№2а-1694/2020
70RS0004-01-2020-003011-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 июля 2020 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Лобановой Н.Ю.,
при секретаре Татаренко В.А.,
с участием:
помощника прокурора г.Томска Семёновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по иску прокурора г.Томска о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Прокурор г. Томска (далее – прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил о признании информации, размещенной на Интернет-сайтах: ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной проверки исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», установлено, что на указанном сайте размещена информация о методах изготовления пороха кустарным способом. Наличие в свободном доступе на указанном сайте подобного рода информации нарушает права неопределенного круга лиц. Любой пользователь, имеющий доступ к сети Интернет с помощью персонального компьютера или любого иного устройства, посредством введения URL-адреса: ..., в адресную строку браузера может получить доступ к рассматриваемым Интернет-сайтам и их контенту.
Таким образом, установлено, что обеспечивается открытый доступ к Интернет-странице: ..., деятельность, которых осуществляется с нарушением требований Федерального закона № 149-ФЗ. В соответствии со ст.15.1 ФЗ №149-ФЗ в целях ограничения доступа к указанному сайту в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внести данные сайта в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
В судебном заседании помощник прокурора г.Томска административные исковые требования поддержала.
Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Томской области в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, не возражал против удовлетворения административного иска.
Определив на основании ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г.Томска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г.Томска проведена ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенной информации.
Проверка проведена в служебном кабинете № прокуратуры <адрес> в <адрес>) с использованием служебного персонального компьютера (инвентарный №) под управлением операционной системы «Windows 8» с использование программы браузера «Google Chrome», путем введения в адресную строку URL-адресов ... https://ok.ru/terrasiberica/topic/66686295187588, http://chemistry-chemists.com/N4_2011/P4/ChemistryAndChemists_4_2011-P4-1.html, осуществлен доступ к указанным интернет-сайтам и их контенту.
В ходе проверки установлено, что на сайтах ..., размещены материалы, содержащие информацию о методах изготовления пороха кустарным способом в домашних условиях. Какие-либо ограничения по доступу к указанным интернет-ресурсам не установлены. Любой пользователь, имеющий доступ к сети Интернет с помощью персонального компьютера или любого иного устройства посредством введения вышеуказанных URL-адресов ... осуществлен доступ к указанным Интернет сайтам.
Об указанных обстоятельствах помощником прокурора г.Томска составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложением скриншотов страниц с указанных интернет-сайтов.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.4 ст.1 Федерального закона № 149-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
В силу ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; под информационно-телекоммуникационной сетью - технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под доступом к информации - возможность получения информации и ее использования; под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; под оператором информационной системы -гражданина или юридическое лицо, осуществляющих деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
В силу статьи 3 Федерального закона № 149-ФЗ основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет». При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пунктами 1, 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Статьей 205 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за совершение террористического акта - взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Статьей 205.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности, одним из видов которого является пособничество в совершении террористического акта.
Под пособничеством в данной статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы
Статьей 223.1 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств в Российской Федерации.
Уголовная ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств предусмотрена ст. 222.1 Уголовного кодекса РФ.
Частью 5 статьи 13.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно- телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с подп.«д» п.2 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя, в том числе информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта.
В силу ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из основных принципов деятельности по противодействию терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
При таких обстоятельствах сведения, размещенные на вышеуказанных Интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости изготовления пороха.
На момент проверки указанные интернет-ресурсы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесены. Согласно универсальному сервису проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет» Роскомнадзора (http://eais.rkn.gov.ru, http://blocklist.rkn.gov.ru) доступ к указанным сайтам ограничения не введены.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела, скриншотами с сайта.
При таких обстоятельствах, суд считает, что информация, размещенная на интернет-сайтах ..., является запрещенной, поскольку за совершение действий, размещенных на данных интернет-сайтах, предусмотрена уголовная и административная ответственность, а ее распространение нарушает права и законные интересы граждан, оказывают прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей сети «Интернет», чем нарушают конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Учитывая, что данные интернет-сайты не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а установить его владельца не представляется возможным, суд считает требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора г. Томска о признании информации, размещенной на интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайтах: ..., информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Томской области (г.Томск, ул.Енисейская, 23/1) – оператору «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», для внесения сведений в Единый реестр.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 10.07.2020
Судья Н.Ю. Лобанова