дело № 33а-10162/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 28 октября 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего |
Хожаиновой О.В., |
судей при секретаре |
Терентьевой Н.А., Шидаковой О.А., Колесник Е.А., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тонина Сергея Артёмовича к Администрации Раздольненского района Республики Крым, главе Администрации Раздольненского района Республики Крым Акимову Евгению Павловичу о признании действий (бездействия) должностного лица незаконными, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Тонина Сергея Артёмовича на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 26 июня 2019 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., объяснения представителя административного ответчика Герасимук О.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Тонин С.А. обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) главы Администрации Раздольненского района Республики Крым Акимова Е.П. и возложить обязанность рассмотреть обращение Тонина С.А. от 12 декабря 2018 г. в соответствии с законом Российской Федерации.
Заявленные требования мотивированы тем, что Тонин С.А. на своё заявление от 12 декабря 2018 г. получил ответ от 9 января 2019 г. за № Т-1/668/2 за подписью главы Администрации Раздольненского района Республики Крым Акимова Е.П., в котором запрашиваемая заявителем информация о месте и времени ознакомления с материалами проверки по данному обращению отражения не нашла. Административный истец считает, что глава Администрации Раздольненского района Республики Крым Акимов Е.П. нарушил его права, предусмотренные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в части получения ответа на все поставленные в обращении вопросы.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 26 июня 2019 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, Тонин С.А. подал апелляционную жалобу, с учётом письменного дополнения, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение постановлено с нарушением норм материального права, судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы административными ответчиками поданы письменные возражения о законности решения суда первой инстанции.
Представитель Администрации Раздольненского района Республики Крым Герасимук О.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Тонин С.А., глава Администрации Раздольненского района Республики Крым Акимов Е.П. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не направляли.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 12 декабря 2018 г. Тонин С.А. обратился к главе Администрации Раздольненского района Республики Крым с заявлением по вопросу ремонта дорожного покрытия по ул. Л. Рябики, ул. Южной в пгт. Раздольное, в котором также просил предоставить ему информацию о месте и времени, когда он сможет ознакомиться с материалами проверки.
Данное заявление было зарегистрировано в Администрации Раздольненского района Республики Крым 12 декабря 2018 г. за № Т-1/688/2.
9 января 2019 г. за № Т-1/688/2 за подписью главы Администрации Раздольненского района Республики Крым Акимова Е.П. административному истцу сообщено, что в соответствии с решением Раздольненского районного совета от 17 января 2018 г. № 912-1/18 «О передаче органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Раздольненского района, полномочий по осуществлению вопроса местного значения» (далее решение Раздольненского районного совета от 17 января 2018 г. № 912-1/18) Администрацией Раздольненского района было заключено соглашение с Администрацией Раздольненского сельского поселения «О передаче полномочий по осуществлению вопроса местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым» (далее Соглашение) с перечислением ряда полномочий Администрации Раздольненского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым.
Также в данном письме указано на выделение в 2018 г. Администрации Раздольненского сельского поселения средств в размере 67116,00 рублей на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети пгт. Раздольное; и разъяснено, что работы, выполняемые за счёт данных средств, Администрация Раздольненского сельского поселения определяет самостоятельно и может производить их расходование на любые цели в рамках дорожной деятельности, в том числе и на ремонт дорожного покрытия, указанных Тониным С.А. улиц, согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
При формировании бюджета на 2019 год Администрацией Раздольненского района были доведены бюджетные лимиты администрации Раздольненского сельского поселения в размере 4175837,00 рублей на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, находящихся в собственности Раздольненского сельского поселения. На основании доведённых средств, Администрацией Раздольненского сельского поселения была разработана и утверждена Муниципальная целевая программа «Ремонт и содержание дорог общего пользования муниципального образования Раздольненское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым на 2019-2021 годы» и бюджет муниципального образования Раздольненское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов решением сессии Раздольненского сельского совета от 28 декабря 2018 г. № 740, которые опубликованы на официальном сайте Администрации Раздолненского сельского поселения.
Распределение вышеуказанных средств по объектам, в том числе на ремонт и содержание ул. Л. Рябики и ул. Южная в пгт. Раздольное, Администрация Раздольненского сельского поселения осуществляет самостоятельно, без участия Администрации Раздольненского района.
В связи с чем, Администрацией Раздольненского района было направлено ходатайство в адрес администрации Раздольненского сельского поселения с просьбой обеспечить проведение работ по текущему ремонту и содержанию ул. Л. Рябики и ул. Южная в пгт. Раздольное в рамках Муниципальной целевой программы «Ремонт и содержание дорог общего пользования муниципального образования Раздольненское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым на 2019-2021 годы».
Также в приведённом письме сообщено, что у Администрации Раздольненского района не имеется полномочий по проведению проверки, по изложенным в обращении Тонина С.А. фактам. Все имеющиеся средства на дорожную деятельность доводятся администрации Раздольненского сельского поселения в установленные сроки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пришёл к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается и считает необходимым указать следующее.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).
В силу части 4 статьи 1 Федерального закона № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
В силу статьи 5 названного закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 2); получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт).
Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ.
Порядок рассмотрения обращения установлен статьёй 10 поименованного закона, согласно которой государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; обеспечивает; даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункты 1, 4 части 1).
В соответствии с частью 3 названной статьи ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Согласно части 2 статьи 21 Устава муниципального образования Раздольненский район Республики Крым, утверждённого решением 2 сессии Раздольненского районного совета 1 созыва от 5 ноября 2014 г. № 37-1/14 «Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Законом Республики Крым об обращениях граждан в Республике Крым.
Постановлением Администрации Раздольненского района Республики Крым от 27 января 2015 г. № 24 утверждена инструкция о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан Администрацией Раздольненского района Республики Крым (далее Инструкция).
В соответствии с пунктом 4.1 обращения, поступившие в Администрацию, подлежат обязательному рассмотрению.
Пунктом 7.1 Инструкции предусмотрено, что ответ гражданину по существу поставленных в обращении вопросов даётся в письменной форме на бланке Администрации за подписью главы Администрации (первого заместителя, заместителя главы Администрации).
Как уже указывалось, в обоснование доводов административного искового заявления Тонин С.А. указал, что его заявление от 12 декабря 2018г. было рассмотрено с нарушением положений Федерального закона № 59-ФЗ не в полном объёме, так как в полученном ответе от 9 января 2019 г. за № Т-1/668/2 за подписью главы Администрации Раздольненского района Республики Крым Акимова Е.П., отсутствует информация о месте и времени ознакомления с материалами проверки по данному обращению.
В заявлении от 12 декабря 2012 г. Тонин С.А. указал, что хочет знать документы, обстоятельства, на основании которых будет принято решение, после окончания проверки просил сообщить о месте и времени, когда он сможет ознакомиться с материалами проверки.
Ответ от 9 января 2019 г. за № Т-1/668/2 на указанное обращение содержит разъяснение о том, что полномочий по проведению проверки, по изложенным в обращении Тонина С.А. фактам, у Администрации Раздольненского района не имеется.
В административном деле содержатся материалы по обращению Тонина С.А., состоящие из заявления от 12 декабря 2012 г., и ответа от 9 января 2019 г. № Т-1/668/2.
В связи с указанным, судебная коллегия считает, что у Администрации Раздольненского района Республики Крым отсутствовали основания сообщать о месте и времени ознакомления с материалами проверки, поскольку каких-либо проверок, в пределах представленных Администрации Раздольненского района Республики Крым, по обращению Тонина С.А. от 12 декабря 2018 г. не проводилось, в ответе от 9 января 2019г. за № Т-1/668/2 на указанное обращение содержится разъяснение о том, что полномочий по проведению проверки, по изложенным в обращении Тонина С.А. фактам, у Администрации Раздольненского района не имеется.
При этом, в ответе на обращение указаны наименования нормативных правовых актов и документов, использованных при составлении ответа, в том числе: решение от 17 января 2018 г. № 912-1/18, Соглашение, Муниципальная целевая программа.
С учётом установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что глава Администрации Раздольненского района Республики Крым Акимов Е.П. при рассмотрении Тонина С.А. обеспечил объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения в пределах представленных полномочий, его действия соответствуют приведённым выше положениям нормативных правовых актов, регулирующих порядок рассмотрения обращений граждан.
Несогласие административного истца с содержанием ответа на его обращение в части отсутствия информации о месте и времени ознакомления с материалами проверки при установленных выше обстоятельствах не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В связи с указанным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии какого-либо бездействия со стороны главы Администрации Раздольненского района Республики Крым Акимова Е.П. в отношении рассмотрения обращения Тонина С.А., поданного им 12 декабря 2018 г.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
В рассматриваемом споре судебной коллегией не установлено нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемыми действиями (бездействием) административного ответчика, в связи с чем, с учётом избранного административным истцом способа защиты, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Тонина С.А. о признании незаконными действий (бездействия) главы Администрации Раздольненского района Акимова Е.П.
Поскольку требования о возложении обязанности на указанного административного ответчика по рассмотрению обращения Тонина С.А. от 12 декабря 2018 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации являются производными от основного требования, и должны быть направлены на устранение допущенных нарушений прав и свобод административного истца, которых в ходе рассмотрения административного дела установлено не было, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 26 июня 2019 г. по административному делу № 2а-446/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тонина Сергея Артёмовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Н.А. Терентьева
О.А. Шидакова