РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2018 года пос. Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Исаковой В.П.,
при секретаре Рунец Ю.А.,
с участием представителя ответчика администрации Калевальского муниципального района Лежоева Н.А. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Люленкова Валерия Сергеевича к администрации Калевальского муниципального района, администрации Юшкозерского сельского поселения о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Люленков В.С. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что является собственником квартиры в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Решением исполнительного комитета Юшкозерского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № ему было предоставлено разрешение на строительство приусадебных построек (бани и летней кухни) по адресу: <адрес>. Этим же решением строительство приусадебных построек: гаража, бани, летней кухни по указанному адресу разрешено ФИО1 Позже, ДД.ММ.ГГГГ супруга ФИО1 - ФИО2 продала истцу указанные постройки. На основании постановления Юшкозерской администрации от ДД.ММ.ГГГГ № истцу был выделен земельный участок по адресу: <адрес> и разрешено строительство хлева и гаража напротив дома № по <адрес>. Указал, что государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен, имеется схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, определены характерные точки границ, площадь земельного участка составляет 1368 кв.м. Истец пользуется земельным участком около 29 лет, имеются сведения в похозяйственной книге № за ДД.ММ.ГГГГ согласно которым в хозяйстве Люленкова В.С., имеются квартира № по адресу: <адрес>, хозяйственные постройки (погреб, баня, гараж, летняя кухня), земля под посадку картофеля и овощей. В связи с тем, что земельный участок был предоставлен ему до введения в действие Земельного кодекса РФ, отсутствие возможности во внесудебном порядке зарегистрировать право собственности на земельный участок по причине того, что в решении от ДД.ММ.ГГГГ №, в выписке из похозяйственной книги не указаны характеристики земельного участка, истец просит признать право собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1368 кв.м., расположенный в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, в границах в соответствии с координатами, указанными в просительной части иска.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия.
Истец в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Калевальского муниципального района Лежоев Н.А. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Просил в иске отказать.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика, указал, что истцом не соблюден предусмотренный законом порядок обращения за предоставлением земельного участка в собственность, не представлены доказательств предоставления ему земельного участка до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.
Представитель ответчика - администрации Юшкозерского сельского поселения ФИО3 ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие, не возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие представителей, указали, что сведения в отношении спорного земельного участка с характеристиками, указанными в иске в ЕГРН отсутствуют, государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.
Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки отнесены к объектам недвижимого имущества.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как следует из материалов дела, Люленков В.С. зарегистрирован и проживает в квартире №, расположенной по адресу: <адрес>.
Решением исполнительного комитета Юшкозерского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было предоставлено разрешение на строительство приусадебных построек (бани и летней кухни) по адресу: <адрес>. Этим же решением строительство приусадебных построек: гаража, бани, летней кухни по указанному адресу разрешено ФИО1, супруга которого ДД.ММ.ГГГГ продала истцу указанные постройки. На основании постановления Юшкозерской администрации « О предоставлении земельного участка под строительство надворных построек» от ДД.ММ.ГГГГ № истцу был выделен земельный участок по адресу: <адрес> и разрешено строительство хлева и гаража напротив дома № по <адрес>
Из выписки из похозяйственной книги № за ДД.ММ.ГГГГ. следует, что имеется счет № на имя Люленкова В.С., главы хозяйства, «в хозяйстве имеется квартира ККГЭС, хозяйственные постройки: погреб/ год возведения - ДД.ММ.ГГГГ, баня/год возведения -ДД.ММ.ГГГГ, гараж, летняя кухня, адрес хозяйства - <адрес>. Всего земли в пользовании картофель - 1с, овощи - 20 м.кв.
ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в адрес Люленкова В.С. направлено решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду под ведение личного подсобного хозяйства, в том числе, по причине того, что схема расположения земельного участка, прилагаемая к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Основанием возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. (п. п. 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Как следует из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата № 10/22 "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством (пункт 16).
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Данные положения Федерального закона № 218-ФЗ свидетельствуют о том, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом, границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из материалов дела следует, что согласно Уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 23.11.2018 № КУВИ-001/2018-13895407 спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, сведения в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Доказательств, свидетельствующих о предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка в собственность или в ином порядке, а также сведений об обращении истца в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка в собственность, истцом не представлено, в материалах дела не имеется.
Приложенная к исковому заявлению схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. №), не свидетельствует, что спорный земельный участок как объект земельных правоотношений сформирован, более того, указанная схема не утверждена уполномоченным органом.
Вопреки доводам истца о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле выписка из похозяйственной книги № за ДД.ММ.ГГГГ. на пользование земли - картофель -1с, овощи 20 м.кв., постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о выделении земельного участка под строительство надворных построек, не содержат сведения о предоставлении ему спорного земельного участка под ведение личного подсобного хозяйства, площадью1368 кв.м.
Напротив, в материалах дела имеется договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между истцом и администрацией местного самоуправления Калевальского национального района, согласно которому истцу передается в аренду земельный участок по <адрес> под огородничество в размере 350 кв.м., под гараж - 18 кв.м., под хозяйственные постройки (баня, хлев, погреб, сарай) (24,0 кв.м+9,0 кв.м+8,0 кв.м.); под летнюю кухню 15,0 кв.м, что подтверждается постановлением администрации д.Юшкозеро от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении права аренды» (л.д.№). Ответ Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду под ведение личного подсобного хозяйства (л.д. №).
Принимая во внимание вышеизложенное, то обстоятельство, что спорный земельный участок не сформирован, не осуществлен его государственный кадастровый учет, следовательно, такой земельный участок не является индивидуально-определенной вещью и не может быть вовлечен в гражданский оборот,отсутствие доказательств обращения истца в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность, суд полагает об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Люленкова Валерия Сергеевича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья В.П. Исакова
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФсоставлено 10 декабря 2018 года