Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2759/2019 ~ М-2618/2019 от 20.05.2019

63RS0-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2019 года                            г.Самара

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Полянской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области к Егоровой И. В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц,

Установил:

Межрайонная ИФНС России №18 по Самарской области обратилась в Ленинский районный суд г.Самары с иском к Егоровой И.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ и налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указывает, что по данным органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, на имя ответчика зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения. Размер транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ составляет 3700 руб., за ДД.ММ.ГГГГ – 4934 руб. Размер налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ составил 6829 руб. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Ленинского судебного района вынесен приказ о взыскании с ответчика суммы неуплаченного налога. ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ был отменен определением мирового судьи, на основании заявления Егоровой И.В. На основании изложенного просили взыскать с ответчика задолженность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2466 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1303 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1625 руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере 3901 руб. и пени в размере 31,79 руб.

Впоследствии административный истец заявленные требования уточнил, просил взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1625 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 3901 руб., на общую сумму 5526 руб.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ахмадуллина С.В. заявленные требования с учетом уточнений поддержала по изложенных в административном иске и дополнениях к нему основаниям. Пояснила, что в ходе рассмотрения дела выявлено отсутствие задолженности истца по транспортному налогу, а также техническая описка в адресе объекта налогообложения, а именно квартиры по адресу <адрес>. Вместе с тем, по сведениям МИФНС РФ у ответчика имеется задолженность по оплате налога на имущество физических лиц, а именно за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, за 2015 год в размере 1625 руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере 3901 руб. В связи с чем, просила взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1625 руб., ДД.ММ.ГГГГ в размере 3901 руб., на общую сумму 5526 руб.

    В судебном заседании административный ответчик Егорова И.В. возражала против удовлетворения требований налогового органа, ссылаясь на отсутствие какой-либо задолженности перед бюджетом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.57 Конституции РФ и п.1 ст.3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с гл.32 НК РФ ответчица является плательщиком налога на имущество физических лиц. В ст.401 НК РФ указано, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: объектом налогообложения признается расположение в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение.

Законом Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» в соответствии со ст.14, 356 НК РФ, на территории Самарской области введен транспортный налог. Плательщиками этого налога, согласно ст.357 НК РФ, являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии со ст.69 НК РФ при наличии у плательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Положениями ст.48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (пункт 1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (пункт 2). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно данным налогового учета на имя ответчика в ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано транспортное средство

Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы (мощность двигателя в лошадиных силах) и налоговой ставки (п.2 ст.362 НК РФ). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Информацией РЭО ГИБДД УМВД по г. Самаре подтверждаются данные о наличии у ответчика в ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанного автомобиля.

Следовательно, размер транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ определён истцом верно и составляет 2466 руб.

По сведениям налогового органа, подтвержденным данными Управления Росреестра по Самарской области, в собственности Егоровой И.В. в ДД.ММ.ГГГГ находились объекты недвижимости, в связи с чем она была обязана уплатить налог на имущество физических лиц.

Согласно п.3 ст.363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления.

МИФНС РФ по <адрес> направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ Егоровой И.В. на уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ и налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ за следующие объекты недвижимости: квартира по адресу <адрес>, квартира по адресу <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии МИФНС РФ по <адрес> направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ Егоровой И.В. на уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ и налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ за следующие объекты недвижимости: квартира по адресу <адрес> квартира по адресу <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако согласно выпискам из ЕГРН, предоставленным Управлением Росреестра по Самарской области, в собственности ответчика числится квартира по адресу <адрес>.

Согласно ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

МИФНС РФ №18 по Самарской области ответчику направлялось требование об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также требование об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.

Таким образом, срок направления ответчику требования по уплате налога, установленный ст.70 НК РФ, истцом соблюдён.

В силу п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено тем же законом.

Следовательно, срок на обращение в суд для взыскания с ответчика недоимки по налогам за 2014-2016 годы, указанным в требовании исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок истек ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов административного дела по заявлению ИФНС России по Ленинскому району г. Самары о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей с Егоровой И.В. судебного участка №26 Ленинского судебного района г.Самары Самарской области, заявление ИФНС о вынесении судебного приказа было подано мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением установленного срока на обращение в суд.

Несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка №26 Ленинского судебного района г.Самары Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Егоровой И.В. недоимки по налогам за ДД.ММ.ГГГГ

Определением мирового судьи судебного участка Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменён.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, ст.48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено, что налоговым органом был нарушен шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.8 ст.219 КАС РФ).

Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Административный иск ходатайства о восстановлении пропущенного срока не содержит.

В обоснование своей позиции административный истец ссылается на несвоевременное получение из регистрирующего органа сведений о принадлежащих административному ответчику объектов недвижимости.

В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока (ч.1 ст.94 КАС РФ). В ч.2 ст.48 НК РФ предусмотрено право суда восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи заявления.

Уважительными причинами пропуска срока для подачи искового заявления в суд признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно подать заявление.

При этом, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока подачи заявления в суд кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с заявлением в суд.

Суд, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 НК РФ), исходит из универсальности воли законодателя, выраженной в ч.2 ст.48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке суммы налога.

Каких-либо причин, объективно препятствующих административному истцу своевременно обратиться с административным иском, им не заявлено.

Из анализа положений п.п.1-3 ст.48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 года №1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено, объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом также не приведено, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Ссылка административного истца на позднее поступление сведений об объекте недвижимости, а именно квартире по адресу <адрес>, не состоятельна, поскольку выпиской из ЕГРН подтверждено, что административный ответчик является собственником указанной квартиры с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95 оборот). В связи, с чем суд приходит к выводу, что административный истец не представил доказательства, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на обращение в суд, поскольку у административного истца была возможность узнать данные сведения еще в ДД.ММ.ГГГГ

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области о взыскании с Егоровой И.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц, удовлетворению не подлежит в связи с пропуском без уважительных причин срока на обращение в суд.

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

Решил:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России по <адрес>к Егоровой И. В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц – оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26.08.2019 года.

Судья                (подпись)            Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь

2а-2759/2019 ~ М-2618/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИ ФНС России №18 по Самарской области
Ответчики
Егорова И.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Грищенко Э. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
20.05.2019Регистрация административного искового заявления
20.05.2019Передача материалов судье
21.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2019Судебное заседание
07.08.2019Судебное заседание
19.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее