая, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ).
Однако, действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы -минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будут не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первой и второй статьи 135 Трудового кодекса РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев в том числе - условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе - в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированному по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», не затрагивают правил определения заработной платы работникам и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 01 октября 2009 года № 1160-О-О, правовая природа минимального размера оплаты труда и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений после принятия Федерального закона от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ остались прежними; изменение правового регулирования, осуществленное законодателем в сфере оплаты труда, не предполагало умаление прав лиц, работающих по трудовому договору, на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и членов его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Кроме того, из указанного Определения Конституционного Суда Российской Федерации следует, что установление такой государственной гарантии, как минимальный размер оплаты труда, определение содержания и объема этой гарантии, а также изменение существующих правовых норм не затрагивает других гарантий, предусмотренных трудовым законодательством для работников, включая повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Нормы главы 50 Трудового кодекса РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленных на обеспечение государственных гарантий и повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в указанных районах, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.
Учитывая изложенное, суд считает, что требование истца о перерасчете заработной платы с определением её не менее установленного законом минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях является обоснованным.
Однако с учетом вышеизложенного и требований истца, перерасчет следует произвести за период с 07 декабря 2017 года по 31 декабря 2017 года.
Подлежащая взысканию в пользу истца задолженность по оплате труда должна определяться как разница между заработной платой, которая должна была начисляться и выплачиваться истцу в соответствии с законом, то есть в размере минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и фактически полученной истцом оплатой труда, исходя из оклада, стимулирующей выплаты и доплаты за вредность, с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Расчет недоначисленной истцу заработной платы за период с 07 декабря 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 1093 руб. 14 коп. (информация скрыта), представленный ответчиком, проверен судом, сомнений не вызывает, истцом не оспаривается, в связи с чем суд с данным расчетом соглашается. Поскольку в судебном заседании установлено, что указанная сумма истцу не выплачена, она подлежит взысканию с ответчика.
Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ответчика по начислению истцу заработной платы в размере менее установленного законом минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за период с 07 декабря 2017 года и 31 декабря 2017 года следует признать противоречащими закону, в связи с чем удовлетворить требования истца о перерасчете заработной платы за указанный период времени и взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с 07 декабря 2017 года по 31 декабря 2017 года в сумме 1093 рубля 14 копеек (включая НДФЛ).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ взысканию с ответчика в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района подлежит госпошлина в размере 700 рублей. Однако, суд принимает во внимание финансовое положение ответчика, финансируемого из бюджета, и считает возможным в порядке ч. 2 ст. 333.20 НК РФ снизить госпошлину, взыскав с него 100 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №13 «Колосок» произвести перерасчет заработной платы Емуевой Татьяне Викторовне за период с 07.12.2017 года по 31.12.2017 года, определив заработную плату не менее установленного минимального размера оплаты труда без учета начисления районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №13 «Колосок» в пользу Емуевой Татьяны Викторовны задолженность по заработной плате за период с 07.12.2017 года по 31.12.2017 года в сумме 1093 (одна тысяча девяносто три) рубля 14 копеек (включая НДФЛ).
В остальной части иска отказать.
Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №13 «Колосок» в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района госпошлину в размере 100 (сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы через Олонецкий районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Сущевская
Мотивированное решение принято 07.03.2018 года