Мотивированное решение изготовлено «1» января 2017 года Дело № 2-2/469/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гаджиево 27 декабря 2017 года
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.В.,
при секретаре Фроловой Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Смаглий В.Р. к обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» о взыскании среднемесячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения за счет средств работодателя и компенсации за задержку выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Смаглий В.Р. обратилась в суд к обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» о взыскании среднемесячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения за счет средств работодателя и компенсации за задержку выплаты.
В обоснование исковых требований указав, что 01.11.2016 она была уволена в связи с сокращением штата (численности) предприятия в ООО «ГУЖФ». 01 марта, 03 апреля и 11 мая 2017 года комитетом по труду и занятости вынесено решение о возложении на ответчика обязанности за счет собственных средств осуществить выплату Смаглий В.Р. среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения на основании статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ). Поскольку до настоящего времени указанное решение не исполнено, просит взыскать с ООО «ГУЖФ» в ее пользу средний месячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяц со дня увольнения в размере 79 642,00 рубля, а также обязать выплатить компенсацию за нарушение сроков выплаты заработка в размере 4 000,97 рублей.
В последствии истец, уточнила требования и просила взыскать с ООО «ГУЖФ» в ее пользу средний месячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяц со дня увольнения в размере 84 665,46 рублей, а также обязать выплатить компенсацию за нарушение сроков выплаты заработка в размере 6 419,93 рублей.
Истец, извещенная должным образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ранее просила о рассмотрении дела в ее отсутствие
Представитель ответчика ООО «Главное управление жилищным фондом» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Третье лицо МГОБУ Центр занятости населения г. Снежногорска ЗАТО Александровск, будучи уведомленные должным образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, предоставив отзыв на исковое заявление, в котором считают требования Смаглий В.Р. законными и подлежащими удовлетворению, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
Судом приняты необходимые меры по надлежащему и своевременному извещению ответчиков о месте и времени рассмотрения дела.
Таким образом, в силу статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), у суда имеются основания считать ответчиков извещенными надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Поскольку истец не менял предмет или основания иска, в соответствии со статьей 233 ГПК РФ, с согласия истца, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).
Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 3 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Выплата сохраняемого среднемесячного заработка на период трудоустройства, предусмотренная статьей 318 ТК РФ, является мерой социальной защиты не безработных, а гарантией и компенсацией для лиц, уволенных с работы в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, если они в месячный срок обратились в орган службы занятости населения и не были трудоустроены. Выплата производится на основании соответствующего решения органа службы занятости населения.
Отдаленность районов Крайнего Севера и приравненных местностей создает дополнительные трудности для трудоустройства работников по сравнению с другими регионами России, поэтому ТК РФ предусматривает более длительные сроки сохранения среднего заработка в случае увольнения работников в связи с ликвидацией организации и сокращением численности или штата работников по сравнению с общими правилами, предусмотренными ст. 178 ТК РФ. Сохранение заработной платы на период трудоустройства по своей правовой природе является гарантией.
Судом установлено, что истец работала в ООО «Главное управление жилищным фондом» с 01 ноября 2015 года в должности дежурной по общежитию, приказом № от 28 октября 2016 года трудовой договор с истцом расторгнут по основаниям п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, в связи с сокращением численности работников организации (л.д. 10-13).
Согласно карточки персонального учета гражданина ищущего работу № 11 ноября 2016 года Смаглий В.Р. обратилась в МГОБУ Центр занятости населения г.Снежногорска ЗАТО Александровск, и была зарегистрирована в качестве гражданина, ищущего работу.
Решениями МГОБУ Центр занятости населения г.Снежногорска ЗАТО Александровск № от 01.03.2017, № от 03.04.2017, № от 11.05.2017, Смаглий В.Р. сохранена средняя заработная плата на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения, на основании ст.318 ТК РФ, поскольку она обратилась в месячный срок со дня увольнения в орган службы занятости населения и не была им трудоустроена (л.д. 16-18).
Согласно представленным истицей выписным эпикризам и справкам, Смаглий В.Р. находится на диспансерном учете в Мурманском областном онкологическом диспансере, где проходит постоянное лечение, имеет онкологическое заболевание, что принимается судом как исключительный случай, касающийся уволенного работника и связанного с его незащищенностью.
Учитывая, что истец Смаглий В.Р. была уволена с работы по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с сокращением численности (штата) работников организации), в течение месячного срока со дня увольнения обратился в орган службы занятости и не была трудоустроен, решениями МГОБУ Центр занятости населения г.Снежногорска ЗАТО Александровск от 01.03.2017, 03.04.2017 и 11.05.2017 ей сохранена заработная плата на период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяц со дня увольнения, по состоянию на день рассмотрения дела судом задолженность по выплате пособия ответчиком истцу не выплачена, возражений по сумме задолженности ответчиком не заявлено, наличие у истца онкологического заболевания и наблюдение по поводу данного заболевания в Мурманском областном онкологическом диспансере, суд приходит к выводу, что требования истца в указанной части обоснованы, и подлежат удовлетворению в размере 84 665,46 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку, ответчиком не были надлежащим образом исполнены обязательства по выплате истцу среднемесячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения за счет средств работодателя, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании процентов за задержку выплат.
Размер подлежащих взысканию процентов за задержку выплаты денежных средств в пределах заявленных истцом исковых требований в сумме 6 419,93 рублей, ответчиком не оспорен.
В силу ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Исковое заявление Смаглий В.Р. к обществу с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» о взыскании среднемесячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения за счет средств работодателя и компенсации за задержку выплаты, удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» в пользу Смаглий В.Р. среднемесячный заработок по последнему месту работы в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения за счет средств работодателя в размере 84 665,46 рублей, компенсацию за задержку выплат в размере 6 419,93 рублей, а всего 91 085,39 (девяносто одна тысяча восемьдесят пять рублей 39 коп.)
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Главное Управление жилищным Фондом» в бюджет муниципального образования государственную пошлину в размере 2 932,56 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения судом определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Л.В.Смирнова