Дело № 2-308/2012
Решение
Именем Российской Федерации
п. Ильинский 09 июля 2012 года
Ильинский районный суд Пермского края в составе: судьи Шляпиной И.С.,
с участием заместителя прокурора Ильинского района Ревенко Л.В.,
при секретаре Чигиревой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по заявлению прокурора Ильинского района о признании незаконным бездействия Совета депутатов Сретенского сельского поселения по приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение»,
установил:
Прокурор Ильинского района обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Совета депутатов Сретенского сельского поселения по приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение», мотивируя тем, что Устав муниципального образования был утвержден Решением Совета депутатов Сретенского сельского поселения от 24.11.2005 года № 9, в него вносились последующие изменения, и он действует в редакции решения Совета депутатов от 26.12.2011 года № 214. Но в настоящее время Устав муниципального образования не в полной мере соответствует нормам федерального законодательства, поскольку во многие законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, а в Устав муниципального образования «Сретенское сельское поселение» соответствующие изменения не внесены.
Прокурор просит признать недействующими следующие положения Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение»:
- п. 3 ч. 8 ст. 15в части слов «содержанию жилищного фонда»;
-п.4.1 ч. 1 ст. 7 в части слов "тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)". Также просит обязать Совет депутатов Сретенского сельского поселения привести ст.ст. 7, 6, 15, 16, 23, 24, 36, 40, 51 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» в соответствие Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции федеральных законов от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ, от 27.07.2010 г. № 191-ФЗ, от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ, от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 30.11.2011 г. № 361-ФЗ).
В последующем прокурор уточнил требования и просит: признать недействующими следующие положения Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение»:
- п. 3 ч. 8 ст. 15 в части слов «содержанию жилищного фонда»;
- п.4.1 ч. 1 ст. 7 в части слов «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)».
Признать части 20 и 21 статьи 6 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующими частям 19 и 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»),
Признать статью 6 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей частям 33.1 и 33.2 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Признать статью 7 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции от 27.07.2010 № 191-ФЗ) в части отсутствия полномочий по теплоснабжению.
Признать часть 6 статьи 15 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции от 30.11.2011 № 361-ФЗ) в части правомочности собрания и конференции граждан.
Признать статью 16 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей статье 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции от 30.11.2011 № 361-ФЗ) в части отсутствия в ней слов «проекты правил благоустройства территорий», а также «включая мотивированное обоснование принятых решений».
Признать статью 23 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей пункту 6 части 10 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции от 30.11.2011 № 361-ФЗ) в части отсутствия в ней слов «выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».
Признать статью 24 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей ч.4 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части отсутствия после слов «об изменении перечня полномочий» дополнена словами «и (или) порядка избрания».
Признать статью 36 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей п.38 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части отсутствия для главы местной администрации соблюдения ограничений и запретов и исполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Признать статью 40 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей ч.8 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части отсутствия обязанности у главы муниципального образования опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений, и дополнений в Устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Признать статью 51 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей ч.1 п.2.1 ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части отсутствия имущества, предназначенного для организации охраны общественного порядка в границах поселения, а также слов «В собственности поселений может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений» (новый пункт 2.1 ст. 50 ФЗ).
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица муниципального образования «Сретенское сельское поселение» глава поселения ФИО3 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя, в своем отзыве указывает, что с заявленными требованиями согласны, изменения в Устав муниципального образования будут вноситься.
Заслушав участвующих в деле лиц, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст.4 Конституции РФ федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать законы.
Из ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам.
Согласно ст. 43 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и является актом высшей юридической силы в данной системе.
Решением Совета депутатов Сретенского сельского поселения от 24.11.2005 г. № 9 был утверждён Устав муниципального образования «Сретенское сельское поселение».
В последующем в Устав вносились изменения, в настоящее время он действует в редакции решения Совета депутатов Сретенского сельского поселения от 26.12.2011 г. № 214.
Устав зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 26 декабря 2005 г. N RU595113062005001 и обнародован в библиотечной сети.
В судебном заседании установлено, что Устав муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не в полной мере соответствует нормам действующего федерального законодательства.
Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в п. 3 ч. 8 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) было внесено изменение, в соответствии с которым из компетенции территориального общественного самоуправления исключено полномочие по содержанию жилищного фонда.
В п.3 ч.8 ст.15 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» значится, что органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда…
Таким образом, п.3 ч.8 ст.15 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» в части слов «содержанию жилищного фонда» противоречит действующему федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим.
Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении» ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ была дополнена пунктом 4.2, в соответствии с которой к полномочиям органов местного самоуправления отнесены полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении". Указанные изменения вступили в действие с 30.07.2010 г.
Однако, ст. 7 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» продолжает действовать в старой редакции, и вопросы организации в границах поселения теплоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ» в пункте 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ слова "тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)," исключены. Указанные изменения вступили в действие с 13.08.2010 г.
Однако, пунктом 4.1 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится регулирование «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)». Таким образом, Устав муниципального образования «Сретенское сельское поселение» в этой части противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим.
Федеральным законом от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в части объектов имущества, которые могут находиться в собственности поселений, был введен дополнительно п. 2.1 следующего содержания:
"2.1) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка в границах поселения;".
Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2012 г., однако ст. 51 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» до настоящего времени не была приведена в соответствие с законом.
Этим же федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ, часть 1 статьи 14 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ дополнена пунктами 33.1 и 33.2 следующего содержания:
«33.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции»;
«33.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности».
Указанные изменения вступили в действие с 01.01.2012 г., между тем, ст. 6 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» в соответствие с законом не приведена.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» статья 37 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ дополнена обязанностью главы местной администрации соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами».
Как установлено в ходе судебного заседания, в статью 36 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» соответствующие изменения не внесены, она продолжает действовать в старой редакции, таким образом, в этой части противоречит федеральному законодательству.
Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в абзацы первый и второй ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» были внесены изменения, слова «не менее половины» заменены на слова «не менее одной трети».
В судебном заседании установлено, что в часть 6 статьи 15 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» соответствующие изменения до настоящего момента не внесены, таким образом, в указанной части Устав противоречит федеральному законодательству.
Этим же федеральным законом от 30.11.2011 г. № 361-ФЗ в новой редакции изложены полномочия органов местного самоуправления поселений по вопросам благоустройства, а также утверждения генеральных планов поселений (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ):
- «утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения»;
- «утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения».
Указанные изменения вступили в действие с 22.07.2011 г.
В судебном заседании установлено, что ч.20 и ч.21 ст. 6 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не приведены в соответствие с федеральным законодательством и продолжают действовать в старой редакции.
Этим же федеральным законом от 30.11.2011 г. N 361-ФЗ статья 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в пункте 3 части 3 после слов «проекты межевания территорий», дополнена словами «проекты правил благоустройства территорий», а часть 4 дополнена словами «включая мотивированное обоснование принятых решений».
Указанные изменения вступили в действие с 01.01.2012 г.
Однако, ст.16 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» продолжает действовать в старой редакции и в этой части противоречит федеральному законодательству.
Этим же федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ пункт 6 части 10 статьи 35 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ дополнен словами «выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».
Судом установлено, что статья 23 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» продолжает действовать в старой редакции и в этой части противоречит федеральному законодательству.
Этим же федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ часть 4 статьи 40 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, касающаяся статуса депутата, выборного должного лица после слов «об изменении перечня полномочий» дополнена словами «и (или) порядка избрания».
Однако, статья 24 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» продолжает действовать в старой редакции и в этой части противоречит федеральному законодательству.
Этим же федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ часть 8 статьи 44 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ дополнена обязанностью главы муниципального образования опубликовать (обнародовать) зарегистрированные Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений, и дополнений в Устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Однако, статья 40 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» продолжает действовать в старой редакции и в этой части противоречит федеральному законодательству.
Этим же федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ ч. 1 ст. 50 федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ дополнена новой частью 2.1: «В собственности поселений может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений».
Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2012 г.
Однако, как установлено судом, статья 51 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» до настоящего времени не была приведена в соответствие с законом.
Прокурором Ильинского района в адрес главы Сретенского поселения были направлены предложения по приведению Устава муниципального образования в соответствие с действующим законодательством (исх. № 2-13-2011 от 14.12.2011 года л.д.10), однако, до настоящего времени Устав муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не в полной мере соответствует нормам федерального законодательства.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, суд пришел к выводу, что статьи 6, 7, 15, 16, 23, 24, 36, 40 и 51 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не в полной мере соответствуют действующему федеральному законодательству, в связи с чем требования прокурора Ильинского района о признании их недействующими, не соответствующими нормам Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора Ильинского муниципального района удовлетворить.
Признать недействующими следующие положения Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение»:
- п. 3 ч. 8 ст. 15 в части слов «содержанию жилищного фонда»;
- п.4.1 ч. 1 ст. 7 в части слов «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)».
Признать части 20 и 21 статьи 6 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующими частям 19 и 20 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»),
Признать статью 6 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей частям 33.1 и 33.2 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Признать статью 7 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции от 27.07.2010 № 191-ФЗ) в части отсутствия полномочий по теплоснабжению.
Признать часть 6 статьи 15 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции от 30.11.2011 № 361-ФЗ) в части правомочности собрания и конференции граждан.
Признать статью 16 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей статье 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции от 30.11.2011 № 361-ФЗ) в части отсутствия в ней слов «проекты правил благоустройства территорий», а также «включая мотивированное обоснование принятых решений».
Признать статью 23 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей пункту 6 части 10 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции от 30.11.2011 № 361-ФЗ) в части отсутствия в ней слов «выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».
Признать статью 24 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей ч.4 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части отсутствия после слов «об изменении перечня полномочий» дополнена словами «и (или) порядка избрания».
Признать статью 36 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей п.38 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части отсутствия для главы местной администрации соблюдения ограничений и запретов и исполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Признать статью 40 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей ч.8 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части отсутствия обязанности у главы муниципального образования опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений, и дополнений в Устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Признать статью 51 Устава муниципального образования «Сретенское сельское поселение» не соответствующей ч.1 п.2.1 ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части отсутствия имущества, предназначенного для организации охраны общественного порядка в границах поселения, а также слов «В собственности поселений может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений» (новый пункт 2.1 ст. 50 ФЗ).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца.
Судья И.С. Шляпина